Педагогический такт учителя
В процессе общения учителя и учащихся могут скрываться 2 полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального эффекта (страх потерять движение). Как показывает опыт, именно наличие пед. такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Следуя требованиям пед. такта, учитель сможет выработать демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися. Такт – означает “прикосновение”.Это нравственная категория, помогающая регулировать отношения людей. Тактичное поведение требует сохранения уважения к человеку даже в самых сложных ситуациях. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Пед. такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это обозначает не только свойство личности (вежливость, уважение, любовь к детям), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это средство влияния на детей. Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Пед. такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Серьезность – допускающим шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное,
Разумная деятельность. Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Лекарства требуют расфасовки и режима приема. Методы – аналогично требуют ненавязчивости, деликатности. Чрезмерность приводит к обратной реакции, требовательность – к непослушанию, снисходительность – к грубости. Нужно уметь показать уважение к детям. Уважение формирует чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется пед. воздействию. Уважение, душевная теплота и ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и требовательности диалектична. Требовательность к личности возрастает по мере уважения к ней с учетом индивидуальных особенностей учеников. В зависимости от уровня воспитанности учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявление внимания, заботы, доброты должно меняться в связи с возрастом детей. По отношению к малышам – непосредственно и конкретно: учитель может обаять ребенка, погладить по голове, приласкать. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и детскость обращения их раздражает. Пед. такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход с “оптимистической гипотезой” даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности ученика и подчеркивающий это при удобном случае. Доверие – стимул к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть к приему умышленного преувеличения первых успехов ученика. Доверие – не попустительство. Оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Контроль не должен быть педантичным, угнетающим.
Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Педагогический такт на уроке Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей детей. Пример. У тебя что, нервный тик? Ты что, больной? Учитель нередко обсуждает в присутствии детей ученика или ученицу. Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание следует обратить на поведение во время оценки знаний. Здесь такт выражается в умении выслушать ученика: - быть заинтересованным и внимательным к ответу; - проявлять выдержку при затруднениях ученика. Пример. Это ни к чему! Садись. Ты как всегда ничего не знаешь! Случается, что дети цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка ответа: улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. Комментарии по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Порадоваться с учеником за хороший ответ при выставлении оценки – слагаемое искусства общения. Б.Г. Ананьев провел исследование, в ходе которого выяснилось, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьников может привести к тому, что в течение трех месяцев школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Психолог доказывает, что и отрицательные суждения должны иметь положительное значение и носить перспективный характер. Пример. Было бы хорошо, если... Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо контролировать каждое движение. Отношение к ученику основано на доверии, его общение доверительно. Такт и тактика Пед. такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявления такта в разных тональностях. На уроке – четкость, корректность, строгость и суховатый тон общения, когда класс не готов к занятию.
Во внеклассной работе – непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра. Выбор тактики связан с умением пользоваться ролями: - пристройка сверху; - пристройка снизу; - пристройка рядом; - неучастие. В 1 случае учитель демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Это позиция “родителя”. Во 2 случае обнаруживается зависимость, неуверенность, подчиняемая личность. Позиция “дитяти”. Позиция “пристройка рядом” – это корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между собой и ими. Позиция – “взрослого”. Использование той или иной роли диктуется ситуацией: - условия; - цель; - позиция школьника. Т.к. общение – двусторонний процесс, то в выборе позиции необходимо учитывать роль другого. Обычная роль педагога – сотрудничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы реализации этой позиции могут быть такими: Пример. “Я хочу посоветоваться с вами...” В то же время педагог часто использует и позицию “дитя” в своем поведении. Иногда учитель занимает позицию “пристройка снизу”, как бы подыгрывая ученикам, “ошибается на доске”, а ученики с радостью исправляют учителя. Эта позиция рассчитана на проявление самостоятельности. Роль “родителя” – органична для педагога, но не может быть единственной и одинаковой на всем пути воспитания школьника, ибо она предполагает диалогическое взаимодействие лишь в том случае, когда ученик находится в роли дитяти. Это или тормозит развитие личности, или приводит к конфликтному общению. Итак, исследование ролевых позиций обращает нас к необходимости умения сотрудничать с учащимися, соблюдения пед. такта, владения тактикой общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|