Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техники рационально-эмотивной терапии




Основную цель РЭТ можно сформулировать как «отказ от требований». Рациональный терапевт побуждает своих клиентов сводить к минимуму их требования. По большому счету, РЭТ стремится к снижению, редуцированию долженствования, пер-фекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и не­терпимости у клиентов.

На начальных этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится, прежде всего, к выявлению иррациональных


установок. Выявлению последних помогает употребление клиен­том таких слов, как «надо», «должен», «необходимо». Психолог часто «провоцирует» клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие данные слова, чтобы клиент признал их власть над собой.

Клиент: Я хочу написать хорошую дипломную работу, поэто­му я все время нервничаю.

Психолог: Мне кажется, что Вы говорите: «Я должна напи­сать хорошую дипломную работу», не так ли?

Для выявления иррациональных установок используется так­же известная техника А. Бека: декатастрофизация, или техника «а что, если*. Она предназначена для исследования действи­тельных, фактических событий и тех последствий, которые сущес­твуют только в воображении клиента, нанося ему психологичес­кий ущербу вызывая чувство тревоги, помогает клиенту подгото­виться к последствиям, сопряженным со страхом, а также полезна для уменьшения избегания.

После выявления иррациональных установок психолог при­ступает к реконструкции системы убеждений клиента. Воздей­ствие осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональ­ном и поведенческом.

1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет со­кратовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в проясне­нии смысла, демонстрации логической несостоятельности. В про­цессе, такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, Что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.

2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог исполь­зует различные способы драматизации предпочтений и должен­ствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»). Терапевт может ис­пользовать:

S ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми;

S моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать раз­личные идеи;

S юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли клиента;


S безусловное принятие, чтобы показать клиенту, что он при­нимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым да­вая импульс для самопринятия;

S эмоционально насыщенное разубеждение, чтобы привести клиента к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на бо­лее разумные понятия;

S поощрение поведения, связанного с риском: побуждает клиен­тов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социаль­но неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью).

3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие ме­тоды в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем вы­полнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает осо­бо опасной.

В РЭТ часто используется оперантное обусловливание для отвыкания от вредных привычек (курения, переедания) или изме­нения иррационального мышления (осуждения себя за курение или переедание).

Консультативный процесс

Цели психологической помощи:

S обучение и переучивание для когнитивного переструктури­рования, ведущего к изменению эмоционального фона и затем — к поведенческим изменениям;

</ снижение у клиента типичных ошибок иррационального мыш­ления и др.

Роли и функции консультанта:

S активно-директивная позиция;

S гибкость;

S открытость;

s способность мотивировать и побуждать клиента;

s принятие и терпимость в отношении себя и других людей;

S высокая самооценка по большинству критериев позитивно­го психического здоровья и готовность служить моделью психи­ческого здоровья для своих клиентов.

Ожидания от клиента:

S готовность играть активную роль в процессе изменения;

S готовность принимать ответственность за разрешение проблем.


Причины для изучения психологом-консультантом основ РЭТ:

s овладение современным эклектическим направлением пси­хотерапии и консультирования (в США знание РЭТ является обязательным для сдачи психологами лицензионного экзамена);

s возможность овладения высокоэффективным методом ди­агностики и коррекции иррациональных убеждений;

S возможность проверки гипотезы о том, что данный клиент может достигнуть желаемых изменений с помощью РЭТ, и отказ от этой гипотезы только после достижения психологом убежденности в том, что с данным клиентом данная гипотеза не работает.

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные теоретические положения рационально-эмотивного подхода?

2. Какие техники используются в рационально-эмотивном под­ходе?

Охарактеризуйте особенности консультативного процесса в рационально-эмотивном подходе.

Литература

Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997.

Нельсон-Джоуне Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2002.

Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психо­терапия. М., 1997.

Гештальт-подход

Гештальт-терапия была создана Ф. Перлзом в начале 50-х годов XX в. Ф. Перлз считал, что подлинно целостный (холистический) взгляд на человека и психотерапию требует существенной деин-теллектуализации. В попытке понять человеческую природу про­исходит переоценивание интеллекта, который Ф. Перлз сравнивал с компьютером.

Постоянное стремление выяснить, почему что-то происходит, мешает людям пережить, как это происходит. Объяснение — осо­бенность интеллекта, не имеющая отношения к пониманию. Анти-


интеллектуализм Ф. Перлза отражен в его известном афоризме: «Забудь о своем уме и доверься чувствам».

На формирование взглядов Ф. Перлза оказали влияние психо­анализ, идеи В. Райха, гештальт-психология, феноменология, эк­зистенциализм, психодрама Я. Морено и философия дзен-буддиз-ма. Его гештальт-молитвой были следующие слова:

«Я делаю свое, и ты делаешь свое.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими

ожиданиями.

И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с моими

ожиданиями.

Ты — это ты, а я — это я,

и если мы случайно находим друг друга — это прекрасно,

если же нет — этому ничем нельзя помочь».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...