Понятие правовой системы общества, ее элементы
Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология. Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных. формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА Типология нрава — это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство: продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. Слабая сторона: формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права: 1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства); 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др. Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права. Современная российская прав. семья организована на фед.основе, т.е. в любом субъекте – своя прав. система, имеющ. местн. особенности, вкл. в себя регион.нормы и институты. 36.ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ СТАТУТНОГО ПРАВА 1)Романо-германская правовая семья (сов-сть прав. систем континентальной Европы, Северной Африки, Южн. Америки, Японии, России: Италия, Франция, Португалия, Германия). Основа – римское право. Особенности: НПА – осн. источник П, НПА сост-ют иерархическую систему, во главе которых Конституция, система права делится на публичное и частное, кот. тоже делятся на специализ отрасли: гражд., сем., угол., конституй. и др.,во главе отрасли находится кдекс (комплексный стаб.акт, содержащий осн.положения данной отрасли П), творцы П- законодатели, а не судьи,большое значение имеют подзаконные акты, а также теория П, судьи явл-ся не создателями П, а его применителями, прав. обычай и прецедент – на 2 месте.
37.ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ОБЩЕГО ПРАВА 2)Англосаксонская правовая семья или семья общего П (сов-сть прав.систем Англии, США, Канады, Австралии). Гл.источникП – судеб.прецедент, осн.творцыП – судьи,нет кодифицированных отраслей П, отсутствии деления П на частное и публичное, кроме общего права в систему общего права входят статутное право (зак-во) и право справедливости, норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев, 38.РЕЛИГИОЗНАЯ СЕМЬЯ 3)Семья мусульманского (религиозного права) – сов-сть прав.систем, где сильное влияние имеет исламская религия- Иран, Сауд.Аравия, Ирак, Пакистан. Особенности: одним из источником П – рел.-прав.принципы, содерж-ся в священных книгах мусульман – Коран (священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине.), Сунна (мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.), Иджма (третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах). Вторичное значение НПА, незначительная роль суд.практики, отсутствие деления П на частное и публичное, приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов. Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право (Бангладеш, Непал, Гайана). Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо–семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе Ч и т.д.
4)ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ Традиционного право. Такие прав. системы сохранились в Японии, ряде гос-в тропической Африки, на терр-ии проживания в догосуд-ом состоянии племен Южн.Америки и нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев. Особенности: архаичность, казуистический хар-р норм, отсутствие писаного права и систематизированных прав.отраслей, обычаи и традиции рег. отношения групп, а не отд. индивидов, НА имеет вторичное значение, коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушения, совершенное ее членом, ос-ие правосудия потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями, месть при тяжком преступлении. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в. Латиноамериканское право (кодексы, систематиз.П, особое внимание конституции к институту суд.контроля за конституц-стью законов) Скандинавское право, где 2 ветви- датская и шведская! (прецедент, ос. роль проц. П) Славянская хар-ся яркой самобытностью, кот. обусловлена глубокими соц.,культ., гос. началами жизни славянских народов. (целостность, единство П и Г, колл. хар-р ведения хоз-ва, связ. с православн. христианством). Вед элемент этой семьи – рос.прав. система. Группы прав. семей: ромено-германская- ром, каноническое и герм!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|