Основные теоретические положения поведенческого подхода
Главная задача психолога-бихевиориста — помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия последнего с целью их изменения. Бихевиоральный анализ основан на следующих конструкциях: /. Установление отношений между психологом и клиентом. Психологи-бихевиористы демонстрируют высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Они отличаются внутренней силой, умением устанавливать раппорт, взаимопонимание, тщательно выстраивать структуру интервью, объяснять клиенту основные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент принимает активное участие в процессе консультирования. 2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма — это знание того, как клиент себя ведет. Жизнь последнего рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с «тем, что есть», что можно уви- деть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию. Пример. Клиент жалуется на то, что он боится, испытывает чувство страха. В психодинамическом подходе необходимо найти корни страха в прошлом, в гуманистическом — изменить представления клиента о мире. В бихевиоралъном консультировании психолог ставит задачу определить, что конкретно делает клиент, когда чувствует страх. Психолог: Вы сказали, что чувствуете страх. Расскажите конкретнее, что Вы при этом делаете?
Клиент: Бывает, что я не хочу выходить из дома. Иногда ощущаю безысходность. Психолог: А что происходит с Вашим телом? Клиент: Иногда меня бьет дрожь... Бывает, мне так страшно, что я не могу уснуть, не сплю целую ночь. Прислушиваюсь к каждому скрипу, все время страшно напряжен. Эти два вопроса пояснили для психолога поведение, связанное со страхом. Нежелание выходить из дома, дрожь, бессонница, напряжение — эти «операции» можно увидеть, измерить, сосчитать. Неясным остается «ощущение безысходности»-, т.е. требуется операционализация предложения «Иногда ощущаю безысходность». Психолог: Вы говорили, что иногда ощущаете безысходность. Могли бы Вы подробнее рассказать об этом? Клиент: Я не могу пошевелить рукой, не могу заниматься делами, у меня совсем нет энергии. Иногда я плачу от собственного бессилия. Психолог: Значит, безысходность для Вас — это скованность, бездействие, слезы... Вы, кажется, так говорили? Таким образом, психолог связывает расплывчатое чувство страха клиента с более конкретными действиями — операциями. Целью операционализации поведения является перевод неясных слов в объективные действия, которые можно наблюдать — операции. Ключом к операционализации служит следующий вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?» 3. Понимание всего контекста проблемы через функцио 1) предыстория; 2) результирующий поступок; 3) последствия такого поведения. Устанавливая причинно-следственные связи, психолог приходит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе поведения клиента, т.е. к пониманию функциональной картины, исходя из которой он разрабатывает программу изменения картины событий. Цель любого функционального анализа — разобраться в системе поощрений клиента, таких как внимание, одобрение, деньги, еда, материальные ценности, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях, одним из которых является игнорирование человека.
4. Установление социально важных целей для клиента. На Психолог акцентирует внимание на конкретных действиях и поступках. Клиент должен делать что-то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|