Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и осн. Элементы системы права. Отрасль права и прав. Институт.




Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Значение систематизации права. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права: 1)ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли; 2)ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;3)она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; 4)имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Стр-ые элементы: 1) норма права, 2)отрасль права, 3)подотрасль, 4)институт права, 5) субинститут.

63.Основания деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием. Вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Виды: 1) императивный — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; 2) диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; 3) поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; 4) рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и Г поведения и т.п.

64.Критерии выделения отраслей права: 1) степень своеобразия тех или иных отнош.; 2) их удельный вес; 3) невозможность регулирования возникших отнош.с помощью норм др.отраслей; 4) необходимость применения особого метода регулирования.

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Выделяют следующие отрасли права: 1) Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом исследования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство; доминирующий метод — императивный.2) Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод — диспозитивный. 3) Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; преобладающий метод — императивный. 4) Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную, государственную собственность; господствующий метод-императивный,5)земельное,6)трудовое,7)семейно-брачное,8)уголовно-исполнительное, 9)аграрное(сельскохозяйственное),10)экологическое (природоохранное),11)финансовое, 12)уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права и др.

3)Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право — подотраслью финансового права; муниципальное — подотраслью административного права.

4)Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид. Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п. Виды институтов: 1) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела); 2) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности); 3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

5)Субинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление). Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут — это проблема деления институтов права. Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Соотношение системы П и системы законодательства. 1)если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт; 2)если система права выступает в качестве содержания, то сис­тема законодательства — в качестве формы; 3)если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4)если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй); 5)если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6)система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Соотношение системы П и прав. системы. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права - юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Частное и публичное право. В структуре права юридические нормы можно разделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право — это упорядоченная совокупность юридических охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Частное право — область свободы и частной инициативы, публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1)интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные); 2)предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные); 3)метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, дозволения, то в публичном — субординации, запрета); 4)субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо между государственными органами).

Соотношение частных и публичных интересов. Частное право не может существовать без публичного, т.к. публичное призвано охранять и защищать частное. Частное право опирается на публичное, без кот.оно могло быть обесценено.В общей прав.системе они тесно взаимосвязаны. Частная инициатива. Частное право есть право лично-свободное. В этих границах субъект может осуществлять его в любом направлении. Частноправовая мотивация ставит предел действию др.мотивов (эгоистических, альтруистических и пр.).Наоборот, публично-правовая мотивация сама указыает направление, в котор.право должно осуществляться и исключать действие др.мотивов. Имущественная самостоятельность. Основная ф-ция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении их за опред.субъектами. Публичное право регул-ет отнош.между людьми исключительно велениями, исходящими от единственного центра, каковым выступает гос.власть. Отношение власти и подчинения. ЧП-сов-сть прав.норм, охраняющих и регулирующих отнош.частных собственников как свободных субъектов.ПП-составляет нормы, закрепляющие и регулир.порядок деят-ти орг.гос.власти и управления, формирование и работы парламентов, др.учреждений, осуществления правосудия, ббу с посягательствами на существующий строй. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников правоотношений.

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...