Анализ места в конкуренции 3 глава
• властные структуры (представительные, исполнитель • средства массовой информации (электронные СМИ, • общественные организации (партии, движения, со • местные группы (население); • широкая публика. б) Определение их интересов и соответствие (или не в) Определение факторов, действующих в среде фирмы: • экономических (состояние экономики страны, ре • природных, • экологических, • научно-технических, • политических, 4 МАРКЕТИНГ • правовых, • ■. а в культурных (в том числе традиционные ценности национально-этнических культур, субкультуры, ценностей их динамики), которые проявляются в отношении людей к себе самим, жизни, к другим людям, к обществу, к природе, к мирозданию. г) Определение мер и форм работы по согласованию интересов фирмы с ее средой, разъяснение мотиваций, целей программы, ее перспектив. Делается это с помощью методов и форм общественных связей (public relations), включающих: • информационные листы и релизы, • связи с прессой (интервью, статьи, информации, • пресс-конференции, • приемы и презентации, • обращения, личные контакты, • политическое лобби, • акции, в том числе праздники, • спонсорство, благотворительность, • выставки, • экскурсии, • фото-, кино- и видеоматериалы. Главное отличие public relations в рамках маркетинговых программ от собственно public relations состоит в том, что первые формируют благоприятный образ товара (программы, проекта), общественное мнение по отношению к нему, а вторые — все то же самое, но относительно фирмы в целом. Поэтому первые имеют коммерческую ориентацию и финансируются в рамках данной программы, а вторые — из стратегического бюджета фирмы.
Хорошим примером роли мероприятий PR является маркетинг главной сенсации 1999 киногода — американского фильма «Ведьма из Блэра» iiro трех студентов киноинститута, которые в 1994 г. поехали в глухую провинцию, чтобы сделать учебный фильм про легендарную и ужасную ведьму, и которые пропали, оставив только случайно найденные сделанные ими пленки. Фильм, съемки которого обошлись по официальным данным в 40 000 долларов, а по неофициальным — даже МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ в 20 000 долларов, принес только на одном американском прокате 140 000 000 долларов, став самым рентабельным за всю историю кино. (Знаменитый «Титаник» собрал 600 млн. долларов в США и 1800 млн, долларов по миру, но он и стоил 300'млн. долларов.) Самым неожиданным было то, что американцы ринулись смотреть картину, в которой играют трое совершенно неизвестных актеров, которая снята ручной камерой, изображение в которой мечется, а то и вовсе пропадает. Однако при мизерных затратах на производство фильма на его раскрутку было вложено 15 млн. долларов. Для начала публику убедили в «легендарности» ведьмы. Была придумана и растиражирована через Интернет двухсотлетняя история ее кровавых злодеяний. Был сфабрикован документальный фильм о ней, будто бы снятый в конце 1940-х. Отдельной книгой был опубликован дневник пропавшей героини, словно бы найденный вместе с ее рюкзаком, причем страницы рукописного дневника воспроизведены в книге факсимильно. В университетских городках были расклеены листовки с портретами исчезнувших студентов и просьбами помочь полиции любыми сведениями. В результате многие зрители и впрямь уверовали в
Без всей этой PR-овской мифологии (например, в России) этот весьма средний фильм воспринимается в прокате совершенно иначе. В США же «Ведьма из Блэра» явила современную модель в высшей степени эффективного маркетинга. Реклама Реклама — убеждающее и побуждающее информационное воздействие на потребителя. По сути дела, это средство формирования и стимулирования спроса путем описания свойств товара на языке нужд потребителя. Средств и форм рекламы — великое множество: газеты, ТВ, радио, письма, обращения, прямая и электронная почта, стендовая реклама, афиши... 4. МАРКЕТИНГ Рекламу фирма может определять сама или через специальные агентства — выбор зависит от возможностей и целей фирмы., Стратегическое решение должно касаться не только главного содержания, форм, но и широты охвата рынка рекламой, ее объема и интенсивности (частоты — реклама может быть непрерывной или пульсирующей), степени агрессивности. Реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению товара. Помимо рекламы реализации и продвижению способствуют различные формы стимулирования продаж, т. е. организация непосредственного потребления и поощрение потребителей. Речь идет о снижении цен, доставке товаров и услуг по месту жительства, распродажи, открытии консультационных пунктов, демонстрации, конкурсы потребителей и т. п. Общие цели рекламы обыкновенно совпадают с общими целями маркетинга, но также могут преследовать и специфически рекламные цели, работающие на систему маркетинга: - • информация о существовании товара, его характери • формирование памяти о товаре и- мотивации на его Выработка рекламной стратегии во многом заключается в формулировке «редакционной платформы» — ос- -новного документа (copy-platform, copy-strategy), определяющего суть рекламного обращения к потребителю. Оно включает в себя 4 пункта: 1. Собственно предложение потребителю (что и с ка
2. Доказательства — подтверждение предложения 3. Точное описание целевой аудитории, к которой 4. Тон (стиль) рекламного обращения, созвучный 23? МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ i Стимулирование продаж Стимулирование продаж отличается от рекламы тем, что если реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению, то стимулирование продаж является организацией непосредственных актов потребления. Достигается это путем организационного воздействия на потребителя, КР и собственным персоналом. Формами стимулирования продаж могут быть: • сервис, ' «распродажи,^ «бесплатные раздачи образцов и приглашения, • купоны, • премии потребителям, » экспозиции и демонстрации, • выставки-продажи, • конкурсы, • игры, в лотереи, • профессиональные встречи и т. д. Главная цель стимулирования продаж — закрепить образ потребляемого товара в сознании потребителя, создав практическую привычку к реальному потреблению данного товара. В плане стратегии реализации (сбыта) и продвижения товара все большее значение приобретает так называемое «стимулирование продаж». И не только потому, что «стимулировать» означает «привести в действие», вызывая прямую смысловую ассоциацию с продвижением (promotion) товара. В мировой практике маркетинга соотношение (доли) затрат на рекламу и на стимулирование продаж быстро изменяется в пользу последнего. Так, в США в 1986 г. объем затрат на рекламу возрос на 7,5%, тогда как на стимулирование продаж — на 30%, составив около 60% затрат на продвижение товаров. Причин такого роста достаточно много. Это и чрезмерный рост стоимости рекламы, ужесточение законодательства, стремление менеджеров и предпринимателей 4. МАРКЕТИНГ к быстрому получению результатов, обострение конку-ч ренции, требующей все более оригинальных способов сбыта, и т. д. Во Франции в сфере культуры, досуга и развлечений доля затрат на стимулирование составляет 8,5% от суммы затрат на продвижение товаров (для сравнения — доля на рекламу в месте продажи — 7%). А в туризме это соотношение достигает 12% и 3,5% соответственно.
Особый интерес стимулирование продаж представляет для маркетинга в сфере культуры. Во-первых, в силу особенностей потребления в этой сфере, требующих не просто информации о возможных видах культурной деятельности, а, непосредственного вовлечения в нее. И во-, вторых, в силу чрезвычайно перспективного сотрудничества учреждений культуры и творческих коллективов с промышленными и коммерческими фирмами в деле promotion их товаров — причем именно в виде стимулирования продаж. Ведь последние, особенно в виде конкурсов, праздников, ярмарок и т. п. невозможны без привлечения потенциала сферы культуры. Да и сами акции по стимулированию продаж предъявляют к их организаторам такие требования, как творческий подход, концептуальная и практическая режиссура, импровизация — т. е. те качества, которыми профессионально обладают работники культуры. По сравнению с рекламой СП имеет несомненное преимущество: оно позволяет быстро и интенсивно воздействовать на спрос. Поэтому представляется целесообразным подробнее остановиться на целях, возможностях и формах стимулирования продаж. Стимулирование продаж (СП) суть совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении потребителя и организаторов реализации с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых потребителей (клиентов). Если public relations создает обстановку в обществе, благоприятную для фирмы, реклама информирует о товаре и создает мотивацию на его потребление, то СП временно повышает интерес к товару и организует его МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ интенсивное приобретение. В этом смысле PR, реклама и СП образуют ряд все более интенсивного возбуждения интереса к деятельности фирмы: от доброжелательного отношения (PR), через знание и память о товаре (реклама) до прямой организации интенсивного спроса (СП). Последнее ориентировано не на знания и информацию, а на немедленное изменение поведения потребителей, а именно — интенсивное потребление именно этого товара. В этом плане СП — наиболее «жесткий» способ продвижения, особенно по сравнению с таким «мягким», как PR. В каких случаях целесообразно СП? Возможны три группы оснований прибегать к нему: 1. Стратегические соображения: • увеличить число потребителей, • увеличить количество товара, потребляемого каждым
• оживить интерес к товару, • увеличить оборот фирмы до желаемого уровня, • достичь намеченного объема продаж. 2. Специфические соображения: • ускорить-реализацию наиболее выгодного товара, • повысить оборачиваемость конкретного товара, • избавиться от затоваривания (излишков запаса то «придать регулярность реализации сезонного товара,» противодействовать конкурентам, • оживить сбыт товара, переживающего застой. 3. Разовые основания: » извлечь выгоду из ежегодных событий и праздников,» воспользоваться какой-либо благоприятной возможностью (событием) типа Олимпийских игр, Игр Доброй воли, годовщины фирмы, • поддержка рекламной кампании. СП эффективно только если увязывается с определенным этапом жизненного цикла товара. Так, на стадии начала (выхода на рынок) ни потребители, ни службы сбыта, ни агенты, ни посредники не являются еще приверженцами нового товара, неохотно идут на риск, проявляют сдержанность. Поэтому на этой стадии помимо рекламы необходимо энергичное СП. В случае роста, 4. МАРКЕТИНГ когда товар хорошо принят ком, СП обычно отходит на второй план. В фазе зрелости, когда круг потребителей стабилизировался, затраты на рекламу не оправданы незначительным ростом продаж, вновь увеличивается значение СП, способного привлечь новых клиентов и увеличить объем потребления каждым из потребителей. В стадии спада СП теряет смысл, будучи оправданным только в случае либо энергичного ухода товара с рынка («валы-финалы»), либо кампании его замены другим товаром. Наиболее оптимальный эффект СП состоит в общем улучшении динамики товара на рынке (рис. 25). Умелое СП на стадии выхода дает существенный выигрыш во времени, в том числе в плане наступления стадии роста (рис. 26). Простое разовое СП, используемое главным образом на стадии зрелости, дает разовый эффект «наскока» на объем продаж, на общую динамику жизненного цикла товара (рис. 27). СП не обязательно приводит к росту общего объема продаж, а в связи с явлением компенсации лишь смещает показатели во времени (рис. 28). Такой эффект может быть важен для производителя в случае сезонного характера сбыта. Общего роста продаж не будет, но зато можно более рациональ- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ rid спланировать свою деятельность, как бы «уплотнив» ее на.более коротких отрезках времени. Такое «уплотнение» может быть важно на стадии затухания и ухода с рынка (рис. 29). Иначе говоря, при уходе с рынка можно, используя СП, уйти «быстро и красиво». Наиболее эффективно относительно непродолжительное СП (не более 1-2 месяцев), побуждающее потребителя быстро воспользоваться преходящей выгодой. План СП как часть (раздел) маркетинговой программы включает в себя: а) цели на планируемый период (улучшение образа б) программу действий, включая средства, формы и в) контроль за СП; г) бюджет (смету) каждой из операций СП; д) график мероприятий по СП, включающий одну Потребитель обычно охотно и доброжелательно реагирует на СП, рассматривая его как «бесплатный подарок» или развлечение. Какие же существуют конкретные формы СП? Ценовое СП. Оно может быть в виде прямого снижения цен (сезонных, к событиям и т. п.), в виде скидок в процентах, в денежном выражении (10, 50, 500 и т. д. руб.), специальных цен. Практикуется совмещенная продажа товаров, ни один из которых не является компонентом другого, но один из которых пользуется повышенным спросом (продажа «с нагрузкой»). Возможен зачет потребленного товара или приобретение нового (обычно зачет фактически соответствует 10%-й скидке). Повышенную реакцию вызывает дополнительное количество товара бесплатно — особенно в момент освоения рынка, психологически это более мощное воздействие, чем даже соответствующая скидка. Всякое СП, связанное с прямым или косвенным, немедленным или с отсрочкой снижением цены, обычно приветствуется как 4. МАРКЕТИНГ
II потребителем, так и законодателем, так как тормозит рост стоимости жизни. Но эффективность этого метода СП падает, если им пользоваться слишком часто. Кроме того, он не ведет к созданию круга устойчивой и надежной клиентуры, так как потребитель реагирует именно на снижение цены. Купоны. По сути более сложная форма снижения цен. Потребителю предлагается купон, дающий право на получение скидки с цены товара (определенная денежная сумма, снижение цены товара при новой покупке и т. п.). Купоны могут рассылаться по почте, разноситься по адресам, распространяться через органы печати (газетш, журналы, издания), в местах продажи и потребления, выдаваться органами власти и общественными организациями и т. д. Возмещение с отсрочкой. Фактически представляет собой снижение цены, но не в момент продажи, а спустя некоторое, время по предъявлении доказательств сделанных покупок. Возмещение может быть в виде чека или наличных на заранее определенную сумму. Обычно в этом случае речь идет о более крупном, чем в предыдущих СП вознаграждении. Возможно также объединение ряда товаров в одном купоне (талоне),'распространяемом через прессу и предъявляемом вместе с доказательством покупки. Практикуются также книжечки талонов (абонементы) на несколько товаров или на определенную сумму. Перекрестный купонаж позволяет вести СП совершенно разных товаров — например, потребитель одного товара получает вознаграждение в случае приобретения другого товара. Сумма вознаграждения соответствует СП в случае покупки обоих товаров. Все эти простые или сложные формы снижения цен имеют общую черту — более или менее крупный выигрыш в деньгах сразу или с отсрочкой выплаты. Все эти методы СП имеют отчетливое социальное значение: • они важны для властей как фактор общего снижения • являются элементом проявления конкуренции, важ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ■ ;; «позволяют производителю легко и просто стимулировать продажу; • гарантируют торговой и прочей сбытовой сети увели • привлекательны для потребителя, создавая побуди Кроме ценовых методов СП, существует широкий спектр методов стимулирования натурой в виде премий и образцов (предлагаемых бесплатно). Эти методы СП обладают еще более резко выраженным социальным значением, так как дают потребителю дополнительное количество товара (а не просто экономят деньги, как методы снижения цен) и придают контактам производителя и потребителя более разносторонний и предметный характер. Примером могут быть премии для детей в виде коллекций моделей, составления головоломок, мягких игрушек, наклеек. Для этого обычно используются ассоциации с популярными персонажами телепередач, спортивных игр. Используются также премии для взрослых в виде полезных товаров для хозяйства, быта и т. д. При распространении образцов для сферы культуры особенно перспективно перекрестное (сопутствующее) распространение: как собственных услуг с другими товарами, так и наоборот. Еще более интересны и перспективны для сферы культуры методы активного СП, прежде всего — конкурсы, лотереи и игры. Эти приемы СП привлекают большее количество людей, которым предлагаются чрезвычайно привлекательные выигрыши, позволяют реализовать творческий потенциал художественной культуры (например, продажа недвижимости в виде конкурса литературных сочинений на определенную тему). Широкое распространение конкурсы, лотереи и игры получили с применением средств массовой информации, особенно ТВ '(«Лотто-миллион», «Поле чудес» —наиболее известные примеры). Для успеха этих методов СП особенно важны привлекательные призы (туристические поездки, автомашины, крупные пакеты ценных бумаг, значительные льготы — вплоть до освобождения от подоходного налога на год-два). i. МАРКЕТИНГ Стратегии фирмы (структура рабочего документа) Рынок: • Задачи, которые ставятся фирмой на планируемый Стратегии решения этих задач: • Товарная: изменение номенклатуры, изменение по • Ценовая: образование цены, динамика цен, характер • Сбытовая: место и способ обслуживания, создание ус • Продвижение: реклама, стимулирование продаж, * * * Завершается стратегическое обоснование маркетинга выработкой плана действий по каждой из стратегий и общего бюджета (сметы). Примерная форма плана действий такова: Стратегия................................................ Время начала действий...................... Время окончания действий................... Действие............................................. Дата................................................. Расходы........................................... Действие....................................... Дата........................................ .»... Расходы........................................... Программы обычно разрабатываются на 5 лет и корректируются ежегодно. Годовые планы и программы уточняются ежеквартально, а кварталы — ежемесячно. Структура и форма планов и программ различной деятельности зависят от особенностей фирмы и содержания работы. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование во многом занимает особое, если не сказать — центральное, место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы. Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит — соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований — способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля. Эту связь можно представить в виде последовательности: Планирование (определение целей и путей их достижения): • содержание деятельности; • финансирование и другое обеспечение; • организационная структура; • требования к персоналу; • подбор, расстановка, стимулирование • система учета, отчетности и контроля. 5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 5.1 ВИДЫ ПЛАНОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности — в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы — комплексный план или программа. В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные. В зависимости от степени директивности, т. е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности. Прогнозные МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или фирмы. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера. В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.). В таких планах указываютёя обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также ствляется на тех же уровнях, что и перспективное, а '| также на уровне отдельных учреждений и их подразде- '. лений. Наиболее полно деятельность учреждения куль- < туры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая?, детализация и конкретизация плановых заданий дости- j гается в квартальных и месячных (календарных) и дру- ij гих оперативных планах работы. К оперативным отно- £ сятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день,.] а также оперативные индивидуальные планы.? Следует различать также стратегические и тактичес- ^ кие планы. В предыдущей главе были рассмотрены мар- у кетинговые стратегии фирмы. Подобные разработки мо- ■? гут конкретизироваться в отдельных программах, про- : I ектах, текущих плановых документах, бизнес-планах.,?| дополнены системами анализа, оценки, контроля, кор- «| ректировки деятельности. Очевидна, таким образом, цен- ': тральная роль стратегии — она определяет как содержание конкретных планов, так и организацию обеспечения 6. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 243 их выполнения, требования к контролю и персоналу,, Цель стратегии — удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые. В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка — собранный в единый до-кумент, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|