Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы объяснения материала




Беседа (эвристическая; цель, подготовлены вопросы).

Лабораторная работа (план, оборудование, цель, вопросы).

Экскурсия – форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдение и изучение в естественных условиях.

Экскурсии бывают: на природу, на предприятие, в музей.

Этапы:

1. Подготовительный:

- разработка плана;

- перечень наблюдений;

- оборудование;

- распределение времени;

- распределение заданий.

2. Основной (40 мин.-2,5ч);

3. Заключительный (беседа).

- заранее договориться с экскурсоводом;

- выделить командиров;

- установить сигналы и место встречи;

- обеспечить мед. помощь;

- договориться о правилах;

- проверить, как одеты;

- наметить критерии оценки за экскурсию.

Самостоятельная работа

- научить работать с книгой;

- научить работать в библиотеке;

- давать самостоятельные задания;

- И, конечно, поддерживать интерес к новым знаниям.

3. Закрепление материала.

- повторить содержание, опираясь на ключевые моменты;

- выполнить упражнение, приводить примеры на тему;

- найти связь с другими науками.

4. Проверка знаний.

Задачи:

- закрепление, уточнение, осмысление, систематизация знаний;

- форма контроля за учебной работой ученика;

- обучение правильному воспроизведению знаний;

- стимул к регулярным занятиям;

- форма самоконтроля учителя (анонимные к/р).

Способы проверки:

- наблюдение;

- проверка выполнения д/з;

- к/р;

- лабораторные и практические работы;

- опрос.

Оценка знаний устно (с объяснением), письменно (без объяснения).

5. Задание на дом.

Домашняя работа организуется с учетом условий:

- наличие познавательного интереса (обеспечивается сочетанием д/з с учебной работой на уроках);

- воспитание ответственного отношения к выполнению д/з путем осуществления руководства и контроля;

- соблюдение дидактических принципов, прежде всего принципа доступности предлагаемых учащимся д/з;

- строгое соблюдение норм времени на их выполнение.

Подготовка к выполнению д/з проводится на уроке. Заключается в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения д/з.

Задание сообщается до звонка, четко и ясно с записью на классной доске и школьные дневники.

Контроль за выполнением д/з, сопоставление их с другими предметами.

Помощь родителей в:

- создании условий;

- приучении выполнять д/з сразу;

- приучении выполнять трудные, а потом легкие задания;

- делать перерывы каждые 30-40 мин.

Дисциплина на уроке

Причины нарушения порядка:

- плохой урок;

- предшествующие впечатления класса;

- отношения учителя и класса (ученика);

- утомление (болезнь учащегося);

- последующие впечатления;

- отвлекающие моменты.

Восстановление нарушенного порядка:

1. Меры, не связанные с дисциплинарными приемами

- переключение внимания;

- поддержание интереса к делу.

2. Меры дисциплинарного порядка

- воздействие на сознание учащегося;

- “устрашение”;

- изоляция нарушителей порядка;

- воздействие на чувство собственного достоинства ученика:

- нейтральные:

спокойно и твердо;

- редко;

- доведено до конца

- приятные;

- неприятные.

Подготовка учителя к уроку

2 этапа: предварительный и непосредственный.

Предварительная подготовка:

- изучение литературы по теме;

- ознакомление с требованиями учебной программы;

- определение места урока в системе;

- ознакомление с программами по смежным предметам.

Непосредственная подготовка:

- продумывание плана отдельного урока;

- отбор и проверка необходимых пособий и оборудования.

Обязательные элементы в плане урока:

 

- дата и номер по плану;

- название темы и класс;

- задачи образования, воспитания и развития;

- структура урока с этапами;

- содержание учебного материала;

- методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;

- учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

- задание на дом.

Технология воспитания

Комплексный подход к воспитанию осуществляется путем:

1. Воздействия на воспитанников по 3 направлениям: сознание, чувство, поведение;

2. Слияния воспитания и самовоспитания;

3. Единства усилий всех социальных институтов и объединений (ТВ, радио, лит-ра, искусство, семья, школа, коллектив);

4. Системой воспитательных дел (эстетическое, трудовое, умственное, физическое, патриотическое);

5. Системный подход к процессу воспитания и управление им.

Различные виды и формы воспитательной работы обозначаются термином “воспитательное мероприятие” (дело). КТД.

Все ВД конструируются одинаково:

- целеполагание;

- планирование;

- организация и подготовка;

- осуществление;

- анализ достигнутых результатов.

При подготовке воспитательного дела необходима максимальная организационная четкость.

ВД не терпят шаблона, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки. Удачный опыт, полученный в одном классе, не всегда прививается в параллельном.

ВД должны быть разнообразными, эмоционально насыщенными. При планировании надо опираться на подготовленность воспитанников, учитывать их возрастные и личностные особенности.

1. При организации дела четко определите правила действий и порядок. Власть должна быть сосредоточена в руках одного.

2. Каждому участнику отведите одну функцию, не навязывайте поручений.

3. Поддерживайте уверенность в успехе в своих воспитанниках.

Если дело хорошо подготовлено и организовано, то можно надеяться, что оно успешно осуществится.

Однако воспитатель не должен выпускать из рук управление делом до его полного завершения.

Педагог.

- следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход;

- наблюдает за коллективом;

- следит за четким решением орг. вопросов.

Современная пед. практика накопила большой опыт организации и проведения эстетических воспитательных дел: конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, турниры знатоков, эстафета любимых занятий, эстафета “ромашка” и т.д.

ВД должны быть максимально связаны с преобразующей деятельностью.

Участие в общественно-полезном труде несет огромное воспитательное значение и воспитывает социально адаптированную личность.

 

Техника игрового действия

Игра – ведущая деятельность ребенка, определяющая его психическое развитие.

В начальной школе игровая ситуация является мотивом познавательной деятельности, генератором положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

По мере развития ребенка увеличивается количество игровых действий, чтобы научить ребенка играть, надо помочь ему создать своеобразную базу, копилку игровых действий и сюжетов.

Сообразно специфике игрового действия, ребенок учится ставить цель, учитывать условия для ее достижения, усваивать новые способы действия. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он усваивает новые, более сложные способы действия.

Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, а единый комплекс обязательных пед. мероприятий:

- обогащение жизненного опыта детей;

- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта и умений;

- своеобразное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

В процессе общения взрослый – ребенок игра выполняет важнейшие задачи:

- снимает эмоциональное напряжение;

- стирает возрастные границы;

- действия ребенка осуществляются не через требование, а через положительный мотив, готовность решить сложную задачу, продемонстрировать силу, сноровку, смекалку.

Игра трудное делает не легким, а увлекательным.

Игра выполняет несколько задач: обучение, воспитание (коллективизм, социальные знания), развитие (психологическое, физическое, внимание, память).

По приоритету задач выделяют:

1. Дидактические игры (главное - обучение). Дети проявляют интеллектуальные способности. КВН, олимпиада, конкурс, турнир, эстафета.

2. Спортивные игры.

- проявление физических способностей;

- ярко выражена роль движений.

В любой игре возникают воспитывающие ситуации, поэтому все игры носят воспитательный характер.

Все игры содержат творческие активные действия, мотивированные сюжетом.

Действия частично ограничены правилами.

Игры направлены на преодоление препятствий (механических и тактических) на пути к цели.

Содержание игры

сюжет правила движения
- определяет цель действий - характер и развитие игрового конфликта предусматривают способ ведения игры, ее результаты  

 

Классификация игр

Без деления на команды

Переходные к командам

Деление на команды

Без водящих

С водящими

Против водящих

За свою команду

- подражательные, творческие, ритмические;

- короткие перебежки на скорость;

- действия на ловкость и скорость;

- преодоление препятствий прыжком и силой;

- применение двигательных навыков в соответствии с умением наблюдать и слушать.

Этапы проведения игры

1. Подготовка к игре

а) выбор игры

Факторы:

- задача урока;

- возрастные особенности;

- физическая подготовка;

- условия;

- количество детей;

- форма занятия (урок, перемена, праздник);

- место проведения;

- температура воздуха;

- пособия.

б) подготовка места игры;

в) предварительный анализ игры (азарт, нежелательные последствия, слабые и пассивные дети, наметить капитана, водящих);

г) помощники и участники игры.

2. Организация играющих

- объяснение в исходном положении игры;

- круг (2-3м. к середине);

- 2 команды сближаются

Не ставить детей к солнцу, к окнам лицом.

 

 

Система Станиславского в педагогических ситуациях.

План

1) Принципы системы Станиславского и урок;

2) Физический и психологический тренинг;

3) Типизация актера и учителя.

Учителя знают, что внимание детей на уроке удержать трудно, а тем более побудить их к активному, осмысленному действию.

Сейчас, когда дети перенасыщены информацией, особенно трудно их увлечь.

Система Станиславского – универсальный метод для воспитания эмоционального влияния на учащихся.

Первый и главный принцип системы Станиславского – жизненная правда. Нельзя допустить ничего приблизительного, ложного, нарочитого, фальшивого.

- система учебных задач;

- праздники с русскими обрядами;

- снижается недоверие, непринятие.

2 принцип – Сверхзадача.

Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в конечном итоге.

Сверхзадача – самое дорогое, заветное желание художника, она – выражение всей его идеи.

Помня о ней, художник не ошибется ни при выборе целей, материала, технических приемов и выразительных средств.

В педагогике мы забываем о главной задаче.

Уровни сверхзадачи по отношению к стадиям пед. творчества:

1. Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности.

2. Этапные сверхзадачи: задача отдельного урока;

3. Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и условиях деятельности.

Например:

а) Воспитать духовно богатую, воспитанную личность;

б) Повторить правила поведения в театре, определить отношение настоящего рыцаря к даме, развить внимание, наблюдательность;

в) Развить чувство товарищества при победе и поражении, скорректировать реакцию на неудачу.

3 принцип – принцип активности и действия.

Нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли. Действие – волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наглядно проявляется единство физического и психического. Театр – это искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Актер же одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа.

Пед. действие – единство физического и психического, направленное к определенной цели.

Действие должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.

Учитель – творческая личность. Его работа выражается в потоке живой человеческой речи, в движениях, в эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет влияния на учеников.

Чувства плохо повинуются нашей воле как на сцене, так и в жизни. Они возникают непроизвольно, а иной раз вопреки воле. Т.к. нужное чувство невозможно вызвать прямым путем, необходимо искать опосредованное воздействие на те физиологические механизмы, которые лежат в основе эмоционального состояния.

В качестве косвенного пути Станиславский предложил метод физических действий, открывающий дорогу чувству. Действия всегда поддаются контролю, постепенно сосредотачивают внимание на работе, отвлекают от постороннего, постепенно подводя к нужному состоянию.

Не надо ждать появления чувства, действуйте. Чувство придет само в процессе действия. Действие – капкан для чувства.

Например: подготовка мероприятия.

к 8 Марта: шляпка...

Новый Год: бал – скучно – действие – весело;

Дубовкин – настороженность – действие – доверие.

Нельзя человека заставить по заказу любить, ненавидеть, гневаться, жалеть, но выполнить разумное волевое действие может каждый человек в любой момент, если он усвоит мотивы и цель данного действия. Дело не в том, сколько молчит учитель на уроке, сколько ходит или сидит. Речь о том, что в каждоммоменте существования на уроке, вне урока учитель действует – внутренне или внешне. Актеру для успешного действия надо подключать магическое “если бы”, обдумать предлагаемые обстоятельства. Перед педагогом обстоятельства уже реальные: утро – вечер, класс, суббота – понедельник.

Здесь действия актера и педагога совпадают, а именно в поисках средств воздействия. В этих поисках надо научиться импровизировать, а импровизация не рождается на пустом месте, - значит опять тренинг, который настраивает учителя не бояться любых неожиданностей.

2 варианта действия:

1. Открыть свое состояние (не хочется беседовать, устала и т.д.);

2. Вызвать доверие к себе, раскрыть ребенка, встать на его позицию.

Эта позиция рождается действием, которое включает импровизацию, а затем эффект.

Здесь главное искренность. Это удается учителю, у которого в арсенале выбор разумных средств воздействия на учащихся. В пед. деятельности учитель приходит к созданию линии физического поведения от психологической задачи.

Например: - утренние уроки;

- после прикладных и физкультуры;

- студенты на уроке;

- после каникул;

- понедельник и пятница.

2 способа воздействия на учащихся:

1. Постепенное приведение в рабочее состояние;

2. Попытка решить вопрос дисциплины мгновенно. Действия активны, с волевой целеустремленностью.

3. Бездействие. Поза, глаза активно требуют внимания.

Необходимо создавать копилку активных действий, учиться преодолевать скованность, вызывать скорую реакцию на непосредственное чувство.

В любой жизненной ситуации при общении с окружающими любое действие имеет: начало; настройку; развитие; кульминацию; выход из беседы.

Состояние поиска разумных действий войдет в привычку и конфликтов будет меньше.

2. Система Станиславского будит человеческую природу для органического творчества. Педагог является для самого себя инструментом. Прежде всего инструмент необходимо настроить. Нужно сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т.е. готовым в любое время осуществить нужное действие. Для этого необходимо усовершенствовать как внутреннюю, так и внешнюю сторону.

Необходимо владеть вниманием, телом. Человек, связанный судорогами тела, не может чувствовать себя свободно и результативно действовать.

Например: ощущение напряжения при выступлении и сдаче экзаменов. Колени дрожат, руки сжаты в кулак, шея напряжена, скулы стиснуты; попытка все изменить – нет.

Публика: сочувствие ирония раздражение.

Школа, дети: учитель боится, значит – плохой. Они диктуют свою волю, навязывают свое поведение.

Учителю необходимо выработать контролера внутри себя, т.е. счетчик – что напряжено, зачем, насколько? Если энергия распределена равномерно, приходит чувство свободы, красоты, уверенности (“стойка смирно”, сжимание листка).

Перегрузка мышц приводит к изнашиванию организма.

Недогрузка мышц ведет к расхлябанности, вялости, развинченности.

Владение предметом дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, убежденность, вам уже ничего не страшно, вы контролируете свое тело. Телесная и духовная свобода во взаимодействии составляют необходимое условие для творчества.

Владеть вниманием.

Список действий учителя на уроке велик: следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы. Может ли учитель выполнять все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если глаза и уши не готовы к восприятию окружающего?

На что же направить внимание в каждый момент урочной жизни?

Начало урока.

Для неопытного учителя трудно. Лиц не видно. С чего начать – не ясно. Сузим и расширим круги внимания.

Например. Опрос ученика. Остальные привлечены к опросу, а не к дисциплине. Важно! Ориентация на главный объект. “Заразить” вниманием учеников. Надо уметь избранно сосредоточиться.

Наглядное пособие: 1) непроизвольное внимание достигается “мнимой тайной”. Непроизвольное внимание на произвольное переключается особой техникой.

2) Вы сосредотачиваетесь на картине, цвете, композиции, настроении и увлечь детей. Добились внимания?

3) После произвольное внимание. Вы – наблюдатель и аналитик.

Нужен тренинг внимания, выделения главного, на что необходимо направить взгляд и чувства.

Выводы Станиславского о непрерывной линии внимания обращены к учителю: нельзя прерывать главную линию урока. Надо переключать внимание ученика.

Формальное внимание – без интереса, фантазии.

Творческое внимание – при помощи фантазии объект становится интересен. Артист стремится к творческому вниманию.

Творческое внимание учителя - творческое внимание учеников.

Необходимо научиться увлекать свое внимание, тогда можно научить увлекать внимание своих учеников.

Внимание к картине, произведению искусства через эпоху и события.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...