Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действия НПА в пространстве, по кругу лиц, во времени




Дей­ст­вие нор­ма­тив­ных ак­тов по вре­ме­ни. Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты на­чи­на­ют дей­ст­во­вать с мо­мен­та всту­п­ле­ния их в си­лу. Ус­та­нов­ле­ние точ­но­го сро­ка всту­п­ле­ния, в си­лу нор­ма­тив­ных ак­тов важ­но по­то­му, что имен­но с это­го мо­мен­та их пред­пи­са­ния под­ле­жат ис­пол­не­нию.

Во мно­гих стра­нах дей­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные пра­ви­ла всту­п­ле­ния в си­лу НПА: 1. Акт всту­па­ет в си­лу с мо­мен­та его при­ня­тия пра­во­твор­че­ским ор­га­ном. 2. Акт на­чи­на­ет дей­ст­во­вать по ис­те­че­нии оп­ре­де­лен­но­го сро­ка по­сле его опуб­ли­ко­ва­ния. Так, в Рос­сии ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС вступают в силу одновременно на всей тер-ии РФ по истечении 10 дней после их офиц. опубликования, если самими актами не установлен др. порядок вступления их в силу. Акты президента и правительства вступают в силу по истечении 7 дней со дня офиц. опубликования.. 3. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт всту­па­ет в си­лу со вре­ме­ни, ука­зан­но­го в са­мом ак­те или в спе­ци­аль­ном ак­те о вве­де­нии его в дей­ст­вие.

Как правило, НПА об­рат­ной си­лы он не име­ет. Дан­ный прин­цип оз­на­ча­ет, что пред­пи­са­ния нор­ма­тив­но­го ак­та не рас­про­стра­ня­ют­ся на те от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ник­ли и су­ще­ст­во­ва­ли до его из­да­ния. Та­кое по­ло­же­ние яв­ля­ет­ся на­деж­ной га­ран­ти­ей обес­пе­че­ния прав и обя­зан­но­стей гра­ж­дан, под­дер­жа­ния проч­но­го пра­во­по­ряд­ка. Ис­клю­че­ния из ука­зан­но­го прин­ци­па до­пус­ка­ют­ся толь­ко в двух слу­ча­ях: 1. ес­ли са­мим нор­ма­тив­но-пра­во­вым ак­том ус­та­нав­ли­ва­ет­ся его об­рат­ная си­ла; 2. ес­ли Н ПА улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают или устраняют отв-сть).

НПА ут­ра­чи­ва­ют свою си­лу (пре­кра­ща­ют дей­ст­вие): 1.по ис­те­че­нии сро­ка дей­ст­вия ак­та, ко­гда та­кой срок был спе­ци­аль­но ус­та­нов­лен; 2.в свя­зи с из­да­ни­ем но­во­го нор­ма­тив­но­го ак­та, за­ме­нив­ше­го ра­нее дей­ст­вую­щий; 3.на ос­но­ва­нии пря­мо­го ука­за­ния кон­крет­но­го ор­га­на об от­ме­не дан­но­го нор­ма­тив­но­го ак­та.

Действие нормативных актов в пространстве.

Пре­де­лы дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та в про­стран­ст­ве оп­ре­де­ля­ют­ся тер­ри­то­ри­ей, на ко­то­рую рас­про­стра­ня­ют­ся его пред­пи­са­ния.

Под тер­ри­то­ри­ей РФ понимается: часть суши, кот. определена как тер.РФ гос-ой границей, внутренние водоемы, внешние водоемы а полосе тер.вод 12 морских миль, прилегающий континент.шельф, воздуш.пространство над тер.Г, воздушные суда РФ, мор.суда, наход-ся вне пределов тер-х вод под флагом РФ, космич.Оы, тер.диплом.представительств.

В зав-сти от уровня гос.органа, принявшего данный акт, НПА распространяют свое действие: 1) на территорию своей страны (ФЗ, ФКЗ, иные акты высших органов гос.власти); 2) на тер. субъекта РФ (акты органов гос. власти субъекта РФ); 3) на тер., указанную в самом НПА; 4) на лок.тер.(предприятия, учреждения, организации)-лок.ПН.

Действие нормативных актов по кругу лиц. Су­ще­ст­ву­ет пра­ви­ло, со­глас­но ко­то­ро­му дей­ст­вие нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов рас­про­стра­ня­ет­ся на всех лиц, про­жи­ваю­щих на дан­ной тер­ри­то­рии. За­ко­ны и дру­гие нор­ма­тив­ные ак­ты на тер­ри­то­рии гос-ва дей­ст­ву­ют при­ме­ни­тель­но ко всем гра­ж­да­нам, гос-вен­ным и об­ще­ст­вен­ным ор­га­ни­за­ци­ям. Их дей­ст­вие рас­про­стра­ня­ет­ся так­же не ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва. Этим ли­цам га­ран­ти­ру­ют­ся пре­ду­смот­рен­ные на­цио­наль­ным зак-вом пра­ва и сво­бо­ды. Они мо­гут об­ра­щать­ся в суд в дру­гие ор­га­ны гос-ва для за­щи­ты при­над­ле­жа­щих им лич­ных, иму­ще­ст­вен­ных, се­мей­ных и иных прав. Ино­стран­ные гра­ж­да­не, ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва, на­хо­дя­щие­ся на тер­ри­то­рии оп­ре­де­лен­но­го гос-ва, долж­ны ува­жать его кон­сти­ту­цию и со­блю­дать за­ко­ны.

Од­на­ко име­ют­ся ис­клю­че­ния из об­ще­го пра­ви­ла, ко­гда дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов по кру­гу лиц не сов­па­да­ют с их дей­ст­ви­ем по тер­ри­то­рии. 1) Так, ино­стран­ные гра­ж­да­не, поль­зую­щие­ся пра­вом ди­пло­ма­ти­че­ско­го им­му­ни­те­та на тер­ри­то­рии дру­го­го гос-ва, не мо­гут быть при­вле­че­ны к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, вы­зы­вать­ся в суд для да­чи по­ка­за­ний. Ес­ли та­кие ли­ца со­вер­ша­ют пра­во­на­ру­ше­ние, во­прос об их от­вет­ст­вен­но­сти раз­ре­ша­ет­ся ди­пло­ма­ти­че­ским пу­тем. 2) Не­ко­то­рые на­цио­наль­ные НПА во­об­ще не рас­про­ст­ра­ня­ют­ся на ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва (на­при­мер, ак­ты о вы­бо­рах в ор­га­ны гос-ва, о во­ин­ской служ­бе). 3) Нор­ма­тив­ные ак­ты мо­гут рас­про­стра­нять дей­ст­вие не на всех гра­ж­дан и долж­но­ст­ных лиц дан­ной тер­ри­то­рии, а толь­ко на оп­ре­де­лен­ные ка­те­го­рии (во­ен­но­слу­жа­щих, учи­те­лей, лиц сель­ской ме­ст­но­сти и дру­гих). В та­ких слу­ча­ях в пра­во­вых ак­тах точ­но оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, под­па­даю­щих под их дей­ст­вие.

Согласно ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов Палат Фед. Собрания»: 1) ФКЗ, ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2) акты публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законод-ва РФ. 3) ФКЗ, ФЗ направляются для офиц. опубликования Президентом РФ. Акты палат направ-ся для офиц. опубликования председателем соответств. палаты или его замом. НПА субъектов РФ, акты органов мест. самоупр-ия публикуются в местных изданиях (например, «Мурм. вестник»).

Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НПА.

ИНКОРПОРАЦИЯ. КОДИФИКАЦИЯ

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Виды:

1)инкорпорация форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их действия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второму сборники нормативных материалов по отраслям права, изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На нереальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел, например в суде;

2)консолидация форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование).

Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации

3)кодификация форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность. Признаки кодификации: 1) ей имеют право заниматься только специальные органы;2) в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, 3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). К кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие регулирование наиболее важных и принци­пиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права; кодексы, детально и всесторонне регулирую­щие соответствующие группы общественных отношений; уставы, регламентирующие деятельность определенных ведомств, министерств и организаций; положения, определяющие поря­док образования, структуру, задачи и функции определенной системы (или подсистемы) государственных органов; регламенты, регулирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности. Значение кодификации. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства. При кодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются; устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т. д. В содержание кодиф. входит, таким образом, в качестве необходимого элемента и правотворческий процесс.

4) учет (журнальный, картотечный, поддержание текстов НА в контрольном состоянии, автоматизированный учет)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...