Тгп в системе юридических наук
Стр 1 из 23Следующая ⇒ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Теория государства и права – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. ТГиП является фундаментальной дисциплиной, носит общетеоретический характер, использует в своих исследованиях понятия и категории, выработанные философией и историей государства и права. Каждая наука имеет свой предмет – определенный круг изучаемых закономерностей какой-либо сферы человеческой деятельности. Под закономерностями понимаются реальные устойчивые связи, которые выражают сущность явлений, процессов. В качестве предмета ТГП выступают 2 стороны объективной действительной действительности: 1. наиболее общие закономерности возникновения и развития Г и П, 2. Систему основных понятий юриспруденции, кот. пронизывают все юридические науки. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще. Специфика предмета ТГП заключается в том, что ГиП исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Наука – это совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, как исследуется. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем или изучаемая данной наукой объективная реальность. Т.о. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте. Учебная дисциплина – основывается на науке, призвана доводить при помощи определенных методик добытые наукой и проверенной практикой знания. Учебная дисциплина занимает ведущее место в процессе обучения, так как дает начальные представления об основных государственно-правовых понятиях, которые составляют фундамент для изучения отраслевых и специальных юридических дисциплин. Специфика ТГиП науки и учебной дисциплины проявляется в следующем: – ТГиП формулирует общие законы существования и развития отдельных государственно-правовых явлений, без осознания которых невозможно исследование отдельных аспектов жизни и деятельности государства и права, являющихся предметами отраслевых и специальных юридических наук; – ТГиП не ограничена в своих исследованиях изучением одной страны, исторической эпохи, что позволяет создать наиболее качественный методологический материал для отраслевых и специальных юридических наук, которые, в свою очередь, наиболее полно воплотят в современную жизнь достижения ТГиП. Таким образом, ТГиП по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает как общеправовая, методологическая, базовая наука. Структура учебного курса теории государства и права прямо зависит от специфики ее предмета. Во всех учебных изданиях, как правило, присутствуют два крупных раздела – теория государства и теория права. В теории государства обычно рассматриваются проблемы общего понятия государства, возникновения и исторического развития государственности, функций и форм государства, аппарата государства, значения государства в политической системе общества. В теории права изучаются проблемы общего понятия права, возникновения и исторического развития права, норм и системы права, нормативно-правовых актов, правосознания, правоотношений, реализации права, правонарушений, юридической ответственности, законности и некоторые другие. Функции ТГиП представляют собой основные направления действия данной науки, которые необходимы для решения стоящих перед ней целей и задач. Выделяют следующие функции: – Онтологическая (учение о бытие) – познает сущность государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы что такое государство и право, как и почему они возникают и действуют.– Гносеологическая (теория познания) состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.– Эвристическая (искусство нахождения истины) – открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов в условиях рыночных реформ.– Прогностическая проявляется в предвидении тех или иных изменений в определении закономерностей развития и выдвижения гипотез о будущем.– Методологическая функция создает систему понятий и категорий, которые применяются во всех иных юридических науках.– Идеологическая – приводит систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъекта и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.– Организационно-прикладная – проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем и т.д.
ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах. Науки, образующие систему науки в целом, принято подразделять на три большие группы: 1) естественные; 2) технические; 3) гуманитарные. Иногда в качестве самостоятельных групп выделяют 4) математику и 5) логику, которые разрабатывают для всех прочих наук универсальные методы познания. Особняком стоит философия, которая является не наукой в строгом смысле этого слова, а теоретически оформленным мировоззрением. Гуманитарные науки изучают общественные отношения в их закономерностях, общество, человека, социальные институты. Поскольку государство и право являются социальными институтами, юридические науки принято относить к числу гуманитарных. Виды юр.наук: 1.теория государства и права; 2. историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); 3.отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право); 4.прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.). ТГП тесно взаимодействует с философией. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТгиП дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. 1. Общность ТГиП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом. Отличие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). 2. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная и обобщающая: 1) она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права; 2) она исследует общие для разных отраслевых наук проблемы(норма права, правоотношение, ответственность и др.); 3) она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятия). В то же время теория государства и права использует данные отраслевых наук. 3. Взаимодействие же ТГП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Таким образом, особенность ТГП как науки состоит в том, что она является:– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);– теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
МЕТОДОЛОГИЯ ТГП Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания. Виды: 1.Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Виды всеобщих методов: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями); б) диалектика (материалистическая (Г и П возникли в рез-те соц-эконом. изменений в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы) и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный идеализм (причины возникновения и сам факт существования государства и права связывает с божественной силой либо объективным разумом), либо субъективный идеализм (– с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором)). 2.Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. А) Анализ – это условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Б) Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. В) Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п. Г) Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д. Д) Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д. 3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. А) Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Б) Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. В) Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Среди частнонаучных следует выделить два метода, являющиеся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой. Г) Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как «существенный вред», «юридическое лицо», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.п. Д) Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы обнаруживаем, что между ними есть сходство, но есть и определенные различия, присущие им исторически.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ Для первобытно-общинного строя были характерны следующие черты: 1. наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны; 2. экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Признаки общественной власти: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общность имущества и труда. Сначала семья была полигамна, позже обычаи стали запрещать браки между родственниками, а позже и браки внутри рода.. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали); опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества: вопросы войны и мира, проведение и запрещение проведения религиозных обрядов, избрание предводителей, функции судебных органов. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Их называют «мононормами», ибо они по большому счету выражали главный интерес того общества – выжить. Этот интерес объединял общество, чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Признаки социальных норм: 1.считались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);2. существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;3. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);4. ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей; 5. выражали интересы всех членов рода и племени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|