Анализ места в конкуренции 1 глава
Стратегические решения по товару существенно зависят от условий и возможностей данной фирмы в данный момент на данном рынке. Для определения целесообразности и характера активных действий может использоваться ряд достаточно формализованных и наглядных методик. Следует только подчеркнуть, что приводимые ниже модели и схемы анализа и решений являются именно моделями, схемами, направлениями движения мысли. Все они в конкретном применении предполагают конкретный счет конкретных показателей (экономических, финансовых, натуральных и стоимостных). Опытному менеджеру для принятия решений вполне достаточно данных бухгалтерского учета — их динамика дает практически исчерпывающие, основания принятия решений. Именно опыт и лежит в основе приводимых моделей. Они могут быть использованы в программном обеспечении автоматизированных рабочих мест (АРМ-ов) с использованием компьютерных технологий. Ниже приводится табличный метод анализа ситуации (табл. 3, 4). Балльный метод анализа иллюстрируется в табл. 5. Из такого сравнительного анализа по группам факторов (например, услуги, цены, сервис, продвижение) видно, с какими фирмами реально конкурирует данная фирма. В то же время работа более продвинутых фирм может служить ориентиром и программой совершенствования и развития ее собственной деятельности. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Очень наглядный, хотя и несколько упрощенный, анализ места в конкуренции был предложен Бостонской консультационной (консалтинговой) группой (БКГ) и получил название «матрицы БКГ». Она представляет собой диаграмму, где горизонтальная ось демонстрирует показатели доли рынка-фирмы (в долях, процентах от общего объема продаж на рынке данного товара). Очевидно, что эти показатели задают ряд от О, когда эта фирма на рынке отсутствует, до 1 (в долях) или 100% (в процентах), когда фирма является монополистом. По вертикали указываются коммерческие показатели работы фирмы на рынке с данным товаром (объем продажи, прибыль, рентабельность). Две оси задают пространство, в котором определяется точка, характеризующая деятельность фирмы с данным товаром в настоящем времени (или в перспективе).
Для наглядности анализа по каждой оси могут быть введены главные интервалы — доля рынка до 1/2 (0— 50%), и более 1/2 (50-100%),, а также коммерческие показатели выше и ниже средних (рис..10). Построенное таким образом пространство оказывается разбитым на 4 квадрата, каждый из которых получил в литературе образное название: «старые собаки» (малая доля рынка при коммерческих результатах ниже средних), «дикие кошки» (малая доля рынка при высоких доходах), «дойные коровы» (большая доля рынка), «звезды» (высо- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ кая прибыльность при доминирований на рынке — «звездный час» менеджера. Стратегическое решение зависит от того, в пространстве какого квадрата оказываются показатели фирмы. Варианты стратегий указаны на диаграмме пунктирными линиями: «Старые собаки» — деловая активность в этом квадрате явно неоправданна и либо подлежит свертыванию, либо от подобных проектов следует отказываться, не приступая к ним. «Дикие кошки» —■ бизнес чрезвычайно привлекателен, однако позиции фирмы не очень прочны. Поэтому возможны два основных стратегических решения: либо экспансия завоевания большей доли рынка, либо концентрированная стратегия упрочения позиций фирмы на ее сегменте (углубление в рынок). «Звезды» — мечта любого менеджера— близкая к монополии позиция на выгодном рынке. В этом случае стратегия также очевидна — удержание, защита своих позиций от неизбежной активности конкурентов.
«Дойные коровы» — «свое дело» фирмы — не очень прибыльное, зато кормящее. Стратегия в этом положении предполагает жесткий финансовый контроль и аккумуляцию средств для последующего прорыва либо за счет концентрации — сужения рынка при повышении прибыльности (например, за счет радикальной модификации и повышения качества товара), либо за счет более рациональной ценовой политики, повышения качества и т. д. — улучшения коммерческой результативности. * * * Другая методика (не исключающая, а дополняющая предыдущую) связана с определением конкурентного статуса фирмы (КСФ) относительно конкретного товара. Базовая формула КСФ (она может дополняться рядом качественных коэффициентов) соотносит планируемый и оптимальный уровень рентабельности, соотношение которых может быть сведено к соотношению планируемого уровня вложений (инвестиций, затрат) с оптимальным и критическим объемами вложений на реализацию деятельности: II
4 МАРКЕТИНГ ададмай^ижцжяядавгтав^^
""" ОПТ. ОПТ. Кр. Смысл формулы раскрывает графическое изображение функции дохода на вложения (Ц/В) от вложений, которая представляет собою аналитическую кривую (рис. 11). Отсутствие вложений (В = 0) дохода не принесет. Но и малые вложения (0 < В < Вкр.) несут только убытки. И только при определенном объеме вложений дело может окупиться. Поэтому Вкр. называется также «точкой самоокупаемости». Дальнейший рост вложений (в производство, в базу, в рекламу, в подготовку персонала и т. д.) ведет к росту доходов. Но лишь до определенного уровня (Вопт.), так как дальнейший рост вложений неоправдан — он приведет лишь к снижению доходов. Например, один и тот же уровень доходов (прибылей) — Д/Bi — можно получить при объемах вложений как Вь так и В2. В2, превышающий Вопт., является уже неоправданным объемом вложений. Поэтому для стратегического решения^очень важно знать Вкр, и Вопт. — граничные условия любой деловой активности: точку самоокупаемости и оптимальный объем вложений, ниже которых и выше которых затраты не оправданы. Именно на интервале Вкр.- Вопт. и определяются конкретные возможные размеры вложений — Впл..
Если их размер может меняться от Вкр. до Вопт. (Вкр. < Д1Л. < Вопт.), то не трудно заметить, что интервал значений КСФ — от 0 (при Впл. = Вкр. вся дробь равна 0) до 1 (при Впл. = Вопт. дробь равна 1). Стратегическое решение может приниматься в зависимости от значения КСФ: 0,0-0,2 = КСФ плохой 0,2-0,4 = слабый 0,6-0,8 = хороший 0,4-0,6 = средний 0,8-1,0 = отличный МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ С помощью методики определения КСФ может быть модифицирована матрица БКГ. При этом достигается большая методическая точность (рис. 12), Или то же пространство анализа может быть разбито не на 4, а на 6 базовых квадратов, образуя тем самым матрицу Маккинси (рис. 13). Косыми линиями обозначены зоны неоправданного бизнеса, сплошными вертикальными — стратегии типа «зарабатывать и защищаться», крестиками — зоны с хорошими позициями фирмы в конкуренции. Если фирма работает одновременно по нескольким программам, то стратегическое решение по ним может быть принято с помощью метода ранжирования по КСФ. Для этого определяется КСФ каждого проекта. Затем они выстраиваются по ранжиру (рейтингу): первыми в этом списке стоят проекты с наибольшим КСФ, затем с меньшим, затем с еще меньшим и т. д. Последним в перечне указывается проект с наименьшим КСФ. Затем этот перечень соотносится с имеющимися в распоряжении фирмы средствами на стратегическую перспективу и производится их распределение. Программы и проекты, имеющие наивысший КСФ, получают приоритетный режим вложений, так как эти виды бизнеса наиболее оправданы. И далее средства распределяются по списку для обеспечения соответствующих КСФ. Однако в результате этой процедуры с какого-то момента средств может оказаться недостаточно — зто и.означает, что оставшиеся программы должны быть либо свернуты, либо для них должны быть найдены дополнительные источники финансирования. 4 МАРКЕТИНГ Жизненный цикл товара и стратегия маркетинга Предыдущие методики выработки товарной стратегии рассматривали товар как бы в статике, не затрагивая динамики его развития на рынке. Между тем каждый товар имеет жизненный цикл, описываемый так называемой «Кривой Гомпарта», демонстрирующей динамику доходов (прибылей, рентабельности) в зависимости от этапов (времени) «жизни» товара на рынке (рис. 14).
Рис. 14 Кривая Гомпарта Можно выделить следующие этапы жизненного цикла товара с соответствующими особенностями и соответствующими им стратегиями поведения фирмы: Зарождение. Товара на рынке еще нет, он проходит как бы «внутриутробную» (внутрифирменную) стадию замысла и разработки, выработки необходимых программ, определения оптимальных сроков выхода на рынок. Выход (начало). «Рождение» товара, его появление на рынке. Обычно на этом этапе товар предлагается малыми порциями (партиями). Объемы его реализации невелики. Себестоимость товара на этом этапе наиболее высока. Цены тоже высокие. Прибыли незначительны, а доходы на вложения могут быть и отрицательными (что демонстрирует на графике штриховая линия доходов на вложения). Технология еще не отработана, а значит и в качестве товара возможны недостатки и «накладки». Конкуренция обычно практически отсутствует, а покупатель инертен. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Ключевую роль на этом этапе играют конструктивные особенности и потребительские качества товара, его дизайн и оперативная обратная связь с потребителем, необходимая для доработки качества товара по возможным рекламациям и нареканиям. Маркетинг на этом этапе должен быть направлен на стимулирование рынка, осведомление потребителя о товаре, активное формирование сбытовой сети (мобилизация ее к последующему этапу), определение возможных конкурентов и вариантов их поведения. Затраты на рекламу высоки, и высока их доля в общей сумме затрат. Реклама на этом этапе несет прежде всего информационный характер, но должна дополняться активным стимулированием непосредственно продаж: льготы, купоны, конкурсы, викторины, ярмарки и т. п. Акцент в рекламе целесообразно делать на обращении не к потребителю в целом, а к его трендовой группе — наиболее динамичной, откликающейся на новое, и перспективной части потребителей данного товара. Типичной трендовой группой является, например, молодежь. Рост (ускорение). Этап ускоренного темпа роста доходов. Этот этап характерен минимальными издержками и массовым выпуском товара на рынок. Технология к началу этого этапа уже наработана, и качество товара высокое (выше, чем на предыдущем этапе). Растет число конкурентов, слетающихся на перспективный бизнес, но конкуренция на этом этапе не носит угрожающего характера, так как всем на этом этапе находится место на рынке. Товар, что называется, «пошел». Потребитель активен, объем продажи растет, растут и прибыли, достигая пика к концу этапа. Цены на этом этапе носят оптимальный характер, поскольку только на этом этапе спрос и предложение достигают баланса.
Ключевую роль на этом этапе играют минимизация издержек и организация массового сбыта товаров. Этап роста — «звездный час» менеджеров и предпринимателей — собственно ради него и затевается любой бизнес. Стратегия маркетинга на этой стадии состоит в избегании прямой конкуренции, укреплении позиций за счет модификаций товара, углубления в рынок и создания предпочтительной марки, обеспечении оптимально высокого 4 МАРКЕТИНГ уровня цен (за счет тщательного контроля за спросом), своевременном снижении цен для привлечения дополнительных клиентов, обеспечении бесперебойности рабо'ты сбытовой сети, привлечении дополнительных каналов сбыта. Расходы на рекламу могут возрастать в абсолютном выражении, но их доля в общей сумме издержек снижается существенно. Начинается переход от спокойной информативной манеры рекламы ко все более агрессивной. Целесообразно указывать в ней. не просто достоинства товара, а его преимущество по сравнению с конкурентами, необходимо все большее дистанцирование и позиционирование товара в сравнении с аналогами. Замедление темпов роста доходов (не их снижение — доходы все еще могут возрастать, замедляется их рост). Свидетельствует о насыщении рынка. Вследствие роста конкуренции и высокого качества товара (наиболее высокого к концу этапа) потребитель становится все более разборчивым — начинается его «звездный час». Поэтому растут издержки (интенсивная реклама, углубление ассортимента и модификаций). Конкурентная борьба доходит до ценовой конкуренции — иногда единственным средством и решающим фактором борьбы может стать снижение цен. Поэтому рост прибылей замедляется и даже падает. Наиболее эффективной стратегией на этом этапе является уход на другой рынок. Накопленный опыт, технология, компетентный и мотивированный персонал — все это применяется к еще не насыщенному рынку. Именно это обстоятельство является главным стимулом «вывоза капитала за границу», а на внутреннем рынке (сняв с него «пенки» на этапе роста) фирма идет дальше, реализуя новые товарные идеи и программы с потребителем, активно реагирующим на марку фирмы. Уход может быть неполным, например, за счет лицензионной стратегии — продажи лицензий желающим продолжать бизнес. Обеспечив себе источник дохода, выйдя из активного бизнеса, сама фирма, опять-таки, приступает к новым проектам. Можно, разумеется, за счет все новых модификаций пытаться продлить жизненный цикл товара, но необхо- 206 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ димо отдавать себе отчет, что это путь все больших издержек, а главное, он бесперспективен — товарная идея уже отработана. Поэтому чрезвычайно редко компетентные менеджеры успешных фирм дотягивают дело до точки зрелости. Но если фирма со своим товаром находится в этой стадии, то ее стратегия будет заключаться в отстаивании своей доли рынка, попытке все более глубокой сегментации, привлечении новых потребителей, все более активном стимулировании продажи, снижении цен (при наивысшем качестве товара!). Реклама на этом этапе носит наиболее агрессивный, назойливый характер, доля издержек на нее заметно возрастает, она адресуется уже к наиболее массовой и консервативной части потребителей. И очень важно, рано или поздно готовя себя к уходу из этой ЗДА, обеспечить уровень марки и репутации фирмы, создавая и ведя за собой таким образом потребителей — приверженцев марки фирмы. Затухание и спад. Это стадия уже не замедления роста, а прямого падения дохода (объемов продажи). Выход из конкуренции приобретает лавинообразный характер. Цены продолжают падать (в целях удержания потребителей). Хотя возможны и их всплески, так как за счет выхода из конкуренции на рынке могут образовываться лакуны, а инерция потребления, привычка к товару могут еще действовать. В расчете на эти всплески («поскребыши» бизнеса) некоторые фирмы задерживают свой полный уход с рынка. Но в любом случае стратегия маркетинга на этом строиться не может. Первостепенными целями фирмы неизбежно становятся обновление товарного ассортимента, диверсификация, плавный переход к другим товарам при сокращении позиций на рынке и репутация фирмы в обществе. Если фирма работает в нескольких ЗДА, то очень важно установить баланс жизненных циклов соответствующих товаров. Очень нежелательна ситуация их практического совпадения (рис. 15). Стратегия должна строиться в расчете на поддержание баланса, а то и совокупного экономического роста фирмы (см, рис. 16). 4. МАРКЕТИНГ
1'К-' ЙЙ Рис. 17 Методика жизненных циклов, дополненная методикой КСФ Методика жизненных циклов товара может быть дополнена методикой КСФ (рис. 17). Предположим, фирма ведет два дела — бизнес 1 и бизнес 2. Оба они обладают хорошим КСФ, первый завершает стадию ускорения, а второй — в точке зрелости. В перспективе они могут пойти только вправо и вниз: первый станет, фактически, «дойной коровой», а второй — «старой собакой». Поэтому, отказываясь в перспективе от бизнеса 2, фирма должна заняться прежде всего поиском бизнеса 3 (в стадии ускорения товара, уже МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4. МАРКЕТИНГ Практикуются также сублицензии, вознаграждения за которые делятся между лицензиаром и лицензиатом. Возможны сопутствующие лицензии — когда лицензия дополняется инжинирингом или лизингом. Поэтому лицензионной стратегией (покупкой лицензий) широко пользуются для вхождения в уже сложившийся рынок. Лицензионный договор требует весьма изощренного баланса интересов лицензиара и лицензиата. Для первого важно, чтобы второй не стал эффективным конкурентом. Для этого, например, договором исключается выход лицензиата на национальный рынок лицензиара, лицензируемая деятельность ограничивается рынками третьих стран и т. д. Ограничиваются области применения лицензируемой технологии или деятельности, исключаются сублицензии и т. п. Платежи за лицензию бывают двух основных видов: (1) Роялти — периодический, например ежегодный (2) Поушальный — платеж, составляющий средний Цена лицензии может определятся по формуле: где В — расчетный срок лицензии, К; — объем продаж товара, произведенного до лицензии в i-том году; Ц; — цена в i-том году, a Pi — роялти в i-том году. В сфере культуры лицензирование со стороны государственных органов носит характер ограничения определенных видов деятельности, их объема и качества. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Помимо ограничивающей функции лицензирование при этом имеет целью пополнение соответствующего (федерального или муниципального) бюджета. Стимулирование же соответствующей деятельности» ее качества и уровня достигается с помощью сертификации. Она заключается в выдаче фирме сертификата, удостоверяющего уровень и качество товара или услуг, организуемых соответствующим органом и оплачиваемых фирмой. Сертифицированная деятельность облегчает фирме ее внешнеэкономическую деятельность, public relations, способствует созданию привлекательного образа и репутации фирмы. 4.4. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ Ценовая стратегия решает три главные задачи: 1. Определение конъюнктуры емкости рынка, т. е. 2. Определение наиболее вероятной цены, по которой 3. Определение ценовой политики фирмы, т. е. целей Соотношение цены, снроса и предложения Центральными понятиями ценовой стратегии являются: Объем продаж (К) — количество товара на рынке в совокупном объеме или приходящееся на 1 потребителя. Предложение (П) — результат производственной деятельности фирмы, товарная масса, складывающаяся из результатов текущего производства и товарных запасов. Совокупность товара текущего производства и товарных запасов образует возможный максимум предложений. Реальное предложение зависит от цены. Спрос (С) — выражение платежеспособного потребления, складывающееся из личного потребления и потребления производства. Цена (Ц) — денежная форма стоимости товара, денежная сумма, которую потребитель должен уплатить 4. МАРКЕТИНГ для получения товара. С чисто экономической точки зрения цена представляет собой баланс спроса и предложения, который может иллюстрировать график кривых спроса и предложения. Их пересечение (точка равновесия) и демонстрирует этот баланс (рис. 18). Представленные штриховыми линиями сдвиги кривых спроса (например, за счет роста платежеспособного потребителя) и предложения (например, за счет роста производительности труда, снижения издержек, технологического прогресса) приводят к соответствующим сдвигам точки равновесия, а значит — к соответствующей динамике цен. В приведенном примере рост платежеспособности ведет к росту цены (Ц2) и объема продаж (К2). Рост предложения — к снижению цены (ЦЗ) при росте объема продаж (К2). Одновременный рост С и П (в данном примере) ведет к росту продаж (КЗ) при тех же ценах (Ц1). Таким образом, рост Ц ведет к росту П и ограничению С. Снижение Ц — к снижению П и росту С. Рост С ведет к повышению Ц, а его снижение — к снижению Ц. Рост П ведет к снижению Ц, а падение II — к росту Ц. Следует только помнить, что в реальном бизнесе Ц может определяться не только экономическими целями (социальная политика, конкурентная борьба, репутация, государственные ограничения и т. д.). С точки зрения потребителя, чем больше К, тем ниже Ц, а с точки зрения производителя — чем больше К, тем выше Ц. Следовательно, чем богаче потребитель, тем правее и выше точка равновесия. Чем мощнее производитель — тем правее и ниже точка равновесия. И наоборот — чем беднее потребитель, тем левее и ниже, а чем слабее производитель, тем левее и выше точка равновесия. На основе этих зависимостей ожидаемая прибыль может быть выражена формулой: Прб = (Ц - Сбс) х К, где Прб — прибыль, а Сбс,— себестоимость товара при данном объеме продаж К. Поэтому главное в ценовой стратегии при установлении Ц — это баланс С, П и внеэкономических целей. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ %,^L Определение емкости рынка Объем продаж может быть монопольным (на этапе введения принципиально нового товара или при резком снижении себестоимости) или как доля К фирмы в общем объеме продаж. К зависит от конъюнктуры данного рынка, рынка страны и мирового, от платежеспособности потребителя, степени насыщенности рынка данным товаром или его аналогами и заменителями. Все больше внимания специалисты обращают на так называемые «длинные волны» конъюнктуры, впервые описанные В. Кондратьевым в 20-е гг. Сейчас рассматриваются большие циклы в 45-60 лет, включающие четыре фазы: процветания (подъема, сопровождающегося ростом цен), спада (кризиса с падением цен), депрессии и восстановления (со слабым ростом цен). Объем продаж зависит не -только от длительных тенденций, но и от циклических, сезонных, случайных факторов колебания спроса. Формирование линии спроса С — результат специального исследования рынка, включающего в себя выявление количества потребителей, их доходов, средств, вы-деляемых на потребление, цен аналогичных товаров и заменителей. Конфигурация линии спроса может быть самой различной (рис, 19). Неценовые факторы (например реклама) могут сдвигать кривую, не меняя ее форму: спрос может расти при неизменных ценах, а увеличение цены указывается возможным при том же объеме продаж. Главная проблема этого анализа — наклон кривой (степень ее крутизны), выражающей эластичность спроса по ценам для данного товара.
4. МАРКЕТИНГ Неэластичный спрос имеет место в случае превышения разности значений цены над разностью значений объема продаж (рис. 20).
Эластичен спрос в обратной ситуации, когда разность значений объема продаж превышает разность цен (рис. 21). Рис. 21 Эластичный спрос (Ц1-Ц2)<<К1-К2), или Э = —---------- < 1. Ц2-Ц1 к, кг к Эластичный спрос означает, что на небольшое снижение цен рынок реагирует значительным ростом объема продаж (и соответствующих доходов). Чем эластичнее спрос, тем оправданнее возможное снижение цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|