Основные теоретические положения
Личность в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А — В — С, где А — возбуждающее событие (activating event), В — система убеждений (belief system), С — эмоциональное последствие (emotional consequence). Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим событием (А), расценивается человеком с позиций причинно-следственной связи (А вызвало С). На самом же деле С возникает не под влиянием А, а под влиянием В, т.е. системы убеждений человека. Корни появляющихся эмоций (страха, гнева, тревоги) нахо- дятся в системе иррациональных убеждений человека. В качестве средства избавления от сильных эмоциональных последствий используются активное опровержение, приведение рациональных доводов, демонстрация несостоятельности иррациональных убеждений на поведенческом уровне. РЭТ базируется на двух основных принципах. 1. Мысли — это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем). 2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся: S преувеличение; s упрощение; s чрезмерное обобщение; S алогичные предположения; S ошибочные выводы; S абсолютизация. Эти нарушения А. Эллис называет «иррациональными суждениями», большинство из которых можно отнести к одной из нижеперечисленных основных категорий: 1. Катастрофические установки, направленные на преувеличение масштабов негативных последствий событий. Такие установки проявляются в высказываниях клиентов в виде крайних оценок типа «ужасно», «невыносимо» и т.п.
2. Установки долженствования, отражающие неадекватные требования к людям и ситуациям. Проявляются в словах типа «должен», «обязан», «следует», «необходимо» и т.п. 3. Оценочные установки, направленные на определение своей ценности и ценности других исходя из отдельных личностных черт, поступков, качеств, аспектов. Они предполагают, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие. 4. Установки на обязательную реализацию своих потребностей, которые рассматриваются как необходимые условия для счастья и выживания. Разрастаются до неадекватных требований, которые становятся источником эмоциональных нарушений. Например: «Я должен стать очень хорошим психологом, иначе я ничего не стою». Согласно точке зрения А. Эллиса, иррациональные установки — это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они носят абсолютистский характер: приказывают, предписывают, требуют поступить тем или иным образом. Данные установки не соответствуют реальности, и невозможность их приводит к длительным (неадекватным ситуации) эмоциям. У нормального человека имеется рациональная система установок, т.е. гибких эмоционально-когнитивных связей, выражающая, скорее, предпочтительный, вероятностный характер событий. Ей соответствуют либо эмоции умеренной силы, либо интенсивные эмоции, не захватывающие человека надолго и не блокирующие его деятельность. 5. Принимая во внимание влияние социокультурных и наследственных факторов на формирование иррациональных установок, РЭТ, тем не менее, акцентируется на тех механизмах, которые подкрепляют и позволяют сохранять эти установки в настоящем. 6. Иррациональные установки можно изменять путем активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением, самоанализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|