Условия эффективного использования маркетинга в сфере культуры
Важно понять главное: маркетинг в нонпрофитном секторе культуры специфичен, и его реализация предполагает наличие ряда условий, в том числе: • Знание рынка потребителей нонпрофита, их нужд, » Знание социальных сил — попечителей (государственных и муниципальных органов, движений, спонсоров, меценатов), заинтересованных в обеспечении услуг потребителям. • Знание мотиваций попечителей, т. е. их собственных • Продекларированность этих мотиваций и интересов в • Конкретизация этих интересов в конкретных при полноценное использование концепции маркетинга и маркетинговых технологий и методик в сфере культуры. Сфера культуры России и маркетинг Отвечает ли этим условиям современная сфера культуры России? И да, и нет. 1) Развиваются, правда, зачастую с перекосами в сто 2) Совершается переход от бюджетного финансирова
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЕ! организациям-исполнителям вне зависимости от их формы собственности. За этим следует практика договоров, актов сдачи-приемки соответствующих работ. Фактичес-. ки речь идет об уже сложившейся практике предоставления грантов в сфере культуры. 3) Создаются и развиваются различные фонды «поддержки», «возрождения» и т. д., также финансирующие из своих средств конкретные программы, проекты, заявки. Тем самым в культуре складывается организационно-экономическая ситуация, типичная для рыночной экономики, а значит и условия, необходимые для полноценного и эффективного использования и применения маркетинга. Но это лишь объективные условия и предпосылки. 4.2 СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА Стратегия и планирование в условиях рынка Как уже говорилось, в условиях современного менеджмента и предпринимательства (сверхплотный рынок, тотальность оперативных информационных связей, а значит жесткая и интенсивная конкуренция, все большая зависимость от социально-культурных факторов среды, мотиваций персонала и т. д.) выживают и процветают только те фирмы, которые постоянно и сознательно занимаются поисками нового, сами ищут себе приключения и трудности, рискуют, опираясь на мотивированные к поиску новые команды специалистов и персонала.
МАРКЕТИНГ Перманентное (непрерывное и постоянное) нововведение стало естественной и необходимой формой существования фирмы. Поэтому фирма, существующая в современной динамичной и пластичной среде, должна вести себя столь же гибко и подвижно — анализировать свои возможности, перспективы, проблемы, давая ответ на каждый (даже потенциальный) вызов рынка и социальной среды в целом, иметь веер возможных решений и программ. Одно важное замечание в связи с этим. До сих пор еще довольно широко распространен миф о противоположности рыночной экономики экономике плановой. На этом основании даже формируется идея о «вне»- и «антиплановости» рыночной экономики, «стихии рынка», прерогативы планирования исключительно «плановой» экономики. Однако, экономика тоталитарного общества (а точнее — административно-командная система вместо экономики) была не столько плановой, сколько распределительной. Предполагалось, что существующие предприятия, организации и учреждения должны и дальше существовать впредь и средства (финансовые, материальные) подлежат распределению между ними. «Планирование» сводилось к «кормлению» сложившихся структур — этим, кстати, и объясняется неповоротливость, неспособность к технологическому прогрессу этой экономики, отсутствие заинтересованности менеджеров и персонала в нововведениях — ситуация, имеющая к планированию косвенное отношение, если не мистифицирующая эту центральную функцию управления. Мистика имела место в прямом смысле — предполагалось, что когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца, вернется в ту же позицию на орбите — будут выделены новые средства (годовое планирование), а после пяти оборотов соберется очередной съезд КПСС и что-то радикальное произойдет в экономике страны. Так что «плановая» экономика имеет дело с выраженным, примитивным планированием на уровне макроэкономики в лучшем случае и, наоборот, «стихия» рынка требует от фирм не просто планирования, а планирования постоянного и многообразного, с использованием все богатство технологий и ме- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ тодик планирования и прогнозирования и изобретать-новые — применительно к новым задачам.
Поэтому в рыночной экономике фирма и ее менеджеры имеют дело с такой палитрой методик планирования, с таким обилием плановой документации, какие и не снились апологетам «плановой» экономики. Зачем надо планировать в условиях рынка? Планирование отнюдь не предполагает непреложность и обязательность реализации каждого плана или программы. Зачем же тогда их разрабатывать? Так же как и исторический анализ, планирование, по сути дела, способ познания настоящего. История позволяет познать причины нашего «здесь и сейчас», объясняя причины текущего положения дел. Человек, общество, фирма живут «затылком вперед», осмысляя и переосмысляя пройденный путь заново с каждым пройденным, прожитым опытом. Человеку не дано знать свое будущее, но дано видеть возможные проблемы и перспективы. И каждый пройденный этап и период открывает новые. Поэтому планы, программы, прогнозы — не что иное, как познание все того же настоящего, наших возможностей «здесь и сейчас», рефлексия над существующим положением дел. Пройдет еще какое-то время, и какие-то из них отпадут, а какие-то станут действительностью, откроются новые, фирма должна будет от чего-то отказаться или сможет себе позволить нечто, к чему ранее была не готова или не способна. Поэтому фирма, ее менеджеры должны быть постоянно «заряжены», готовы, Открыты этим возможностям. Фирма в любой момент должна иметь веер программ различной степени проработанности и прописан-ности — как основу своего реагирования на вызовы рынка, общества, времени. Разрабатываемые планы и программы определяют цели, задачи деятельности, пути и способы их решения и реализации, а значит необходимость определенных затрат ресурсов, организационные изменения, новые требования к кадрам, системе контроля и т. д. Именно поэтому планирование — центральное звено современного менеджмента. Меняются цели и задачи — меняется структура, содержание, способы управления, а нередко и менеджеры и персонал фирм. ! МАРКЕТИНГ 6-1185
В условиях рыночной экономики планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Важно подчеркнуть, что стратегические программы не разрабатываются одноразово, а ежегодно, иногда 2 раза в год, подлежат пересмотру, уточнению, доработке, переработке, а иногда отмене в связи с изменением ситуации и перспектив. Во-вторых, оперативное (текущее) планирование на период до 2 лет включительно (годовые, квартальные, декадные, недельные и т. д. планы) текущей деятельности. Очевидно, что маркетинг, определяющий способы поведения фирмы в соответствии с рыночными перспективами, связан, прежде всего, со стратегическим планированием, разработкой соответствующих маркетинговых стратегий и программ. Поэтому с точки зрения планирования маркетинг близок комплексному целевому планированию, программно-целевому подходу, опыт применения которых в российской сфере культуры начал складываться с конца 80-х гг. (см.: Зеленина Л. Э., Тулъчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждения культуры. М., 1986). Развитие методологии планирования, шедшее исподволь, прежде всего, усилиями теоретиков, появление функционального, структурного, системного подходов, их интеграция в технологию программно-целевого подхода создали предпосылки для сле^ дующего шага — применения концепции и технологии маркетинга, технологий и методик разработки маркетинговых стратегий и программ. Причем сами эти стратегии и программы проявляют тенденцию перехода от аналогов конкурентов и от изучения спроса к проектированию и конструированию нового спроса, товаров и услуг, их производства, его обеспечения и организации роста влияния фирмы в обществе. Иначе говоря, само содержание маркетингового планирования все больше напоминает разработку комплексных целевых программ, ведет к повышению роли программ в маркетинге. Концепция маркетинга, таким образом, не заменяет, а интегрирует и обобщает систему и опыт планиро- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ^ вания. Стратегическое маркетинговое планирование включает в себя: а) Формулировку миссии (сверхзадачи) фирмы. Ее
б) Формулировку стратегических целей и задач фир в) Маркетинговые программы, устанавливающие на ос < члрквтинг 6* и как реализовывать, включая для каждого из товаров следующие факторы и показатели: • сводку общих конкретных показателей (объемы ус • характеристику текущей маркетинговой ситуации • риски (опасности и проблемы) — как коммерческие, • стратегию маркетинга (товарная, ценовая, бытовая, • программу действий (кто, когда и что должен де • баланс бюджета затрат и меры по оптимизации при в порядок контроля сбыта, доли рынка, отношения клиентов, рентабельности в разбивке по товарам, сегментам рынка, территориям, режим маркетинга. Стратегии и маркетинговые программы могут быть конкретизированы в текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности. Очевидна, таким образом, центральная роль стратегии — она определяет как содержание конкретных пла- Таблица 2 Место стратегии в маркетинге и менеджменте
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ нов, так и организацию обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу. Цель стратегии — удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые. Именно стратегия задает содержание конкретного маркетингового комплекса фирмы (см. табл. 2). Типы и виды стратегий маркетинга Маркетинговые стратегии различаются по различным основаниям. Прежде всего, они различаются по товарам или по товарным группам. Стратегии различаются также по срокам, на которые они разрабатываются: двух-, трех-, четырех-, пятилетние и т. д. программы. По уровню принятия решения, т. е. уровню управления: стратегии, отрасли, ее подразделения, службы. Могут различаться стратегии и по методам разработки — например, прогнозные, программно-целевые, нормативные и т. д. Однако приведенные различия оставляют маркетинговые программы и стратегии в рамках обычных классификаций видов планов. Собственно маркетинговое различие связано прежде всего с общей направленностью деятельности фирмы на рынке, программируемой стратегией. В связи с этим традиционно различают три основных типа стратегии: • стратегия экспансии (экстенсивного роста), т. е. рас • стратегия интенсивного (органического роста), осно • стратегия диверсификации, т. е. активного выхода Еще до Второй мировой войны редкие фирмы шли на диверсификацию. Устойчивые связи, традиционная клиентура, налаженная технология, оборудование сдерживали менеджеров от диверсификационных стратегий. Однако в послевоенный период по нарастающей приходило осознание, что чем более диверсифицирована деятельность 4 МАРКЕТИНГ фирмы, тем более она жизнеспособна. Диверсификация способствует большей укорененности на рынке позиций фирмы, облегчает переливы капиталов из одной сферы в другую, содействует взаимной поддержке, взаимоподкреплению и дополнению различных товаров, технологий, сбытовой сети. В общем плане относительно спроса можно различать маркетинговые стратегии: 1. Стимулирующий (спрос) маркетинг. Традиционный 2. Развивающий маркетинг. Применим в случаях не 3. Ремаркетинг связан с обновлением интереса к то 4. Синхромаркетинг заключается в. выравнивании 5. Поддерживающий маркетинг — фактическая раз 6. Демаркетинг — подавление чрезвычайно большо 7. Противодействующий маркетинг достаточно рас По своей методологической направленности также обычно различаются три основных типа стратегий: МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ • стратегии недифференцированные — обычно практи • стратегии дифференцированные — (прежде всего по • стратегии концентрированные — обычно это страте Кривая эта имеет не аналитический, а только иллюстративный характер. Она демонстрирует, что успеха можно добиться и при небольшой доле рынка, но за счет конкретной («точечной») работы с потребителем, или при большой доле рынка — пользуясь дифференцированной стратегией. Зато даже довольно удачные позиции на рынке особого успеха не принесут фирме, если она будет придерживаться недифференцированной стратегии. Хотя и здесь возможны исключения. Так, «Бродвейская модель» театрального маркетинга реализует именно недифференцированную стратегию. Еще более конкретна и специфична стратегия фирмы МАРКЕТИНГ в зависимости от способа действий и отношения к конкуренции, принимаемых фирмой. Прежде всего это наступательные стратегии. Такие стратегии могут применяться к старому рынку: выход на него с новым товаром, модификацией старого или просто активное вытеснение с него конкурентов традиционным товаром. Могут они применяться и к новым рынкам: перенос традиционного товара на новые рынки или выход с новым товаром на новых для фирмы клиентов. Необходимость в наступательной стратегии может быть обусловлена насыщением рынка, конкурентной борьбой, открывшимися новыми возможностями технологии, просто необходимостью увеличить объем продаж. Наступательная стратегия — это не обязательно прямая атака на конкурентов, лобовой штурм их позиций. Концентрированные наступательные стратегии могут предполагать сосредоточение усилий на главном направлении деятельности, например, с отдельной узкой группой потребителей, но могут и осуществляться шаг за шагом, сегмент за сегментом рынка; сначала атакуется один сегмент, после успешного результата фирма концентрирует усилия на следующем сегменте. Концентрированно могут также захватываться пространственные плацдармы. Например, фирма, осуществив первоначально прорыв- в областном или районном центре, закрепившись на этом рынке, с этого удобного плацдарма начинает распространять свою деятельность на другие населенные пункты. На рынке культуры в больших городах очень многое зависит от удачно выбранного плацдарма, каковым обычно оказывается место в центре информационных, транспортных и т. п. потоков. Наступательная дифференцированная стратегия также может иметь различные модификации. Например, стратегия «тисков» (окружения конкурентов), когда фирма уклоняется от прямой конкурентной борьбы, оставляя за конкурентами их традиционную клиентуру, но обкладывая их со всех сторон, закрепляясь на работе с другими группами потребителей на этом рынке, не допуская активных действий конкурентов в этих сегментах. Или стратегия «грабли», когда фирма выходит на рынки конкурентов, но, в отличие от них, более тонко и МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ глубоко дифференцирует товары и услуги по потребителям и, как старую траву или листья, «сгребает» клиентуру конкурентов. Наступательная недифференцированная стратегия практически невозможна из-за повышенного риска. Вообще наступательные стратегии обладают большей рискованностью по сравнению с другими. По статистическим данным, неудачи настигают до 40% нововведений на рынке ширпотреба, до 20 — на рынке промышленных товаров и до 18 — на рын:е услуг. Поэтому большие фирмы стараются обычно уклониться от чисто наступательных действий. Наступательная стратегия — типичный удел малых фирм. Их иногда так и называют — венчурными (рисковыми) фирмами. Большие фирмы, в силу большей инерции, связью с мощной материальной базой, сложившейся репутацией и т. д., склонны скорее не рисковать самим, а создавать дочерние малые фирмы, выделяя им средства и играя по отношению к ним роль холдинга. Свои же интересы они закрепляют в учредительном договоре с дочерней венчурной фирмой. Ее удача дает основание главной фирме для обоснованных нововведений. Поэтому для крупных фирм характерна «стратегия второго», когда фирма приступает к активным действиям, уже видя перед собой успех тех, «кто протоптал новые тропинки». И хотя американцы называют такую стратегию «глотать пыль впереди скачущей лошади», именно «стратегия второго» дает возможность крупной фирме принимать менее рискованные решения, нести меньшие убытки за счет снижения неоправданных затратна затем утвердить свои новые позиции на рынке, нагнать и перегнать, а то и поглотить «первых» — возможности для этого у крупных фирм всегда есть немалые. Еще более типичны для крупных фирм защитные стратегии удержания своих позиций. Это может быть концентрированная оборона конкретных рынков, недопущение на них активности конкурентов, но может быть и дифференцированная с «арьергардными боями», а то и «партизанской войной». Защитная стратегия может переходить в стратегию отступления (сворачивания бизнеса), а то и стратегию i: МАРКЕТИНГ ликвидации спроса в силу экологических, медицинских соображений, а то и иррационального характера соответствующих потребностей. Все большее распространение получает лицензионная стратегия в двух ее основных разновидностях. Фирма по каким-то соображениям может начать сворачивание своей активной деятельности на рынке (устаревание товара, необходимость концентрации средств и сил на других товарах и т. п.), но, поскольку она — автор разработок, технологий, имеет налаженные сбытовые и информационные связи, — постольку фирма продает другим фирмам лицензии на соответствующие виды деятельности. Уйдя из активного бизнеса, фирма продолжает получать доходы, причем условия отчислений, оговоренные в договоре по продаже лицензий, могут быть различными: от продажи без права модификации до предоставления таких прав с соответствующими процентами отчислений. Возможна обратная ситуация — фирма, выходя на новый рынок, не хочет нести рискованных затрат на новые разработки, предпочитая приобрести лицензию (опять-таки на различных условиях). Как очевидно, интересы продавца и покупателя лицензии диаметрально противоположны. Первый заинтересован максимально продлить собственность и источник доходов, невзирая на возможные модификации товара покупателем. Последний — получить право на этот товар, внести в него минимальные модификации и отсечь право продавца на доход. Балансом этих интересов является договор о продаже лицензии. Лицензионная стратегия, важная в производственной сфере, приобретает особое значение в сфере непроизводственной, в том числе в культуре, после принятия закона об интеллектуальной собственности. В этом случае сценарии, сценарные планы, методики, разработки и т. п. станут активным предметом лицензирования. Довольно распространена в сфере культуры стратегия приобретения (накопления) материальной базы, специалистов, малых фирм. Менеджеры фирмы, разумеется, при наличии свободных средств бюджета фирмы, могут брать на работу первоклассных специалистов, самое современное оборудование и инвентарь, не задумываясь особенно о характере будущей деятельности. Специалис- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ты, если это действительно компетентные и энергичные специалисты, сами найдут себе поле деятельности, открывающее перед фирмой новые горизонты. Аналогично и первоклассное оборудование, хорошие здания, помещения открывают новые технологические возможности, не сознававшиеся ранее. Примером такой стратегии может служить деятельность фонда «Интегратор» в Санкт-Петербурге. Ни один коллектив, обращающийся в этот фонд за поддержкой, не получает отказа. Наоборот, его проблемы тщательно рассматриваются, и он получает финансовую, техническую или организационную помощь. Но за счет сотрудничества с различными и разнопрофильными организациями и коллективами в сфере науки, культуры, техники фонд получает исключительные возможности диверсификации. Нельзя не упомянуть еще одну стратегию, довольно распространенную в период первоначального накопления и приватизации. Речь идет о «разбойничьей», или «пиратской» стратегии — игре без правил, а точнее —• рыночном беспределе. Но надо отдавать себе отчет, что по мере интеграции России в цивилизованный рынок, возможности этой стратегии (кажущейся иногда наиболее эффективной) будут сокращаться. Сказанное относится к общим стратегическим решениям. Но каждая стратегия так или иначе требует уточнений, конкретных технологий и методов разработки, к рассмотрению которых мы и переходим. Зона деловой активности, маркетинговый комплекс и бизнес-план От чего зависит выбор стратегии? От товара, от потребителя, от конъюнктуры рынка, от цен, их образования и динамики, от конкуренции и поведения конкурентов, от возможностей фирмы — финансовых, материально-технических, организационных, кадровых, информационных, от издержек и затрат средств, от сбытовой сети, от степени диверсификации деятельности фирмы, от общественного мнения и репутации фирмы на рынке и в обществе, социально-политической ситуации в обществе и целого 4, МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ имущих граждан, этнографические искусства, ремесла и т. д. Во всех этих видах деятельности спрос может покрываться самим потребителем лишь в незначительной части. Какую-то часть спроса обеспечивает государство и муниципальные власти, какую-то часть — общественные организации, какую-то — сфера бизнеса и т. д. Далее — каков объем спроса? В натуральных показателях (количество товара, объем услуг в единицах, комплектах, штуках), а также з стоимостных показателях (рублях, СКВ), фактически характеризующих возможный объем продаж. Насколько стабилен спрос? Идет ли речь об услугах и Объем потребления в сфере культуры реагирует на II разные причины экономического, научно-технического, у психологического, социально-демографического и т. п. | плана. ■ : i Обычно считается, что основным регулятором спро- g са выступает цена товара. Но (и особенно в сфере куль- 'j туры) потребитель ищет не столько дешевизны, сколь- i ко качества услуги, сопутствующий комфорт и престиж. | Поэтому ценовые методы маркетинга решают скорее так- I тические задачи, тогда как неценовые — более «страте- | гичны». р (4) Конкуренция :'<■ Эта важная группа вопросов выступает часто своеоб-? разным тестом менеджеров на компетентность. Кто твои ' "\ конкуренты? И если авторы идеи, проекта, программы, 4 разработки не в состоянии дать на этот вопрос ясный и _ || полный ответ, то мы имеем дело с «плодом больного Щ воображения, покрытым мраком неизвестности», как го- ■] ворил А. П. Чехов, маниловщиной, беспочвенным прожек- ' | терством. Чрезвычайно редко кто-то имеет возможность 4. МАРКЕТИНГ 173 действовать на рынке «в гордом одиночестве», всегда имеются хотя бы потенциальные конкуренты. Й не только необходимо, но и чреавычайно полезно знать положение дел конкурентов, — конкуренты являются важнейшим источником товарных идей, информации о возможных рисках и т. п. Конкурентами учреждений культуры зачастую являются практически любые организации, обслуживающие население, занятые освоением его свободного времени (включая общественные организации, движения, объединения). Так, по России лить 7-8% свободного времени населения осваивается музеями, библиотеками, парками, клубами. Какие проблемы испытывают конкуренты на рынке? В чем их достижения, успехи, — и за счет чего? Каковы их объемы продажи, прибыли, финансовое положение и перспективы? Какова их возможная реакция на наши активные действия? (5) Технология Какими технологиями мы будем пользоваться? Какими методическими разработками, ноу-хау? Являемся ли мы их собственниками? (в) Ресурсное обеспечение Имеются ли у нас необходимые материально-технические ресурсы: здания, помещения, оборудование, инвентарь, инструменты, энергия? Если нет — каковы источники их получения, и на каких условиях? Обеспечена ли программа финансами? Имеются лш необходимые финансовые средства для начала деятельности? Имеются ли дополнительные источники ф
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|