Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




Личность в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитив­ном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А — В — С, где А — возбуждающее событие (activating event), В — система убеждений (belief system), С — эмо­циональное последствие (emotional consequence). Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим со­бытием (А), расценивается человеком с позиций причинно-след­ственной связи (А вызвало С). На самом же деле С возникает не под влиянием А, а под влиянием В, т.е. системы убеждений чело­века. Корни появляющихся эмоций (страха, гнева, тревоги) нахо-


дятся в системе иррациональных убеждений человека. В качестве средства избавления от сильных эмоциональных последствий используются активное опровержение, приведение рациональных доводов, демонстрация несостоятельности иррациональных убеж­дений на поведенческом уровне.

РЭТ базируется на двух основных принципах.

1. Мысли — это главный фактор, определяющий эмоциональ­ное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем).

2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся:

S преувеличение;

s упрощение;

s чрезмерное обобщение;

S алогичные предположения;

S ошибочные выводы;

S абсолютизация.

Эти нарушения А. Эллис называет «иррациональными сужде­ниями», большинство из которых можно отнести к одной из ни­жеперечисленных основных категорий:

1. Катастрофические установки, направленные на преувеличе­ние масштабов негативных последствий событий. Такие установ­ки проявляются в высказываниях клиентов в виде крайних оце­нок типа «ужасно», «невыносимо» и т.п.


2. Установки долженствования, отражающие неадекватные тре­бования к людям и ситуациям. Проявляются в словах типа «дол­жен», «обязан», «следует», «необходимо» и т.п.

3. Оценочные установки, направленные на определение своей ценности и ценности других исходя из отдельных личностных черт, поступков, качеств, аспектов. Они предполагают, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие.

4. Установки на обязательную реализацию своих потребнос­тей, которые рассматриваются как необходимые условия для сча­стья и выживания. Разрастаются до неадекватных требований, ко­торые становятся источником эмоциональных нарушений. Напри­мер: «Я должен стать очень хорошим психологом, иначе я ничего не стою».

Согласно точке зрения А. Эллиса, иррациональные установ­ки — это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они носят абсолютистский характер: приказывают, предписывают, требуют поступить тем или иным образом. Данные установки не соответ­ствуют реальности, и невозможность их приводит к длительным (неадекватным ситуации) эмоциям.

У нормального человека имеется рациональная система уста­новок, т.е. гибких эмоционально-когнитивных связей, выражаю­щая, скорее, предпочтительный, вероятностный характер событий. Ей соответствуют либо эмоции умеренной силы, либо интенсив­ные эмоции, не захватывающие человека надолго и не блокирую­щие его деятельность.

5. Принимая во внимание влияние социокультурных и наслед­ственных факторов на формирование иррациональных установок, РЭТ, тем не менее, акцентируется на тех механизмах, которые подкрепляют и позволяют сохранять эти установки в настоящем.

6. Иррациональные установки можно изменять путем активно­го и настойчивого наблюдения за своим мышлением, самоанализа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...