Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворчество:понятие , принципы, формы и стадии




Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Непосредственное правотв.-тво народа. В соот­ветствии с частью 3 статьи 3 К РФ «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы(ч. 2 ст. 32, п. в ст. 84 К РФ).

Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что: — оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; — основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); — это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; — уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. 1) научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); 2)п рофессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); 3) законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4) демократизм (характеризует степень участия граждан в этом вопросе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе, 5) гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). 6) Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов ).

Виды правотворчества: В зависимости от субъектов: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах, Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов: подзаконные НА, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Стадии:

1)законодательная инициатива — Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, членам СФ, ГД, депутаты ГД, Пр-во, члены зак.органов субъектов РФ,КС,ВАС,ВС. После регистрации зак.рпроекты напр-ся в раб.органы для предварит.рассмотрения. Данные зак.проекты напр-ся в ГД,кот.явл-ся законод.органом.

2)обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя проекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. В зависимости от степени подготовленности ЗП возможны 3 варианта: принятие, отклонение, отправление ЗП на доработку и повторное рассмотрение.

3)принятие закона достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: ГД (3 чтения: 1- рассм. в целом, 2 – углубл.изучение, где принимает или отклоняет+научная экспертиза, 3 – не доп-ся внесение поправок),СФ, Президент.

ФКЗ закрепляют основы общ. и гос. строя, служат юр. базой для текущего законодательства. Данные законы принимаются для регул-ия???, прямо указанных в КРФ: о военном положении, о чрезвычайном положении, о гос. гербе, гимне и флаге РФ, о суд. системе. ФКЗ считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депут. Гос. Думы и 3/4 членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать ФКЗ, если за него проголосовало соответствующее большинство. Право вето в отн-ии ФКЗ президент не имеет. ФКЗ обладает более высокой юр. силой, чем ФЗ.

ФЗ: акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально- экономической, политической и духовной жизни общества. ФЗ принимаются Гос. Думой и Советом Федерации. ФЗ принят, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Думы (226 и более); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Федерации (90 и более); президент подписал фед. закон. Сроки рассмотрения проекта фед закона составляют: в Думе – не ограничены, Федерации – 14 дней, президентом – 14 дней. Срок передачи принятого Гдой ЗКПта СФции и принятого Сфии Президенту – 5 дней. В случае неодобрения СФ принятого ГД проекта (вето), данный ЗКП м.б. рассмотрен в согласит.комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в СФ либо вновь принят квалиф-ым большинством (свыше 2/3) от общего числа ГД (301 и более)- преодоление вето СФции- и передан Президенту. Совет федерации обязан рассматривать принятые Думой проекты по???: фед налогов и сборов, фед бюджета, войны и мира. Президент в течение 14 дней рассматривает проект закона, подписывает его и обнародует в течение 7 дней. Либо налагает вето. Вето Президента считается отклоненным, если ГД и СФ вновь примут ЗКП квалиф-м большинством от их общего числа 301+119 голосов, после чего президент обязан подписать.

4)опубликование. Согласно ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов Палат Фед. Собрания»: 1) ФКЗ, ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2) акты публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законод-ва РФ. 3) ФКЗ, ФЗ направляются для офиц. опубликования Президентом РФ. Акты палат направ-ся для офиц. опубликования председателем соответств. палаты или его замом. НПА субъектов РФ, акты органов мест. самоупр-ия публикуются в местных изданиях (например, «Мурм. вестник»).

Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

В Рос­сии ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС вступают в силу одновременно на всей тер-ии РФ по истечении 10 дней после их офиц. опубликования, если самими актами не установлен др. порядок вступления их в силу. Акты президента и правительства вступают в силу по истечении 7 дней со дня офиц. опубликования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...