Техники бихевиоральной терапии и консультирования
Для проведения бихевиоральной терапии и консультирования необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, т.е. операционализировать его; 2) проводить функциональный анализ для уточнения предыстории проблемы, результирующего поведения и последствий; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) использовать специальные процедуры изменения поведения. Наиболее часто используются нижеперечисленные техники. /. Релаксация. Психологи бихевиорального направления считают более эффективным не поиск причин физической скованности, которая может проявляться в форме бессонницы, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на следующих техниках: а) контраст напряжения и расслабления. На первой стадии клиент закрывает глаза и делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй ему предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей он пробует запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия и расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завершением упражнения; б) прямой релаксации, когда клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой. При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом. 2. Систематическая десенситизация (или уменьшение тревожности). Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов: а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по технологии Джейкобсона; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. При установлении начальной и конечной точек самой страшной ситуации им присваивается 100 баллов, состоянию абсолютного покоя — 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации.
При этом клиент учится визуализировать свои страхи в состоянии расслабления. 3. Имплозия (наводнение). Данная техника сходна с систематической десенситизацией, однако проводится без мышечной релаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии — представлению ситуаций страха. По поведению клиента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) психолог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога — поддерживать высокий уровень страха в течение примерно 40—45 мин. 4. Парадоксальная интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В. Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом или, наоборот, пытаться умышленно вызвать его и усилить. Данный метод заключается не только в «перевертывании» своего страха, но и в юмористическом к нему отношении. 5. Моделирование. Использование данной техники предполагает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам показать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись. 6. Позитивное подкрепление (поощрение). Таковым со стороны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) система поощрения за желательное поведение. 7. Техника вызывания отвращения (аверсивное обусловливание). В основе данного метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента пресекается неприятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электрическим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др.
8. Наказание. В этой технике наказание следует после нежелательного поведения. 9. Самоконтроль. Данная техника предполагает активную 10. Предотвращение рецидивов. Данная стратегия помогает чтобы не растерялись новоприобретенные навыками (пятая стадия интервью). Эту стратегию можно разделить на следующие категории: а) предвидение трудных ситуаций; б) регуляция мыслей и чувств; в) определение необходимых дополнительных навыков (тренировка настойчивости, четкое временное расписание и т.д.); г) выстраивание системы значимых поощрений за желательные поступки и правильное поведение. Техника предотвращения рецидивов позволяет клиенту самостоятельно использовать стратегию достижения желательного поведения в условиях, когда окружение противостоит этим намерениям (например, клиент хочет бросить курить, в то время как мир вокруг — друзья, телевидение и т.д.— формируют образ «крутого» курильщика). Эта техника важна для психологии в целом, так как в любом терапевтическом подходе возникают проблемы рецидивов. Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай — заключение контракта с клиентом на 8—12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает его резкого прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность. Консультативный процесс Цели психологической помощи: s обеспечение условий для научения, т.е. помощь в овладении новым поведением;
S формирование новых социальных умений; S преодоление вредных привычек; S овладение навыками саморегуляции и др. Роли и функции консультанта: S выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника); S принятие на себя роли модели, образца для подражания. Ожидания от клиента: S желание сотрудничать с психологом; S активность; */ готовность ставить цели и добиваться их, экспериментируя с новым поведением; •/ желание применять новые формы поведения в повседневной жизни. Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа: S возможность осознанного отбора и использования бихевио-ральных методов для модификации поведения клиента; S возможность прерывания условно-рефлекторных связей между стимулами, когда они создают болезненный эффект для клиента (например, посттравматические фобии, тревожные реакции); S возможность сознательно не использовать бихевиоральные методы при отсутствии показаний к работе в данной модели. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные теоретические положения поведенческого подхода? 2. Какие техники используются в бихевиоральном подходе? 3. Охарактеризуйте особенности консультативного процесса в поведенческом подходе. Литература Александров А. А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориенти-рованной психологии. М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|