Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ места в конкуренции 4 глава




5.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ)

Разработка любого плана или программы представ­ляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологи­ческой точки зрения планирование состоит из несколь­ких этапов, на каждом из которых решаются свои специ­фические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и органи­зации контроля исполнения.

Организационно-подготовительный этап

На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предпо­лагает решение следующих задач.

Определение круга исполнителей. Разработка пла­нов обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает дос­таточно широкий горизонт рассмотрения перспектив ра­боты. В ряде случаев, особенно при необходимости разра­ботки масштабной программы, целесообразно создать ко­миссию по разработке проекта плана и привлечь к участию в ней представителей потенциальных заказчиков, обще­ственных организаций, специалистов из научных, мето-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


дических и образовательных учреждений культуры (по согласованию или на договорной основе). При необходи- -мости такая комиссия может делиться на рабочие груп­пы по направлениям разрабатываемой программы.

Определение сроков разработки. Важно определиться и со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Следует помнить, что полноценный план не может быть разработан в считанные дни. На выполнение серьезной разработки требуется соот­ветствующее время. Так разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года.

Информационное обеспечение. Разработка программы jjj-f

должна опираться на добротную информационную базу. f

Информационное обеспечение планирования заключается
в сборе, систематизации и анализе предплановой инфор­
мации, на основе которой может приниматься плановое \\
решение. Эта информация должна служить основой для
анализа реального положения дел, выявления реальных
материальных, финансовых, трудовых и т. д. ресурсов,
использования современных технологий планирования.
Поэтому к предплановой информации предъявляется ряд
требований, таких как объективность и достоверность,
оперативность и своевременность* полнота и конкретность,
систематичность и т. п. В круг предплановой информации
входят данные учета и отчетности, материалы прошед­
ших проверок, директивные й нормативные материалы,
научные публикации, методические материалы. В случае
необходимости может проводиться специальное исследо­
вание (опросы, наблюдения, экспертные оценки и т. д.).

Планирование предполагает наличие широкого круга разнообразной информации, в том числе и добытой свои­ми силами. Разработка планов предполагает пользова­ние библиотеками — как специализированными, так и массовыми. Более того, рано или поздно, но приходится заводить собственную библиотеку на фирме, содержа­щую справочные издания, адресные книги, необходи­мую периодику и издания по профессии, отраслевые журналы, литературу по культурологическим, полити­ческим, экологическим и другим проблемам.,

В ряде случаев, особенно при необходимости выра­ботки стратегических решений, возникает необходимость

5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 245


проведения специальных исследований. Они могут быть направлены на изучение как внешней, так и внутренней социальной среды фирмы («внешние» и «внутренние» ис­следования). Речь идет об изучении каждого сектора соци­альной среды, а внутри каждого сектора — важных для работы фирмы его представителей: их оценки фирмы, мне­ния, настроения, претензии, выявление общих и противо­положных интересов. Эти исследования могут проводить­ся как собственными силами, так и приглашаемыми спе­циалистами. В первом случае можно обойтись меньшими затратами, да и исследователи хорошо знакомы с пробле­мами фирмы. Но именно в силу близости к фирме они могут оказаться необъективными при анализе «неприят­ных» для руководства проблем. Во втором случае может возникнуть необходимость преодоления недоверия и подо­зрительности, утаивания и замалчивания фактов. Но эти, трудности вполне разрешимы, и усилия по их преодоле­нию компенсируются профессионализмом и объективнос­тью анализа и интерпретации результатов исследования.

Следует помнить также, что решающим фактором эффективности исследования является четкое и ясное представление о его целях. Поэтому очень часто простое наблюдение может дать более содержательный резуль­тат, чем дорогостоящее заказное исследование. Надо толь­ко четко и ясно сформулировать вопросы, ответы на ко­торые необходимо получить с помощью таких текущих наблюдений. «Смотрят все — видят немногие» — поется в одной детской песенке. Но ч?обы «видеть», надо ста­вить себе вопросы.

Важная информация может собираться по телефону, в каждом личном контакте, во время переговоров, пуб­личных мероприятий, бесед. Важно систематически под­водить итоги ежедневных контактов и поступающей ин­формации, оценивать их, интерпретировать и обобщать. Любое впечатление может стимулировать поиск нетри­виальных и перспективных решений. Поэтому не следу­ет доверять своей интуиции и памяти, систематически «класть на бумагу» итоги таких наблюдений и обобще­ний. Личные наблюдения должны дополняться система­тическим сканированием (аналитическим обзором) об­щих и специальных публикаций, подготовкой резюме



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


этих материалов с соответствующими комментариями. Полезно также регулярно прибегать к опросам экспертов (простой опрос, метод «дельфи» и т. д.), разработке ана­литических сценариев развития событий (как общего плана, так и по конкретной проблематике).

Методика проведения предплановых исследований ничем не отличается от методики проведения социологи­ческих исследований. Этим вопросам посвящен чрезвы­чайно широкий круг весьма доступной литературы.

Методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработку программы, должен быть уве­рен, что все участники разработки правильно понимают свои задачи, технологию разработки требуемого плана. Поэтому необходимо предусмотреть проведение совеща­ний, семинаров, деловых игр, ознакомление с опытом пла­нирования работы других аналогичных организаций.

В случае разработки ответственного масштабного пла­нового документа эти задачи могут быть решены с помо­щью простой и эффективной административной проце­дуры -— изданием приказа, в котором указывается со­став комиссии и ее председатель, определяются сроки разработки и дата представления проекта плана на ут­верждение, необходимые меры информационного и ме­тодического обеспечения.

Этап разработки
■ ' проекта плана

Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствующих задач:

Определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание — центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формули­роваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа, которые будут рассмотрены в следующем разделе. Результатом целевого обоснования плана является формулировка не только целей, но конк­ретных задач, которые надо решить для их достижения, т. е. программа конкретных действий.


6. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



Характеристика целей и задач в конкретных по­
казателях.
Показатель— краткая характеристика пла­
нируемого процесса или явления, поэтому именно в по­
казателях выражается целенаправленный характер пла­
нирования. Выбирая те или иные показатели и давая
им количественное или иное выражение, мы конкретно
фиксируем поставленные цели и задачи. В практике
планирования в сфере культуры применяются самые
различные показатели. Количественные показатели ха­
рактеризуют объемную сторону деятельности учрежде­
ний культуры. Такие показатели могут характеризо­
вать деятельность (количество мероприятий того или
иного жанра, количество посетителей, суммы необходи­
мых средств) и развитие сети учреждений. Качествен­
ные показатели определяют эффективность работы, ее
художественный уровень. Зто могут быть показатели
содержания работы, ее тематики, используемых форм и
методов, сферы влияния данной фирмы, экономичнос­
ти использования фондов и ресурсов (см. также раздел
об анализе эффективности).. •

По способу определения различают показатели ут­верждаемые, нормативные и расчетные. Утверждаемые показатели фигурируют в планах экономического и со­циального развития, в планах бюджетного финансирова­ния. Нормативные показатели определяются на основе межотраслевых, отраслевых и местных норм и нормати­вов (см. раздел, посвященный нормативному методу пла­нирования). Расчетные показатели устанавливаются са­мой фирмой, исходя из анализа конкретных возможно­стей и условий. По оценке различаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагают си­стематическое увеличение и наращивание работы. От­рицательные — характеризуют те явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возмож­но, устранению (например, дефицит определенного вида культурных услуг и ценностей). По виду планируемой деятельности показатели различаются на показатели про­изводства и потребления культурных ценностей, показа­тели оснащенности, финансирования, хозяйственного со­держания, кадрового обеспечения и т. д. По характеру выражения планируемые показатели разделяются на аб-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


и относительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (выражаться в штуках, комплектах, ме­роприятиях, количестве людей и т. п.) и стоимостными (выражаться в рублях). Относительные показатели вы­ражаются в простых, относительных и динамических про­центах, долях, индексах, корреляциях и т. д.

Все эти и другие виды показателей объединяются в группы, характеризующие основные процессы в деятель­ности учреждений культуры, и должны соответствовать показателям учета и отчетности. В противном случае нарушается соответствие и единство составных частей информационного механизма менеджмента.

Определение количественных значений планируемых
показателей.
Это может быть достигнуто двумя путями:
с -помощью аналитического или нормативного методов-
(см. следующий раздел). ■..

Обоснование реализации плана. Возможность дости­жения поставленных целей, решения поставленных за-' дач, т. е. выполнения, программы планируемых действий должна быть обоснована. Для этого, может использовать­ся балансовый метод, т. е. составление материального, стоимостного, трудового балансов (см.- следующий раз­дел). Для организационного.обеспечения также могут быть-использованы специальные технологии (сетевое пла­нирование и др.).

Оформление проекта плана. После обоснования реа­лизации, проект плана может быть оформлен.(«положен на бумагу»). Единообразной-типовой формы плана-в сфе-. ре культуры нет. и не может быть. Оформление зависит от вида' конкретного плана (комплексный или темати­ческий, перспективный или текущий, содержания пла­нируемой деятельности), его назначения и т. д. Поэтому главным требованием к оформлению плана может быть выдвинут следующий тезис: план должен быть оформ­лен таким образом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которыми данный план согласуется.

Оформленный плановый материал — это всего лишь проект плана. Для того чтобы стать планом (т. е. доку-ментом), он должен быть согласован и утвержден.

5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ


Этап согласования; <г

и утверждения плана

Как видно из названия этапа, на нем решаются две задачи: согласования и утверждения. План согласовыва­ется со ^семи инстанциями (организациями и должност­ными лицами), от которых зависит его реализация. Офор­мляется согласование с помощью реквизита «Согласова­но» на последней странице планового документа, где указываются согласующие инстанции и подписи пред­ставляющих их ответственных лиц. Иногда (в простей­ших случаях) согласование оформляется в виде визиро­вания документа. В случае масштабных планов и про­грамм согласование оформляется в виде специального протокола согласования, прилагаемого к плановому до­кументу.

Утверждается план решением инстанции-распоряди­теля кредита организации, чьим планом данный доку­мент является (обычно — директором). Оформляется с помощью реквизита «Утверждаю» (с указанием назва­ния должности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом вер­хнем углу планового документа и обычно заверяется пе­чатью. В некоторых случаях утверждение оформляется специально издаваемым приказом.

После утверждения план становится документом, т. е. элементом административной, финансовой, хозяйствен­ной, трудовой дисциплины. Но плановая деятельность на этом не завершается.

Этап пропаганды

и организации контроля

выполнения плана

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных испол­нителей, насколько персоналу понятны и близки цели и; задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснитель­ную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т. п. Не менее важно доведение содержа­ния планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиен­тов и потребителей. В сфере культуры решение этой за-


1.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.


дачи — широкое информирование общественности о со­держании планов — является необходимой предпосыл­кой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой ин­формационной работе могут использоваться СМИ и мно­гообразные формы и виды технологии public relations.

Не менее важно задать систему контроля реализации принятого и утвержденного плана. Для этого могут ис­пользоваться практически все виды и средства контро­ля, рассмотренные в соответствующем разделе данного пособия.

5.3

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В настоящее время в сфере культуры сложилось не­сколько групп методов планирования. Каждая из этих групп позволяет решать специфический класс задач и #е имеет универсального характера. Более того, как это быЛ° показано в предыдущем разделе, полноценное планиро­вание предполагает систематическое использование раз­личных методов, в зависимости от задач, решаемых #а конкретном этапе разработки.

Аналитическое планирование

Эти методы планирования называются также метода­ми экстраполяции, так как они связаны с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период» факторов, определявших развитие этих тенденций, и пред­положении, что эти тенденции и факторы будут действо­вать и в планируемый период. Поскольку центральным моментом аналитического планирования является ана­лиз содержания и итогов предшествующего периода, иног­да его называют также планированием «от достигнутого уровня». В определенном смысле нет и не может быть планирования, так или иначе не опирающегося на ана­лиз достигнутого уровня. Проблема заключается в доб­ротности и достоверности технологии анализа этого урое-ня.' Спектр методов такого анализа чрезвычайно широк-от простого переписывания предыдущего плана (именно эта порочная практика обычно понимается в публицисти­ке при традиционно отрицательных филиппиках в адрес


5, ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



1}

Ы.


планирования «от достигнутого»)до формализованных ма­тематических методик.

В зависимости от конкретных технологий аналитичес­кого планирования различаются две основные группы; интуитивные и формализованные методы. В первом слу­чае речь идет об опоре на личностный опыт. Во втором — на жестко упорядоченные процедуры (алгоритмы) выра­ботки планового решения. Интуитивные методы не обяза­тельно являются выражением личных пристрастий.и при­вычек. Они также могут быть упорядочены, соотносить опыт различных специалистов и экспертов. Примером та­кого упорядочения могут быть совещания, экспертные оцен­ки, конференции, аналитические записки, опросы. Фор­мализованные методики опираются на использование ин­структивных документов (особенно в финансовой сфере), математического прогнозирования и моделирования (экс­поненциального и адаптивного сглаживания, наименьших квадрантов и т. д.). Интуитивные и формализованные ме­тоды могут сочетаться и дополнять друг друга, например, в поисковых и апробационно-поисковых деловых играх.

Примерами аналитического планирования являются рассмотренные в предыдущей главе методы маркетинго­вого анализа.

По своему технологическому содержанию аналити­ческое планирование фактически совпадает с методами прогнозирования (литература по методам прогнозирова­ния чрезвычайно обширна). Отличие заключается толь­ко в степени директивности принимаемых решений по итогам разработки. Итогом прогностического анализа является некоторое предположительное знание о буду­щем. Оно не является плановым документом. Но может им стать, если результаты прогнозирования будут утвер­ждены в качестве плановых показателей.

Возможности аналитического планирования ограниче­ны. Во-первых, его результаты решающим образом завит сят от глубины и достоверности проведенного анализа, что, в свою очередь, определяется адекватностью используемой методики целям планирования и самое главное — полно­той и достоверностью используемой информации. Во-вто­рых, его главной слабостью является его главное достоин­ство — опора на предшествующий опыт исключительно.


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


■ ■[ Нормативное

планирование

Нормативное планирование заключается в обоснова­нии плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (фи­нансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы. Под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потреби­теля, финансирования, площади, оборудования и т. д.). Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и отно­сительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.

Использование нормативного метода предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает в себя:

• систему показателей, выбранных в качестве норма­
тивных;

• методику расчета количественных значений этих по­
казателей;.

• расчет (определение) конкретных нормативных ко­
личественных значений показателей;

• утверждение конкретных норм и нормативов;

• процедуру пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает

планирование, задавая конкретные показатели желае­мых результатов. Более того, существенно облегчается и упрощается система контроля (как отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности), а также организация заработной платы и стимулирования (в соответствии со степенью выпол­нения соответствующих норм). Следует помнить, что несмотря на то что существуют местные, отраслевые и межотраслевые нормы, создание нормативной базы — процесс, всегда идущий «снизу», а совершенствование нормирования — прерогатива, законодательно закреплен­ная за руководством организации, учреждения или пред­приятия.

В сфере культуры используются различные нормы и нормативы, прежде всего, связанные с планировани­ем финансовой и хозяйственной деятельности: затраты труда, использования финансовых ресурсов и основных


5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



фондов, расхода материалов, энергии, топлива. Так, н@р-

мы расхода (затрат) времени учитывают затраты времени на осуществление единицы работы. Не зная реальных зат­рат времени, нельзя спланировать время, требуемое для подготовки конкретного вечера, лекции, цикла и т. д.

При разработке норм времени следует учитывать спе­цифику конкретных учреждений и местных условий. Сделать это можно с помощью систематического прове­дения хронометражей, фотографий рабочего дня, анали­за договорных обязательств, на основе которых могут быть выявлены нормы времени, трудозатрат и т. п. на проведение конкретных мероприятий и работ.

Нормы обслуживания выражают количество посети­
телей, кружков, коллективов, оборудования на одного
работника. Величиной, обратной норме обслуживания,
является норма численности, т. е. число работников, не­
обходимых для проведения единицы работы. По этим
нормам часто планируются штатные расписания. Реже
применяются в практике планирования нормы труда и
нормы выработки, в которых выражается объем работы
в единицу времени. В основном эти нормы используются
при планировании сдельно оплачиваемых работ по хо­
зяйственному содержанию и благоустройству. *

Рассмотренные нормы относятся к нормам затрат тру­да, поскольку обеспечивают при планировании эффек­тивность использования трудовых ресурсов. Кроме них в практике планирования широко применяются нормы и нормативы использования финансовых ресурсов, опреде­ляемые инструкциями и положениями государственных органов финансового контроля. К этой группе относятся и нормы оплаты труда (ставки, оклады, тарифы, разря­ды, категории по оплате и прочие нормативы, определя­ющие размеры фонда заработной платы), а также норма­тивы использования финансовых ресурсов. Существуют также нормы и нормативы использования основных фон­дов — зданий, сооружений, машин и оборудования, ки­ноаппаратуры, музыкальных инструментов, книг и т. д. К таким нормативам относятся, например, норматив ис­пользования зала, отдельных помещений и т. д. Важное место в планировании деятельности учреждений культу­ры занимают и нормы расхода материалов, топлива, сы-



Л Ч1ЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


м


рья, электроэнергии, инвентаря. Нормативным методом планируется размещение и развитие сети учреждений культуры (количество учреждений различного типа в различных регионах, количество мест в учреждениях на 1 тыс. населения).

Важнейшей проблемой развития нормативного пла­нирования в сфере культуры является создание норма­тивной базы (т. е. разработка и применение норм и нор­мативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурой деятельности. Такие нормы могут раз­рабатываться двояким образом. Во-первых, как тради­ционно разрабатываются нормы — из усреднения соот­ветствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориенти­руют, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю план­ку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (извест­ная коллизия «передовик-нормировщик»).

Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры:, является разработка и применение целевых норм и нор­мативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нор­мативы годовых объемов работы по учреждениям куль­туры различного типа и категории. Опыт таких «норма­тивных годовых планов» в Российской Федерации на­коплен немалый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно — нуждающихся в социальной за­щите и поддержке. Примером может быть «культурный минимум» для детей и молодежи, разработанный и дей­ствующий в Чешской Республике. Могут также разраба­тываться целевые нормативы для различных категорий и групп населения. В основу такой разработки может быть положена методика «опережающих групп потреб­ления». Согласно этой методике разработка состоит из нескольких этапов:

• определения базовых групп потребителей;

• выделение в каждой из групп «опережающих групп
потребления» («социально развитых», «социально про­
двинутых»), чей образ жизни принимается наиболее


■ 4 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



соответствующим ряду социальных критериев (соци­альной активности, уровню достатка и т. п.); анализа структуры и интенсивности потребления эти­ми группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления «опережающи­ми группами» в качестве целевых для соответствую­щих категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показате­лях типа количества посещений за определенный пе­риод. Могут использоваться и более сложные показа­тели типа показателей освоения свободного времени. Подобная методика с успехом может применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреж­дениями, в том числе — по конкретным видам услуг.


Целевое обоснование планов

Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, раз­работка любого плана предполага­ет последовательное прохождение цепочки (см. рис. 30).

Задача, таким образом, заклю­чается в последовательном распи­сывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необхо­димо решить для достижения це­лей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и т. д. вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовид­ного графа — так называемого «де­рева целей», напоминающего пере­вернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Главной проблемой при этом является формулиров­ка целей. Следует помнить, что цель — это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формули­ровки целей не могут использоваться глаголы или от­глагольные существительные типа «улучшить» («улуч­шение»), «расширить» («расширение»), «увеличить» («увеличение») и т. п.

Методики целевого обоснования различаются, преж­де всего, по источнику формулировки целей/Таким ис­точником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные доку­менты, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды де­ятельности, функциональные обязанности).

Цели могут браться из директивных и распоряди­тельных документов (приказов, распоряжений, постанов­лений). В простейшем случае конкретного тематическо­го плана в качестве цели может фигурировать конкрет­ная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается (рис. 31).

Каждая из этих1 позиций может быть при необходи­мости еще более детализирована, и итогом такой прора­ботки может стать конкретный сценарный план.

В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше.

Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно за­данных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего

О — новогодний праздник; 1 — привлечение посетителей на праздник; 1.1 — обеспече­ние рекламы; 1.2— распространение приглашений; 2— привлечение в кружки и коллективы; 2.1 — выставка-продажа изделий; 2.3 — конкурс-викторина; 3 — органи­зация отдыха и развлечений; 3.1 — представление; 3.2 — игры и аттракционы.


5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

9-1185



опыта (см. аналитическое планирование) или в результа­те маркетингового анализа. В последнем случае форму­лировке целей предшествует дифференциация потреби­телей (категоризация, сегментация рынка) и характери­стика каждой из групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...