Анализ места в конкуренции 2 глава
Эластичность спроса по ценам зависит от возможной замены товара аналогами, товарами конкурентов, от того, замечают ли потребители новые цены, от инерционности их установок потребления, от оправданности новых цен (в том числе в глазах общественного мнения). В экономике развитых стран эластичность низка» В развивающихся странах с ненасыщенным рынком эластичность высока. "У готовой продукции эластичность спроса выше, чем у сырья. Математический смысл эластичности спроса по ценам может быть выражен формулой: Аналогичное выражение может иметь и эластичность предложения по ценам: МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Таким образом, анализ емкости рынка, эластичности спроса дает знание максимально возможной цены товара на данном рынке и ее влияния на динамику спроса. Определение издержек Определение издержек или расчет себестоимости дает представление о минимально допустимой для фирмы цены товара. Цена, меньшая, чем сумма издержек, несет фирме убытки. Издержки складываются из постоянных (накладных расходов, включающих аренду, электричество, тепло, заработную плату и др.) и переменных издержек, зависящих от объема производства (сырье, материалы и т. п.). Определение ценовой ситуации Определение ценовой ситуации включает решение ряда задач. Важно определить доминирующий на рынке тип механизма ценообразования. В случае чистой конкуренции цена есть баланс спроса и предложения: цена выше точки равновесия невозможна, а ниже — убыточна. В случае монопольной конкуренции действенен веер цен по товарам, сегментам рынка и т. д. На олигонолистическом рынке (при небольшом числе продавцов) высок риск завышения или занижения цены. В случае чистой монополии (один продавец) возможны три основных варианта:
1. При государственной монополии цены могут быть ниже себестоимости (например, для социально значимых товаров и услуг), могут ограничиваться покрытием издержек (в случае нонпрофита цены равны себестоимости), могут предполагать небольшую прибыль (плановые накопления) и могут быть очень завышены (в целях, 4. МАРКЕТИНГ например, подавления нерационального потребления или получения дополнительных средств в бюджет). 2. При частной, регулируемой государством монополии, 3. При частной нерегулируемой монополии (напри Необходим также учет государственной политики в области цен, которая может заключаться в: • административном регулировании цен: их заморажи • косвенном регулировании: обеспечение определенно • экономическом регулировании через государственные Следует избегать ситуаций, влекущих возможные санкции государственных органов, например таких, как:
• фиксированные цены по договору с конкурентами, • ценовые дискриминации потребителя или посредников, • демпинг, • неоправданное повышение цен на социально значи Необходим анализ цен конкурентов и товаров-заменителей. Он может осуществляться с помощью пробных покупок, изучения прейскурантов, анализа рекламы и т. д. Важно также понять возможные реакции конкурентов на динамику ценовой ситуации, а также возможные реакции агентов, дилеров и других посредников. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Может возникнуть необходимость увязки цены на данный товар с ценами на сопровождающие и дополняющие его товары. Важны учет инфляции, этапа жизненного цикла товара, психологии потребителя — например, предпочтения им округленных цен (100, 150, 220 и т. д. руб.) или наоборот — ненамного, но меньше (99, 148, 219 и т. д. руб.). Определение метода ценообразования. Анализ и решения, произведенные на предыдущих VJ^ ' Возможная цена V Максимальный Щ предел =. щ цена слишком высока для..,,,, реализации Маркетинговое пространство цены = пространство ценовой Стратегии Рис. 22 Пространство ценового маневра Поэтому после определения верхнего и нижнего порогов цен, а также общих условий ценообразования, можно приступить к решению собственно стратегических задач, и первая из них — выбор метода (методики) ценообразования. а) Цена может быть определена как сумма^полных б) Может быть использована методика безубыточнос
4 МАРКЕТИНГ в) На основе представлений о ценности товара. Напри 2 тыс. р. — цена товара конкурентов 0,3 тыс. р. — наценка на престижность 0,2 тыс. р. — наценка на надежность 0,2 тыс. р. — наценка на сервис 0,1 тыс. р. — наценка на гарантию уровня и качества Итого: 2,8 тыс. р. 0,4 — скидка фирмы. Всего: 2,4 т. р.
г) На основе текущих цен, т. е.: • фактических сделок; • биржевых котировок; • аукционов и торгов; •. ■ • статистических цен продавца (стоимость произведен • статистических цен покупателя (стоимость продан • справочных цен (+ доплаты и скидки). д) Могут использоваться пробные цены в качестве При расчете цены решаются фактически три задачи: а) максимизации прибыли; б) максимизации охвата потребителей; в) возмещения издержек. Последняя задача решается не всегда за счет платы потребителей. В принципе ценообразование может быть трех основных типов. Во-первых, ориентированное на затраты (издержки + прибыль). В сфере некоммерческой деятельности (т. е. и в сфере культуры тоже) применяется обычно убыточная цена (+ пожертвования, покрывающие издержки). Во-вторых, ориентированная на спрос, имеющий динамику в зависимости от статуса, от сезона, от времени дня, Это ценообразование эффективно только в случае тщательной сегментации рынка. В-третьих, ориентированная на конкурентов (демпинговые цены, цены выше или не ниже цен конкурентов). Фактически учитываются все три принципа. Важно помнить только, что изменение цен должно быть публичным, обоснованным и объясняемым потребителям. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Ценовая политика фирмы Собственно ценовая политика фирмы представляет собой долговременные (стратегические) задачи, которые фирма собирается решать с помощью цены: В случае отсутствия конкуренции и совершенно нового товара — стратегия «снятия сливок» (высокие цены). В случае наличия конкурентов — обычные рыночные цены. При необходимости завоевания рынка — цены более низкие, чем у конкурентов. Для устранения конкурентов — сверхнизкие (демпинговые) цены. В любом случае ценовая стратегия зависит от общих целей фирмы — то ли выживания, то ли агрессивного натиска, то ли просто увеличения объема продаж или прибыльности, то ли укрепления позиций на рынке и стабилизация круга клиентуры.
а) Задачи товара на рынке могут быть представлены в табличной форме (табл. 6). Та б л и и, а в Задачи товара на рынке
б) Простое повышение цены в связи с повышением в) Максимизация тенденций прибыли.. Например, в г) Прочное внедрение на рынке, например, с помощью 4 МАРКЕТИНГ пластичности спроса и непривлекательности низких цен для конкурентов. д) Завоевание лидерства может проявляться в увели е) Обеспечение выживания фирмы может оказаться Решение — выбор цены Стратегическое решение по ценам прежде всего касается типа цены. Вводить пробные цены целесообразно, но опасно, так как потом от них, возможно, будет трудно отказаться. Дифференцированные цены вводятся в случае легкой сегментации рынка. Льготные цены способствуют стимулированию рынка и активизации конкретных групп потребителей. Этим же целям служат скидки: • привилегированные (например, постоянным клиентам); • за скорость расчетов (скидки сконто); • за расчет наличными (так как цены в кредит выше); • за количество приобретенного товара (прогрессирую • торговые скидки (за учет, за складирование и т. д.); • сезонные. Зачеты действенны, например, при сдаче клиентом фирме старого товара. Дискриминационные цены могут устанавливаться по различным основаниям: по покупателям (например, детям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам), по месту приобретения (например, в зале, в городе), по времени недели (различию цен в выходные и в будни) или суток (дневные, вечерние, ночные цены). Затем определяется вид цены:
• розничные и оптовые (могут быть в 2-3 раза ниже МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ • для внутреннего и внешнего рынков; • контрактные (договорные) цены могут быть твердыми, И, наконец, определяются валютные цены, цены платежей, страховки от валютных рисков. Чем более развита экономика, чем насыщенней рынок, чем ниже степень эластичности спроса по ценам, тем слабее роль ценовой стратегии по сравнению с товарной, сбытовой, продвижения. В такой ситуации следует избегать ценовой конкуренции за счет большей сегментации рынка, лучшего позиционирования товара, повышения его качества. Например, в музейных учреждениях Англии и все более — США, цена за билеты играет все меньшую роль в экономическом механизме их работы. С посетителей берется незначительная или просто символическая плата, а доход обеспечивается от так называемого членства (membership), клубов друзей с привилегиями в зависимости от размера взноса. Или полный отказ от билетов дополняется системой пожертвований. Или цена билета дифференцируется по профессии посетителей, или их возрасту (дети и пожилые — бесплатно). Либо вводятся бесплатные дни в году или на неделе. Во всех этих случаях ценовая стратегия фактически переходит в стратегию продвижения и public relations. Можно говорить о существенной роли неценовых факторов в ценовой стратегии. Как писал А. Смит, реальная цена всего, что необходимо человеку, — это усилия и трудности по приобретению этого товара. Поэтому можно говорить и о цене усилий, затрат физической и нервной энергии, времени. При одинаковой цене товаров или услуг могут быть различными расходы на транспорт, время, затраченное на дорогу. И эти расходы могут существенно менять отношение к собственно цене. Кроме того, цена обычно воспринимается как показатель качества товара (услуги). Поэтому низкие цены могут не привлекать осторожного покупателя. I
4 МАРКЕТИНГ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ КАК СИНТЕЗ ТОВАРНОЙ И ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ Если товарная стратегия ориентирована на решение преимущественно проблем потребителя с помощью конкретного товара, то ценовая стратегия решает преимущественно проблемы производителя. Однако главная особенность рыночного феномена товара заключается в его способности удовлетворяя потребности потребителя, удовлетворять потребности производителя в одновременном решении их проблем. Поэтому особый интерес представляет функционально-стоимостный анализ (ФСА) — маркетинговая технология, сопрягающая цели потребителя и производителя. Оптимизацию качества товара ФСА сочетает с оптимизацией затрат. Первое направлено на четкое соответствие характеристик товара требованиям потребителя. Второе —• прежде всего на снижение издержек и одновременное повышение конкурентоспособности. В этом плане ФСА предполагает интеграцию двух классов задач, решаемых в рамках товарной и ценовой стратегий маркетинга. ФСА может рассматриваться как синтез этих двух стратегий, как единая программа повышения эффективности деятельности фирмы. Связь ФСА с эффективностью наглядно выражена в формуле эффективности: п ц з' Э — эффективность, П — потребности, Ц —■ цели, Р — результаты деятельности, а 3 — затраты, необходимые для их получения. Каждая из этих величин может характеризоваться в различных показателях. Главное же то, что эффективность как одна из центральных идей управления есть характеристика менеджмента, позволяющая достичь результатов, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям с наименьшими затратами. Нетрудно заметить, что формула эффективности может быть упрощена: П Ц 3 П
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ а эффективность сведена к экономичности и социальной результативности. Однако, промежуточная роль целей важна именно с менеджментной и маркетинговой точки зрения: целесообразности целей, их направленности на реализацию требований рынка и общества (ц/п), и результативности менеджмента, достижения поставленных целей (р/ц). Товарная стратегия, вырабатывая цели фирмы, соответствующие нуждам потребителя, решая проблемы потребителя, устанавливает фактически соотношение ц/п, а ценовая стратегия, решая проблемы экономичности деятельности фирмы, конкретизирует соотношение р/з. Таким образом, ФСА является междисциплинарным по своей сути полем деятельности социологического, социально-психологического, психологического, экономического, культурологического, инженерного подходов. С операциональной точки зрения ФСА состоит из ряда этапов: 1) На подготовительном этапе решаются задачи сег 2) Информационный этап (силами маркетологов и 3) Аналитический этап (силами маркетологов, специ \\
4 МАРКЕТИНГ модели предстает как переход от классификационного дерева целей концепции товара через его каузальное дерево целей (структуру причинно-следственных связей) к композиционному дереву целей (конструкции, композиции частей, образующих целое). 4) Конструктивный этап, на котором разрабатывают 5) Оценочный этап — выбор оптимальных решений 6) Этап анализа конъюнктуры рынка, включая ана 7) Внедрение — этап организации нововведения, при Приведем пример — фрагмент ФСА в маркетинге развлечений. Он касается центрального момента — синтеза модели (образа товара): • сегментация: обеспеченные молодые люди от 18 лет; • ценности (нужды): развлечения, престижное обще • идея товара: высококачественный престижный досуг • функциональная модель товара (дерево целей) (схема Из чего складывается цена: издержки + прибыль. Режим реализации цены: 1. Членские взносы — имеют недостаток в условиях 2. Входные билеты — снижают уровень заведения. 3. Пригласительные билеты — возможны только на 4. Кредитная карточка гостя — (с расчетом на выхо Меры public relations при внедрении: • для потенциальных клиентов — серия приемов и пре МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
А МАРКЕТИНГ 8-1185 4.6 СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Эта стратегия решает задачи распределения и распространения товара, реализации его приобретения потребителем. Задачи эти составляют три основные проблемы: каналы распределения, товародвижение (доставка) и собственно реализация. Совершенствование сбыта может достигаться различными путями — как за счет самостоятельного выхода на потребителя, развития деловых связей и т. д., так и с помощью различных посредников: агентов и специальных фирм. Последний путь — путь специализации и разделения труда — способствует большей интенсивности, профессионализации сбыта. Посреднические фирмы, не производящие непосредственно услуг, располагают специально оборудованными залами, площадками, службами и т. д. Однако этот путь, освобождающий творческие коллективы от несвойственных им функций, чреват утратой прямых связей с потребителем. Кроме того, ответственность за качество услуг в конечном счете ложится на производителя. В общем виде поэтому можно говорить о трех подходах к стратегии реализации: во-первых, это может быть стратегия собственного сбыта, во-вторых, стратегия посреднического сбыта, в-третьих — стратегия смешанного сбыта. Важнейшим компонентом реализации и продвижения товаров и услуг является реклама. Эта чрезвычайно важная и развитая сфера современного бизнеса рассматривается в специальном учебном пособии. Каналы распределения Каналы распределения (КР) — это система фирм или лиц, берущих на себя право собственности на товар или помогающих другим передать его на пути товара от про-, изводителя к потребителю. Реализация возможна по различным каналам: «непосредственно фирмой: вразнос, посылками, через свои магазины, кассы и т. п. Но такой путь может быть сложен или дорог. Часто более эффективно вхож- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕЕЕ КУЛЬТУРЫ дение в развитую систему посредничества дилерских и дистрибьюторных систем, агентств, контор и т. п; • через одного посредника: в розничной торговле, или • через опт в сочетании с розницей (например, с помо • через опт, мелкий опт и розницу; • смешанным образом. В сфере культуры широко распространена реализация в записи (аудио, видео), с использованием СМИ. Примером может служить обеспечение актеру возможности предложить услуги кино, театру, ТВ, шоу-бизнесу, концертным организациям, Для политика КР — структуры, облегчающие его доступ на ТВ, в прессу, общение с избирателями. КР могут быть интегрированы в различной степени: - • корпоративные КР — вся сбытовая сеть принадлежит фирме, • управляемые фирмой КР, • договорные КР: добровольные, кооперативные и об Помимо такой «вертикальной-» интеграции КР возможна их «горизонтальная» интеграция как объединение усилий. В функции любых КР входят: • распределение и сбыт товара, • участие в маркетинге,
• контакты и переговоры, ' • участие в планировании товарного ассортимента,
• финансирование издержек ш> сбыту с принятием на • обслуживание товара, • складирование и хранение, • участие в ценообразовании. Собственно стратегическое решение относительно КР касается: • структуры КР, их глубины и характера интеграции, • числа посредников, • интенсивности сбыта, й
4.МАРКЕТИНГ 8* • селективности сбыта и исключительных прав (огра • мотивации посредников и торговых агентов, стиму При выборе посредников следует убедиться, что он не является посредником конкурентов. Предпочтительно отдать право на посредничество специалистам, им также более известным. Немаловажны также источники финансирования посредника, степень материально-технической оснащенности, уровень квалификации, география КР. Договор целесообразно заключать на 1 год. Товародвижение Имеется в виду доставка товара посредникам или потребителю (экспедиция) и сопровождающая ее деятельность. Товародвижение должно обеспечивать своевременность доставки товара, его сохранность, возможность замены дефектного товара. Решения по товародвижению должны давать ответы на вопросы: • Как работать с заказчиком? (Методика заказов) • Какой запас товара необходим? (Товарные запасы) «Каков порядок отгрузки и доставки? (Транспортировка) Реализация Решения в этой части касаются организационных структур КР и режима их работы: в розничная торговля, • торговля с помощью заказов по каталогам (через • заказы (в том числе по каталогам) через демонстра • оптовая торговля с помощью агентов, брокеров и ди о торговые агенты — продавцы или коммивояжеры. Важно определить место оказания услуг, его оснащение? благоустройство, возможность создания новых точек. Не менее важно время потребления: время дня, день недели, режим (с перерывом или без). МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ Продвижение складывается из трех блоков деятельности, каждый из которых использует свои специфические технологии и предполагает свой специфический профессионализм: коммуникации, режима и стимулирования продаж. Коммуникация Коммуникация имеет целью обеспечение благоприятной среды реализации проекта, программы, разъяснения целей, мотиваций возможностей. Тем самым повышается статус и репутация фирмы, привлекаются перспективные спонсоры. Поэтому главные задачи коммуникативной стратегии это: а) Уточнение сил, групп влияния, инстанций среды Среда включает в себя: • микросреду фирмы: руководящий персонал, специали • рыночную среду: клиенты, конкуренты, поставщи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|