Действия НПА в пространстве, по кругу лиц, во времени
Действие нормативных актов по времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу НПА: 1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС вступают в силу одновременно на всей тер-ии РФ по истечении 10 дней после их офиц. опубликования, если самими актами не установлен др. порядок вступления их в силу. Акты президента и правительства вступают в силу по истечении 7 дней со дня офиц. опубликования.. 3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Как правило, НПА обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1. если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2. если Н ПА улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают или устраняют отв-сть).
НПА утрачивают свою силу (прекращают действие): 1.по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен; 2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта. Действие нормативных актов в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией РФ понимается: часть суши, кот. определена как тер.РФ гос-ой границей, внутренние водоемы, внешние водоемы а полосе тер.вод 12 морских миль, прилегающий континент.шельф, воздуш.пространство над тер.Г, воздушные суда РФ, мор.суда, наход-ся вне пределов тер-х вод под флагом РФ, космич.Оы, тер.диплом.представительств. В зав-сти от уровня гос.органа, принявшего данный акт, НПА распространяют свое действие: 1) на территорию своей страны (ФЗ, ФКЗ, иные акты высших органов гос.власти); 2) на тер. субъекта РФ (акты органов гос. власти субъекта РФ); 3) на тер., указанную в самом НПА; 4) на лок.тер.(предприятия, учреждения, организации)-лок.ПН. Действие нормативных актов по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. 1) Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. 2) Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). 3) Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие. Согласно ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов Палат Фед. Собрания»: 1) ФКЗ, ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2) акты публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законод-ва РФ. 3) ФКЗ, ФЗ направляются для офиц. опубликования Президентом РФ. Акты палат направ-ся для офиц. опубликования председателем соответств. палаты или его замом. НПА субъектов РФ, акты органов мест. самоупр-ия публикуются в местных изданиях (например, «Мурм. вестник»). Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НПА. ИНКОРПОРАЦИЯ. КОДИФИКАЦИЯ Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Виды: 1)инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их действия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второму сборники нормативных материалов по отраслям права, изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На нереальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел, например в суде; 2)консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации
3)кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность. Признаки кодификации: 1) ей имеют право заниматься только специальные органы;2) в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). К кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права; кодексы, детально и всесторонне регулирующие соответствующие группы общественных отношений; уставы, регламентирующие деятельность определенных ведомств, министерств и организаций; положения, определяющие порядок образования, структуру, задачи и функции определенной системы (или подсистемы) государственных органов; регламенты, регулирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности. Значение кодификации. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства. При кодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются; устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т. д. В содержание кодиф. входит, таким образом, в качестве необходимого элемента и правотворческий процесс. 4) учет (журнальный, картотечный, поддержание текстов НА в контрольном состоянии, автоматизированный учет)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|