Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические способности




Тема №1.

План.

 

1). Мастерство учителя как профессиональное управление пед. деятельностью;

2). Специфика пед. деятельности;

3). Пед. мастерство как система;

4). Гуманистическая направленность;

5). Профессиональное знание;

6). Педагогические способности;

7). Пед. ситуация и пед. задача.

 

Мастер, по Далю, это особо сведущий и искусный в своем деле.

Учитель – мастер вдвойне;

- как глубокий знаток психологии личности и того, чему учить;

- и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

 

Поразительны успехи Макаренко, который сумел из трудных искалеченных детских судеб создать уникальный, животворный коллектив, самозабвенно строящий себя и воспринимающий труд как радость.

 

Учителя – новаторы показывают, как увлечь ребенка обучением и достичь необычайных результатов.

 

\Проблемы современной школы \

\Студент – заурядный учитель \

 

Попытаемся понять, что свойственно труду педагога – мастера.

 

\отрывок: \

 

Принятие решения педагога показано через внешние проявления в форме поступков, тяжелых выжидательных пауз, взрывных реплик, коротких пояснений.

Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства принято в педагогике.

Оно определяется как “высший уровень пед. деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”, или же как “высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения”, или как “синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя”.

Внешнее мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. Эти качества нужно искать не только в умениях, а в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действовать продуктивно, творчески.

Что побудило А. С. Макаренко реагировать в такой манере, что дало ему возможность срежиссировать этот педагогический гнев и одновременно удержаться на прочных педагогических канатах?

Те особенности его личности, что определяют сущность мастерства большого педагога.

Вывод: пед. мастерство проявляется в деятельности, но к нему не сводится, характеризуется высоким уровнем развития обобщенных умений.

Суть в личности учителя, ее позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне.

 

2). Рассмотрим специфику пед. деятельности.

Требования к личности учителя, его позиции, обеспечить организацию учебного процесса.

Пед. деятельность включает: цель, средства, объект, субъект и их специфику.

 

Цель – специфика.

 

1. Цели работы определены обществом.

Конкретные задачи учитель должен выдвигать сам.

 

Цель пед. деятельности всегда задана в конечном результате и нестандартна в конкретных пед. ситуациях.

Это обстоятельство требует от учителя творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с конкретной обстановкой.

 

\Грамота – падежи - опр. падеж \

 

2. Деятельность учителя есть всегда деятельность по управления другой деятельностью…это своеобразная мета – деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся.

 

В эпизоде видно стремление не перекричать, а побудить (взгляд, поза, меткое слово) к тому, чтобы воспитанники сами приняли решение. Пусть это решение не характеризует высокий уровень сознательности воспитанников, но это уже действие навстречу цели учителя.

 

Специфика цели учителя в том, что она должна стать целью учителя и ученика.

 

Мотивация – двигатель деятельности.

 

3. Управление деятельностью другого человека сложно, т.к. цель объективируется в будущем воспитанника.

Дети живут ежеминутной жизнью, одолеваемые проблемами дня, а будущее слишком отдалено. Ш.А. Амонашвили называет это противоречие “основной трагедией воспитателя”.

Педагог живет в современности, а строит будущее. Осознавая это, педагоги – мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей. Ш.А. Амонашвили стремится приблизить программу деятельности к программе ребенка.

 

Специфика цели пед. деятельности требует от учителя личностногопринятия социальной задачи общества, когда цели общества “прорастают” в педагогической позиции учителя; творческого понимания целей и задач конкретных действий; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Объект педагогического труда – человек, “ тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание ” по выражению В.А. Сухомлинского.

Специфика:

  1. Человек активен, неповторим. Это соучастник пед. процесса, обладающий целями, мотивами, поведением. Объект пед. деятельности является ее субъектом, деятелем, который может по – разному относиться к пед. действию, т.к. воспринимает его через свой мир и установки.
  2. Учитель имеет дело с меняющимся человеком – поэтому шаблоны не применимы. Это требует творческого поиска.
  3. Одновременно с педагогом на ребенка действует жизнь. Часто стихийно. Пед. труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих и от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

 

Субъект – педагог, родители, коллектив. Основной инструмент – личность учителя, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность учителя, критически относятся к его знаниям и поступкам, они воспротивятся его воздействию.

Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного совершенствования педагога.

 

Главные средства воспитания – труд, общение, игра, учение.

А.С. Макаренко – труд + коллективная деятельность.

 

3). Пед. мастерство как система.

Этими компонентами надо управлять, выстраивая цели, подбирая средства, активизируя субъект. За счет каких индивидуально – личностных особенностей?

Сущность пед. мастерства с позиции личностно – деятельностного подхода в комплексе свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации проф. деятельности.

Свойства:

-гуманистическая направленность;

-профессиональные знания;

-пед. способности;

-пед. техника.

 

1. П.м. – самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующий фактор – гумм. напр. личности.

 

2. Фундаментом развития п.м. выступает п. знание.

Направленность и п.з. составляют “скелет” высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность орг. системы.

 

3. Пед. способности – “дрожжи” мастерства, обесп. скорость развития.

 

4. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, гармонизируя структуру пед. деятельности.

 

Все 4 элемента взаимосвязаны. Им свойственно саморазвитие, а не рост под воздействием внешних влияний.

Основа саморазвития

-мастерства – сплав знаний и направленности;

-условий успешности – способности;

Целостность направленности и результативности – техника.

 

4). Гуманистическая направленность личности учителя

Вся деятельность воспитателя соткана из педагогических драм, если драмой считать столкновение мнений, борьбу за утверждение позиций.

Чем выше уровень мастерства, тем отчетливее конфликты, ибо новизна систем, предлагаемая творческими учителями, часто встречает сопротивление устоявшихся взглядов.

Что составляет направленность личности?

Идеалы, интересы, ценностные ориентации, говорит нам наука психология.

Все учителя идут в школу на урок, к детям, но основа их позиции драматическая. Суть в том, как относятся их установки с главной целью воспитания – всесторонним гармоническим развитием личности школьника.

Пед. направленность личности каждого ученика многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие:

 

1. на себя – самоутверждение – чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя;

2. на средства пед. воздействия;

3. на школьника, детский коллектив;

4. на цели пед. деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.

 

Для педагога ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников).

Но лишь при сознательной устремленности и большой любви к детям, при условии ощущения ответственности перед будущим начинается проф. мастерство учителя.

“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель” – говорил Л.Н. Толстой.

Гуманистическая направленность как сверхзадача в повседневной работе мастера всегда определяет его конкретные задачи.

 

2 позиции: один педагог, проводя экскурсию по музею, затрудняется ответить на вопрос, зачем рассказывать о нем детям. Учитель – мастер видит в экскурсии полифонию задач: увлечь самопознанием, подтолкнуть к выбору пед. профессии, показать работу учителя изнутри и тем самым побудить уважение к людям нелегкого труда, а в конечном итоге – помочь школьнику встать на более высокую ступень социального развития.

Гуманистическая направленность педагога выражается в его активной позиции.

 

Профессиональное знание.

 

В основе направленности учителя – мастера 2 страсти – увлеченность предметом преподавания и потребность в общении с детьми.

Фундаментальная основа пед. мастерства – профессиональное знание. Знания учителя обращены с одной стороны к науке, с другой стороны к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии.

Важной особенностью профессионального пед. знания является его комплексность, что требует способности учителя синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза – решение пед. задач, анализ пед. ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности.

Решение каждой отдельной пед. задачи актуализирует всю систему пед. знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

Помимо комплексности, обобщенности, проф. знание учителя – мастера характеризуется и такой важной особенностью, как личностная окрашенность.

Если сам не раскрываешься перед учеником, не даешь ему проникнуть в свой мир ощущений, мыслей, то тщетно искать искренних ответов, собственных мыслей от учащихся.

Знание науки, весь багаж культуры, окрашенные интересом, увлеченностью педагога, воспринимаются как его собственная позиция. Мастерство педагога в очеловечивании знания, которое не просто подается из книг, а излагается как свой взгляд на мир.

На основе проф. знания педагога формируется пед. сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.

Эти принципы, правила каждый большой педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянных приращений.

“Навечно вызванный к доске” – так говорят об учителе.

Следует заметить, что сложность обучения учителя, сложность приобретения проф. знаний еще и в том, что проф. знания должны формироваться на всех уровнях:

 

- методическом (знание закономерностей общефил. плана);

 

-теоретическом (законы, принципы и правила пед. и психолог. осн. ф. деятельности);

 

-методическом (уровень конструирования пед. процесса);

 

-технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях);

 

Это требует достаточно развитого проф. мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания в достижении пед. целей, представлять их в технологической форме.

Но скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом проф. знания. Студент, который отлично учится в пед. вузе не всегда успешно работает на пед. практике в школе.

Есть индивидуальные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы проф. роста – способности.

 

\тест

 

Педагогические способности

Третий элемент структуры пед. мастерства – способности к пед. деятельности. Они указывают на особенности протекания пед. процессов, содействующих успешной пед. деятельности.

 

Ведущие способности

-чувствительность к объекту – растущему человеку, формируемой личности.

 

6 ведущих способностей к пед. деятельности:

 

-коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

 

-перцептивные способности – проф. зоркость, эмпатия, пед. интуиция;

 

-динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

 

-эмоц. устойчивость – способность владеть собой;

 

-оптимистич. прогнозирование;

 

-креативность – способность к творчеству.

 

Способности к пед. деятельности можно обнаружить в том, как быстро идет проф. обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами способами пед. деятельности.

 

Коммуникативность – способность обучаться. Ей обладает каждый человек, но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности разрушает среду проф. деятельности, создает барьеры, препятствующие взаимодействию со школьниками.

Итак, подумайте, нравится ли вам находиться в обществе?

Общительность включает и потребность в общении, и способность испытывать удовлетворение от работы с детьми, процесса коммуникации.

Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы создает подпитку творческому самочувствию.

Общительности помогают развиваться перцептивные способности:

-проф. зоркость;

-наблюдательность.

 

Как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции, понимать мотивы поступков.

Способность наблюдать – сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть и слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.

Как развивать наблюдательность?

Мы видим то, что хотим увидеть – отсюда начало в искренней заинтересованности. Наблюдение – это и анализ. Отсюда постоянные вопросы к себе для осмысления воспринимаемых явлений.

Наблюдательность и опыт дают основу развития интуиции.

Быть мастером – значит предугадывать ход пед. процесса, возможные осложнения, как бы овладеть пед. чутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, хотя формирование ее очень сложно. Для педагога очень важно анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию – способность педагога идентифицировать себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения.

“Надо, прежде всего, понимать движение детского сердца” – Сухомлинский.

 

Способность к пониманию человека у педагога – мастера взаимосвязана со способностью к активному воздействию на него – то, что можно было бы назвать динамизмом личности.

Динамизм – способность к убеждению, внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий. Иллюстрация к этому – педагоги-новаторы. Их уроки энергичны, позиция инициативна, слово способно проникать в глубины сознания и подсознания.

Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, поле притяжения хорошего педагога, как правило распространяется прежде всего на себя.

Самообладание, способность к саморегуляции создает эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.

 

Оптимистическое прогнозирование – ведущая профессионально – педагогическая способность, которая связывает комплекс способностей с направленностью личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека.

 

Педагогическая техника

 

Форма организации поведения учителя.

2 группы умений:

 

-умение управлять собой: тело, эмоции, речь;

 

-умение взаимодействовать: дидактические, организаторские умения, техника контактного взаимодействия.

 

Рассмотренные элементы пед. мастерства позволяют уяснить системность явления в пед. деятельности. Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе педагога: формируется проф. позиция, аккумулирующая в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.

Совершенствование пед. техники – обретение результата, адекватного замыслам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...