Патологическая любовь к сыну, психологический симбиоз. 5 глава
Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы». [111]***
Зачатие ребенка – это дар от Бога, это чудо. В истории церкви множество историй о даровании детей по молитвам, о рождении детей у престарелых родителей во славу Божию. Есть молитвы неплодных супругов о даровании ребенка, о благополучном исходе родов. Люди присваивают зачатие себе, но только Бог решает, кому и когда дать ребенка. И врачи скажут, что, сколько не планируй, какие технологии не применяй, нельзя быть до конца уверенным, что зачатие состоится, или не состоится. Это великая тайна, это настоящее чудо.
Грех аборта. Основная заповедь, которая лежит в отрицательном отношении к абортам, «не убий». Но, например, Иоанн Златоуст пишет: «Плодоизгнание есть нечто хуже убийства». А что же может быть хуже убийства? Очевидно, то, что приводит к убийству, что является его основанием. Это нарушение первой и наивысшей заповеди, заповеди любви. *** Отрывок из фильма «Остров». Режиссер П. Лунгин. В Валаамский монастырь приехала девушка за советом к прозорливому старцу Анатолию. К ней вышел сам старец, но сказал, что это не он, а его послушник. Девушка плачет: - Мне бы.. Мне бы со старцем Анатолием поговорить… - Нашла с кем разговаривать! Радио лучше слушай, и то толку больше будет! Девушка начинает плакать. - Что, горе что ли? - Ой, горе.. уж такое горе, такое горе… - Ну ладно, не реви. Пойду, спрошу… Может саблоговолит.. Хотя, сегодня чего-то не в духе он… - Вы спросите, а я в долгу не останусь.. (сует деньги). - Убери, дура, чтоб я этого больше не видел… - Извините.. Он уходит… Девушка стоит, ждет, плачет… Из-за угла выходит старец. Под свое монашеское платье он что-то запихал, изображая живот беременной. Медленно выходит к девушке: - Ну, что? За благословением на убийство приехала? - Показывает кулак: Вот тебе, а не благословение!
Девушка начинает плакать: - Пожалуйста, батюшка миленький. Спросите благословения на аборт у старца… - В ад собралась… и меня с собой затащить хочешь… А? Девушка встает на колени, плачет: - Не знаю… так ежели я его рожу, меня никто замуж не возьмет… кому я с дитем –то нужна? - А тебя и так никто не возьмет... Вон, на роду написано, а здесь ребеночек будет, утешение… Всю жизнь себя проклинать будешь, что дитя-то невинное убила.. - А вы-то откуда знаете? Вы же не старец… - Может я сам-то человека убил.. ну ладно, вставай с колен. На коленях Богу молиться надо, а что передо мной-то стоять… Мальчик-то будет зо-ло-той! Девушка начинает улыбаться. - Ну, все иди отсюда! Вон! Девушка убегает по мосткам к лодкам.***
Иерей Кирилл Иванов в книге «На приеме в женской консультации. Вопросы и ответы» так пишет о грехе аборта: «В Книге правил существуют специальные главы, посвященные этому греху. Так 91-е правило Шестого Вселенского собора гласит: «женщин, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и принимающих отравы, умерщвляющие плод, подвергаем епитимии человекоубийцы». В 21-м правиле Поместного Анкирского собора говорится, что «женщинам, зачавшим в прелюбодеянии и истребившим плод, а также занимающимся составлением детогубительных отрав, было запрещено причащение до кончины, и так и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили для них проходить десятилетнее покаяние по установленному чину (и потом приступать к причащению)». [102] Таким образом, Церковь испокон веков приравнивала грех детоубийства во чреве матери к человекоубийству, налагая соответствующие епитимии (наказания для кающихся). Далее св. Кирилл Иванов пишет: «Необходимость в озвучивании простой истины о том, что аборт является одним из самых тяжких смертных грехов – убийством, диктуется тем, что некоторые известные политические деятели, выступая в ток-шоу, отстаивают право женщины на аборт. При этом они заявляют, что являются православными и таким образом компрометируют Церковь. Поэтому необходимо внести ясность: «православный» убийца ничем не отличается от «неправославного» убийцы кроме одного: он согрешает тяжелее!» [102]
Особенности организации беседы
с учетом религиозного аспекта: Нет таких тестов, чтобы измерить меру веры человека в того Бога, которого он себе выбрал. Что такое «воцерковленность» (православный термин)? Это мера, с которой человек принял догматы и предписания церкви. Православная церковь предписывает ходить в Храм на литургию каждое воскресенье, причащаться несколько раз в год, исповедоваться. Естественно, что если ты принял Бога сердцем, то не станешь грешить – то есть нарушать заповеди, данные Богом человеку. Поэтому, если человек говорит, что он верующий, а при этом прелюбодействует (то есть имеет интимные отношения до или вне брака), делает аборт, убивает, ворует, то это не значит, что религия это разрешает, и все верующие так делают, это только значит, что этот конкретный человек не воцерковлен, то есть верит во что-то там в своей душе, но членом церкви его трудно считать, так как он нарушает главные заповеди Бога. Такой человек не воцерковлен. Мне часто приходится слышать, что вот мусульманская семья сделала много абортов. Я начинаю спрашивать и оказывается, что этот мужчина за 15 лет ни разу не был в мечети, что жил интимной жизнью до брака, имел много женщин. Он и жена не могут рассказать элементарных правил мусульманской жизни и не соблюдают праздников. Извините, но нельзя по такому человеку сулить о мусульманстве, потому что он не живет по законам этой религии. Он является нарушителем этих законов. Так же я знаю семью, где муж – русский, а жена – еврейка. Она вопреки желанию мужа сделала аборт, после чего они развелись. И мне сказали окружающие: «смотри, она еврейка и сделала аборт, значит, иудаизм это разрешает». Нет, совсем не так. Это просто значит, что эта конкретная женщина – не верующая. Она не соблюдает законов своей религии, не верит в них. По ее поступкам нельзя судить об иудаизме. То, что она еврейка по национальности еще не значит, что она знает, принимает и соблюдает законы религии своего народа. А если бы на ее месте была глубоко верующая иудейка, соблюдающая все законы, предписанные ее Богом человеку, то она знала бы, что это страшный грех. На самом деле такая женщина вряд ли бы смогла сделать аборт.
Я надеюсь, что смогла донести эту главную мысль до вас – поступки человека показывают, насколько он верен тому Богу, которого выбрал. Моя знакомая приняла католичество, покрестилась. А потом стала сожительствовать с мужчиной, они прожили вместе год, потом разошлись. В Библии четко сказано, что это прелюбодеяние, это грех. Любой священник скажет ей, что это запрещено Богом. Это не значит, что эта религия это разрешает, католичество осуждает такие связи. Это значит только то, что эта девушка нарушает правила жизни верующего человека, нельзя по ее поступку судить о том, как нужно жить правоверному католику. Почему я уделили этому вопросу так много места? Есть яркая связь между абортом и верой человека. Искренне глубоко верующий, воцерковленный человек – не пойдет на аборт, так как церковь это запрещает. Мы говорили о том, что есть такой мотив сохранения беременности как «аборт – это грех». И этот мотив станет очень мощным для верующей женщины. Для невоцерковленной – этот мотив будет слабым.
В ходе беседы В рекомендательной брошюре «Центр защиты материнства» ПМПЦ «Жизнь» (Москва) так пишут о стратегии консультирования женщин различного религиозного самосознания: «Верующие женщины. Сторонники абортов не могут считаться верующими людьми, независимо от того, кем они себя считают или называют. Но следует учитывать низкий уровень религиозного сознания и образования. Работнику центра, проводящему беседы с женщинами, совершенно необходимо иметь копии правил Вселенских Соборов, Социальную концепцию РПЦ. Церковные правила как аргумент могут воздействовать на человека, у которого сохранились хотя бы зачатки религиозного сознания. Неверующие. Для совершенно неверующих решающим словом, способным изменить отношение к сохранению беременности может стать правдивая информация о вреде аборта и необратимости отрицательных побочных действий.» [166]
6.3. Социальная реклама. Социальная реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее - это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении тех или иных социальных проблем. Г. Николайшвили пишет, что «принцип социальной рекламы заключается в невозможности преследования коммерческих или политических целей, а также упоминаний конкретных коммерческих брэндов, организаций, марок (артикулов, моделей) товаров, а также политических партий и отдельных политиков». [103] Подводные камни социальной рекламы.
1. Социальная реклама может работать через подачу либо позитивной, либо негативной информации. Когда в материалах в качестве основного представлено негативное послание («аборт – убийство», «не обрывайте жизнь поколений», «я ребенок, не родившийся на свет» и др.), создателям часто приходится сталкиваться с проблемой отказа в размещении такой информации, так как многие не хотят вникать в проблему! Важной учитывать при этом «человеческий фактор» - решение о размещении рекламы принимают разные люди и мужчины, и женщины, и вполне возможно, что они сами делали аборты, либо кого-то на него активно толкали, поэтому в силу собственного «репродуктивного опыта», они могут выступить против размещения материалов, направленных на защиту жизни зачатых детей. 2. Существуют два социальных движения в вопросе об аборте: «за выбор» («pro choice») и «за жизнь» («pro life»). Социальная реклама создается обоими социальными течениями, но соответственно преследует разные цели. Кратко представим различия двух этих течений:
Движение «за выбор» («pro choice»). 1. Выступают за юридическое право женщины на выбор аборта. 2. Профилактика абортов - за счет пропаганды противозачаточных средств (особенно гормональных контрацептивов); программ сексуального просвещения молодежи. 3. Профилактика абортов в случае наступившей беременности - за счет оказания психологической помощи беременным (только в Европе, в России подобная помощь ими зачастую не оказывается); в случае решения об аборте – предлагают мини-аборт как более безопасный по сравнению с хирургическим и последующее консультирование женщины по вопросам предохранения. *** История РАПС в России. Настоятельно рекомендуем прочитать историю формирования этого института здравоохранения в России и его отношения с МФПС (международной федерацией планирования семьи) в материалах по адресу: http://pms.orthodoxy.ru/semia/raps/, об этом пишут такие авторы как И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова. *** Материалы, созданные в духе движения «за выбор» всегда сопровождаются рекламой контрацептивов и средств механической защиты (презерватив). Они не содержат предложения о помощи, а только нейтральные фразы о вреде аборта и необходимости взвесить свое решение, а также предлагают делать аборт на более ранних сроках гормональным методом (провокация выкидыша). В частности большинство материалов, созданных для молодежных женских консультаций для девочек-подростков, содержат только подобную информацию: «Аборт нежелателен, это большой удар для твоего организма. Возможные последствия – бесплодие. Если же ты все же решила прервать беременность, то нужно обратиться к врачу. Ты имеешь право принимать это решение самостоятельно». Нет никакой информации об альтернативе аборта, нет адресов помощи, куда можно обратиться. А самое главное процедура аборта представлена таким сухим, практически мертвым языком, что вряд ли кого-то способна поколебать в решение относительно исхода беременности. Нет информации о внутриутробном развитии ребенка, о счастье материнства. По сути, здесь обсуждается положение только девушки, а ребенок абсолютно обезличен. Для того же, чтобы женщина могла объективно информировано выбирать будущее зачатого ребенка, она должна действительно видеть и воспринимать реальность существования малыша внутри себя.***
Движение «за жизнь» («pro life»): 1. В идеале – полный юридический запрет абортов (кроме медицинских показаний). 2. Профилактика абортов - за счет выработки в обществе негативного отношения к аборту, моральной установки на запрет добрачных отношений; укрепления института семьи. Выступают против гормональных контрацептивов в качестве противозачаточных средств из-за их абортивного эффекта и вредного влияния на женский организм. 3. Профилактика абортов в случае наступившей беременности - за счет организации центров помощи беременным; предложения отказа от ребенка и усыновления как альтернативы аборту.
В целом, описание сути социальной рекламы вообще и по проблеме абортов в частности в рамках движения «в защиту жизни» можно представить следующим образом [177]: Предназначение: выработка установки общества на семейные ценности, негативное отношение к аборту как средству контроля над рождаемостью, повышение мотивации к рождению детей. Миссия: в отношении данной проблемы - снижение количества абортов, повышение показателей рождаемости. Роли социальной рекламы - образовательная, воспитательная, агитационная, коммуникационная, информационная.[145] В рамках движения «в защиту жизни» - распространение информации о внутриутробном развитии, негативных последствиях аборта на соматическое и психологическое здоровье женщины. Воспитание ответственности и семейных ценностей среди женщин и мужчин. Укрепление института семьи. Предмет социальной рекламы - идея, обладающая определенной социальной ценностью. [145] В рамках «pro-life» - рождение детей даст потенциал стране, сохранит репродуктивное здоровье женщин, укрепит семью. Цели: привлечь внимание к масштабам абортов в России, к статистике осложнений после абортов и негативных последствий после абортов, к девальвации семейных ценностей и разрушению института семьи. Задачи: Г. Николайшвили [103] выделила стандартные задачи социальной рекламы, а Куценко О.С. и Яковлева И.В. [177] раскрыли их в теме профилактики абортов, выделив следующие задачи социальной рекламы данной направленности: 1. Формирование общественного мнения: («аборты – это беда общества, необходимо помогать беременным в трудной ситуации», «зачатые дети имеют право на жизнь»); 2. Привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни: («статистика абортов, статистика негативных последствий абортов; сравнение с показателями других стран не в пользу России»); 3. Стимулирование действий по их решению: (принятие новых законопроектов по защите прав беременных, стимулирование благотворительности на помощь беременным в кризисной ситуации, на образовательные программы для молодежи по воспитанию семейных ценностей и т.д.); 4. Формирование позитивного отношения к государственным структурам: («доверие к центрам помощи женщинам в кризисной ситуации, общественным и благотворительным организациям, помогающим беременным»); 5. Демонстрация социальной ответственности бизнеса: («социальная неуверенность беременной – частая причина абортов». «Ответственность работодателя за финансовую помощь беременным сотрудницам»); 6. Укрепление социально значимых институтов гражданского общества («укрепление семьи, статуса и значимости родительства»); 7. Формирование новых типов общественных отношений («взаимопомощь семей с детьми, беременных друг другу»);изменение поведенческой модели общества: (отказ от абортов, создание законных семей, зачатие детей в браке с установкой на рождение детей»).
2 уровня социальной рекламы. Некоторые аналитики отдельно выделяют еще два уровня социальной рекламы [145]: 1. Реклама, призванная внедрять или закреплять конкретные правила и нормы (что связано с набором определенных действий). (Например: «не делай аборт, а позвони в службу помощи беременным в кризисной ситуации»). 2. Реклама, рисующая «образ мира», призванная узаконить уже существующие или же только предлагающиеся моральные и поведенческие нормы. Так, реклама второго уровня, например, не просто призывает «не делать аборт», а дает идеальную картинку «стратегического» отношения к жизни, в которую предполагаемые правильные действия встраиваются в качестве логичного элемента («Семья – главная ценность! Дети – твоя радость в старости!» «Счастливая многодетная семья – это норма и надо стремиться к этой норме» - то есть дается целостная установка на семейные ценности). Такая реклама эффективнее и интереснее, однако, в России ее фактически нет. Отечественная социальная реклама пока более «инструментальна»: она описывает действие, которое необходимо совершить.
Целевые группы: Материалы социальной рекламы по проблеме сохранения беременности могут создаваться в расчете на обе гендерные группы (женщины и мужчины) и на все возрастные категории. В описании задач социальной рекламы мы коснулись того, что материалы могут быть ориентированы на бизнес структуры, на пропаганду семейных ценностей, на всех членов общества для стимулирования их активности в помощи беременным в трудной жизненной ситуации, на врачей с призывом помогать в сохранении жизни зачатых детей и т.д. Исходя из конкретной задачи, которую ставят перед собой создатели социальной рекламы, выбирается целевая аудитория, и создаются материалы. Также и наоборот, исходя из приоритетной целевой аудитории - ставятся задачи и выбираются методы их реализации.
Материалы, ориентированные на женскую аудиторию. Эти материалы можно условно разделить на 2 группы: 1 группа - те, что обращены к уже беременной женщине – с целью остановить ее от аборта; 2 группа – те, что обращены к девушкам и женщинам, не беременным, с целью сформировать у них в целом негативное отношение к аборту, чтобы в будущем у них даже не возникло желания делать аборт.
В последнее десятилетие в России стали набирать обороты и активно развиваться противоабортные компании, создающие большое кол-во социальной рекламы против абортов. Но научной систематизацией и тестированием этих продуктов никто особо не занимался. Мы попытались разделить все имеющиеся типы подачи информации против абортов на несколько групп, для того, чтобы дальше можно было анализировать эффективность той или иной продукции.
По тематике содержания условно можно разделить все информационные материалы по проблеме аборта на 2 группы: 1. Метод воздействия - подача негативной информации, ожидаемый эффект при этом - желание вызвать отрицательные эмоции к определенному объекту (например, «аборт – это убийство», «последствием аборта может стать бесплодие» и т.д.). Долгосрочный результат будет выражаться в том, что человек станет стараться в будущем не делать то действие, которое в рекламе описано как отрицательное. 2. Метод воздействия - подача положительной информации. Ожидаемый эффект - желание вызвать положительные эмоции к определенному объекту (например, «материнство – главная радость в жизни», «малыш – ты мое счастье» и др.). Долгосрочный результат: человек будет стараться в будущем повторить то действие, которое в рекламе описано как положительное, то есть, дан образец поведения, который можно выполнять. Исходя из этого деления, можно составить классификацию содержания рекламных материалов по проблеме абортов.[177]
Классификация видов посланий социальной рекламы по проблеме аборта и в защиту жизни. 1.Образ материнства. Негативная информация: «Ты - убийца», «в тебе – кладбище», «Ты рождена, чтобы давать жизнь, а даешь смерть». Положительная информация: «Материнство – счастье, призвание, радость». Светлые красивые фотографии счастливых матерей, семей, детей. 2.Образ рожденного ребенка. Негативная информация: Останки детей после аборта, лица детей расколотые на части, «Он умер от руки родителей». Положительная информация: Красивые детские лица, счастливые фото: «Они смогли увидеть солнце», это цветы жизни. «Мама, я буду радовать тебя!» 3.Образ внутриутробного развития. Негативная информация: Боль ребенка во время аборта, рассказы от его имени (например, «дневник нерожденного ребенка»). Положительная информация: Биение сердца, Задача данного блока – дать информацию о том, что внутриутробный ребенок живой, все чувствует. 4.Образ аборта Негативная информация: Это убийство, «Вот что останется от твоего ребенка после аборта», шокирующие материалы с изображением тел абортированных детей. Положительная информация: защитниками жизни она не дается, материалы этого раздела создаются в частности представителями движения «pro-choice» («за право на аборт») и рассказывают о том, что аборт – это просто операция, что ничего вредного в ней нет. 5.Образ здоровья женщины после аборта Негативная информация «Что останется от твоего здоровья после аборта?», статистика заболеваний, бесплодия, разводов после аборта, информирование о постабортном синдроме. Положительная информация: защитниками жизни она не дается, материалы этого раздела создаются в частности представителями движения «pro-choice» («за право на аборт») и рассказывают о том, что аборт – это просто операция, что ничего вредного в ней нет, пытаются внедрить понятие «безопасного аборта». 6.Образ врача, делающего аборт. Негативная информация: «Врач, делающий аборт – убийца», «его руки в крови», «Врач должен гордиться не количеством убийств, а количеством спасенных жизней». Положительная информация: «Этот врач не делает абортов! Потому что его профессия – сохранять жизнь!». 7.Образ выбора. Негативная информация: «Пожалеешь, но уже не вернешь», «Его больше не будет», изображение весов, где одной стороны – удовольствия, деньги, машина, а с другой – жизнь ребенка. Рассказы типа «5 лет назад я сделала аборт, теперь у меня не может быть детей. Я убила своего единственного сына», «Возможно это твой единственный ребенок, не убивай его!». Положительная информация: «Ты делаешь правильный выбор! Дай ему увидеть солнце!», «Я хотела сделать аборт, но остановилась! Моему сыну 5 лет. Я СЧАСТЛИВА!» 8.Образ греха Негативная информация: «Если ты не видишь своего греха, это не значит, что его на тебе нет. Аборт – это убийство». Изображение плачущего над останками детей Иисуса. Положительная информация: «Не бери греха на душу – не убивай!», «Господь дает ребенка – даст и все для него», 9.Образ поколений. Негативная информация: «Не обрывай поколения…», «Ты оборвал жизнь многих поколений», «Ты убиваешь не одного, а многих….» Положительная информация: «Ты выбираешь жизнь не только своего ребенка, но и его внуков, правнуков….», «Твой рожденный сын и его будущие дети скажут тебе спасибо» 10.Образ семьи. Негативная информация: «Семья с абортам - трупы в вашей постели», «Несчастье…», «Семья с абортом – семья с трещиной», «Аборт – не способ сохранить семью, а способ – разрушить». Положительная информация: образ счастливой семьи с ребенком, с несколькими детьми. 11.Образ мужчины, отца. Негативная информация: «Хочешь убить сына? Какой же ты мужчина?». Положительная информация: «Отечество - от слова ОТЕЦ», «Моя семья, моя крепость», «Будь мужчиной!», «сила не в кулаках, а в поступках, не толкай ее к аборту». 12.Предложение помощи. Негативная информация: защитниками жизни она не дается, материалы этого раздела создаются в частности представителями движения «pro-choice» («за право на аборт»), в которых они могут пытаться дискредитировать деятельность организаций в защиту жизни (западный опыт). Положительная информация: «Остановись! Мы тебе поможем!», «Беременна? но трудные обстоятельства вынуждают сделать аборт? Остановись! Телефон доверия для беременных в трудной жизненной ситуации!» 13.Образ многодетности. Негативная информация: защитниками жизни она не дается, материалы этого раздела создаются в частности представителями движения «pro-choice» («за право на аборт»), в которых они могут пытаться дискредитировать деятельность организаций в защиту жизни (западный опыт). Положительная информация: «Они родились третьими»; «большая семья – большое счастье». 14.Семейные ценности. Негативная информация: «Гражданский брак» – это просто сожительство, уважай себя не соглашайся на это, «лишь 20% «гражданских браков» заканчиваются официальной свадьбой, а остальные распадаются». Положительная информация: Предлагая сердце – предложи и руку; дети укрепляют семью. 15.Социальные стереотипы. Негативная информация: Пример №1: «Давайте называть все своими именами: аборт, прерывание беременности – это убийство; зачатие – это рождение новой жизни; плод, эмбрион – это живой ребенок; а беременная – это уже мать! Те же, кто не называет вещи своими именами – обманщики и лицемеры. Но ты ведь знаешь правду? Узнай больше на сайте…». Пример № 2: Кто-то думает: «Я хочу хорошо одеваться и ездить на дорогой машине, поэтому я сделаю аборт». Но это мышление преступника – убить того, кто мешает жить красиво. Задумайся! Ты ведь не преступник? Положительная информация: Пример №1: «Беременность – это женская проблема? НЕТ! В зачатии участвую двое – мужчина и женщина! Женщина сама решает прервать или сохранить беременность? НЕТ! Ей советуют все родные и отец ребенка! Легко ли справиться с этим решением одной? НЕТ! Беременной нужна ваша помощь! Родился сам – помоги другому! Центр помощи беременным в трудной жизненной ситуации!» Пример № 2 (социальный рекламный ролик, созданный центром Жизнь Санкт-Петербург): «Мы везде встречаем надписи «одежда для будущих мам» и др. Но давайте исправим ошибку. Ведь ребенок уже есть, у него есть ручки, ножки, на 6 неделе бьется сердце. И она не будущая мама, а носящая мама. А вот эти девушки в парке пока только мечтающие о ребенке, они и есть – будущие мамы».
Куценко О.С. и Яковлева И.В. выделили проблемные области социальной рекламы в защиту жизни по вопросу аборта и сохранения беременности и рекомендации по созданию таких материалов [177]:
1. «Выпадение мужчины из сферы ответственности за принятие решения о родах или аборте». Необходимо создание материалов, обращенных к мужчинам, отцам, с целью показать примеры мужественного, ответственного поведения, высмеять слабость бегства. Важно дать положительный образец настоящего отца, главы семьи, показать их ответственность в принятии решения о рождении ребенка.
2. «Предложение помощи не всегда достигает целевой аудитории». Женщины отмечают, что, когда принималось решение об аборте – если им и попадались материалы против аборта, то они не содержали конкретных адресов, телефонов. Беременная, идущая на аборт, чувствует одиночество, которое можно рассеять с помощью предложения помощи. При этом важно, что врачи, сотрудничающие с нами, до нашего знакомства не знали, куда направить беременную женщину за помощью. И даже сейчас, когда у них заканчиваются визитки центра – испытывают растерянность, не помня телефона и адреса центра. Поэтому актуально создавать небольшие брошюрки, которые будут содержать информацию для беременной, думающей об аборте (психологическая поддержка, контактная информация нескольких центров, где ей могут оказать разного рода помощь, ее юридические права на работе, по пособиям и т.д., рекламные материалы положительной направленности). Чтобы у врача они имелись в достаточном количестве для выдачи их беременным, думающим об аборте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|