Пути формирования и реализации пед. мастерства.
План 1. Эстетические чувства как компонент пед. мастерства; 2. Мастерство учителя и опыт ученика.
Сухие, беспристрастные, “информационные” уроки и в научном и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Поэтому важную роль играет умение учителя выражать свои чувства, делать их для детей ощутимыми и притягательными. Для передачи чувств учитель использует информационно – фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительные позы и т.д. С помощью языка чувств учитель вызывает у школьников сопереживания, как бы заражая их собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям. Добиваясь чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика – своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности. Убеждения личности вне чувств не существуют. Убеждения тем прочнее, чем более наполнены положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями. В педагогике существует закон, определяющий действенность учительского труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения. На положительных чувствах наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практические действия, обусловливающие потребности и интересы личности. Для практической учебно-воспитательной работы учителя важно знать виды чувств, их особенности, специфику проявления. Духовный мир личности – это прежде всего многообразнейшие и беспрерывные переживания, океан чувств. Они связаны с мышлением, волей, нравственностью, знаниями, культурой, мировоззрением.
Чувства пронизывают все мироощущения и мировоззрение человека. В чувствах выражается вся полнота человеческого бытия, и не только в его индивидуальности, но и в историчности. На гармонии мышления и чувственности основывается пед. мастерство учителя. Игнорирование этого единства всегда чревато учебно-воспитательными издержками, проявляющимися в инертности, грубости, жесткости учащихся. современная школа > знания > чувственность Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы животных чувств – инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе. Педагогическая и психологическая наука дифференцирует человеческие чувства по предмету, их вызывающему: мораль, труд, интеллект, эстетика (искусство). Существует и другой подход к чувствам. Есть чувства положительные и отрицательные, или эстетические, которые вызывают разные сферы (труд, искусство, отношения). Положительные чувства – прекрасное и возвышенное. Отрицательные – безобразное и низменное. Переходные чувства – трагическое и комическое. Формально – логически это можно определить так: если воспринимаемый мир (природа, искусство, действие) соответствуют идеалу воспринимающего и вызывает положительное переживание, то чувства называем прекрасными. Если при этом отмечается интенсивность положительных переживаний - возвышенными. Если воспринимаемый мир не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает умеренные отрицательные чувства, то они безобразны. При чрезмерности отрицательных переживаний возникают низменные чувства.
Переживание смерти близкого вызывает чувство трагического, а переживание духовных недостатков, изъянов людей – комического. Наличие положительных и отрицательных переживаний создает чувства положительной и отрицательной направленности.
Природа человеческих чувств обусловлена вн.д. Чувства проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Внешне они отражаются в позе, тонусе мышц, динамике жестов, мимике, дыхании, интонации голоса, движении глаз, мигании, ширине зрачков, цвете и влажности кожи, в смехе и плаче. Внутренне – в изменении деятельности желез внутренней секреции, расширении коронарных сосудов, усилении свертывания крови, торможении работы пищеварительного аппарата. Это надо знать учителям и владеть методикой развития эстетических чувств детей, особенно положительных. На них базируется успех пед. действия. Только учителя могут правильно организовать эстетическое образование и воспитание ребенка, познав законы пед. влияния на его духовность. 2). Мастерство учителя и опыт ученика. Опыт по источнику получения бывает непосредственный и опосредованный (присваиваемый). Непосредственный жизненный опыт выступает на начальном этапе как единственный источник эстетического, умственного, практического развития ребенка. По мере формирования речи и мышления эстетический, умственный и практический виды опыта развиваются, усваиваются, совершенствуются опосредованным путем через слово и практическое действие. При этом происходит сопоставление воспринимаемого нового с личным жизненным опытом, выполняющим функцию материально – чувственной базы приобретаемого. Такой процесс требует целенаправленного педагогического руководства: побуждения к самостоятельности, к проявлению волевых усилий и получению при этом чувств прекрасного и возвышенного. Эффективность стимулирования внутренней активности личности применительно к обучению во многом зависит от учета двух уровней развития ребенка, т.е. (опережающее обучение) строить обучение не столько на завершенных циклах развития, сколько на тех психических свойствах ученика, которые находятся в стадии созревания (Выготский).
На всех видах развития учащегося можно выделить эти 2 уровня. Первый из них указывает, на что способен ребенок в самостоятельной деятельности. Для второго характерна потенциальная форма поведенческой активности, которую воспитанник может проявить при условии разъяснений, советов, педагогических требований со стороны, под воздействием нравственных примеров и других факторов. Воспитание общественной направленности может осуществляться через коллектив. В данном случае воздействие наиболее эффективно, т.к. происходит через среду и жизнь ребенка, формирует его социальный статус. Включение учащихся в окружающую жизнь, деловое содружество может удовлетворить естественное стремление к самоутверждению в обществе и развить самостоятельность и творческую активность. Рационально организованный учебный труд, приносящий учащимся эстетическое удовлетворение процессом познания, увлеченность самообучением, саморазвитием должен быть ведущим. Воспитательная роль учения тем выше, чем теснее оно связано с жизнью, чем шире применяют учащиеся свои знания в общественно – полезном труде. Успех учительской деятельности определяется родством эстетических переживаний учителя и учащихся. Педагогу-мастеру надо уметь находить истину педагогического творчества, которая находится на стыке опытов учителя и ученика.
Язык жестов. Алан Пиз. Язык жестов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|