Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техники бихевиоральной терапии и консультирования




Для проведения бихевиоральной терапии и консультирова­ния необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, т.е. операционализировать его; 2) проводить функцио­нальный анализ для уточнения предыстории проблемы, результи­рующего поведения и последствий; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) ис­пользовать специальные процедуры изменения поведения. Наибо­лее часто используются нижеперечисленные техники.

/. Релаксация. Психологи бихевиорального направления счи­тают более эффективным не поиск причин физической скован­ности, которая может проявляться в форме бессонницы, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на следующих техниках: а) контраст напряжения и расслабления. На первой стадии клиент закрывает глаза и делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй ему предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей он пробует запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия и расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завер­шением упражнения; б) прямой релаксации, когда клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой. При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом.

2. Систематическая десенситизация (или уменьшение тревожности). Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов: а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по технологии Джейкобсона; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. При установлении начальной и конечной точек самой страш­ной ситуации им присваивается 100 баллов, состоянию абсолютно­го покоя — 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации.


При этом клиент учится визуализировать свои страхи в состоя­нии расслабления.

3. Имплозия (наводнение). Данная техника сходна с система­тической десенситизацией, однако проводится без мышечной ре­лаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии — представлению ситуаций страха. По поведению кли­ента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) пси­холог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога — поддерживать высо­кий уровень страха в течение примерно 40—45 мин.

4. Парадоксальная интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В. Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом или, наоборот, пытаться умыш­ленно вызвать его и усилить. Данный метод заключается не толь­ко в «перевертывании» своего страха, но и в юмористическом к нему отношении.

5. Моделирование. Использование данной техники предпола­гает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам по­казать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись.

6. Позитивное подкрепление (поощрение). Таковым со сторо­ны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) сис­тема поощрения за желательное поведение.

7. Техника вызывания отвращения (аверсивное обусловли­вание). В основе данного метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента пресекается непри­ятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электри­ческим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др.

8. Наказание. В этой технике наказание следует после неже­лательного поведения.

9. Самоконтроль. Данная техника предполагает активную
роль клиента в определении целей консультирования и выполне­
нии программы позитивных изменений. Самоконтроль — основа
успешной саморегуляции поведения. Психолог помогает клиенту
определять краткие, ясные, четкие цели, успешное достижение ко­
торых ведет к самоутверждению.

10. Предотвращение рецидивов. Данная стратегия помогает
клиенту поддерживать нужное поведение после завершения кон­
сультирования. Задача психолога — помочь клиенту построить
программу, которая помогла бы ему справиться с рецидивами,


чтобы не растерялись новоприобретенные навыками (пятая ста­дия интервью). Эту стратегию можно разделить на следующие ка­тегории: а) предвидение трудных ситуаций; б) регуляция мыслей и чувств; в) определение необходимых дополнительных навыков (тренировка настойчивости, четкое временное расписание и т.д.); г) выстраивание системы значимых поощрений за желательные поступки и правильное поведение. Техника предотвращения реци­дивов позволяет клиенту самостоятельно использовать стратегию достижения желательного поведения в условиях, когда окружение противостоит этим намерениям (например, клиент хочет бросить курить, в то время как мир вокруг — друзья, телевидение и т.д.— формируют образ «крутого» курильщика). Эта техника важна для психологии в целом, так как в любом терапевтическом подходе возникают проблемы рецидивов.

Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай — заключение контракта с клиентом на 8—12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает его резкого прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность.

Консультативный процесс

Цели психологической помощи:

s обеспечение условий для научения, т.е. помощь в овладении новым поведением;

S формирование новых социальных умений;

S преодоление вредных привычек;

S овладение навыками саморегуляции и др.

Роли и функции консультанта:

S выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника);

S принятие на себя роли модели, образца для подражания.

Ожидания от клиента:

S желание сотрудничать с психологом;

S активность;

*/ готовность ставить цели и добиваться их, экспериментируя с новым поведением;

•/ желание применять новые формы поведения в повседнев­ной жизни.

Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:

S возможность осознанного отбора и использования бихевио-ральных методов для модификации поведения клиента;


S возможность прерывания условно-рефлекторных связей между стимулами, когда они создают болезненный эффект для клиента (например, посттравматические фобии, тревожные ре­акции);

S возможность сознательно не использовать бихевиоральные методы при отсутствии показаний к работе в данной модели.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные теоретические положения поведенческого подхода?

2. Какие техники используются в бихевиоральном подходе?

3. Охарактеризуйте особенности консультативного процесса в поведенческом подходе.

Литература

Александров А. А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориенти-рованной психологии. М., 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...