Глава 1 проблема эмоционального выгорания у педагогов в современной психологии
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Тема: Взаимосвязь самооценки и уверенности с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………... …………. 3 ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ….. ……. …………………7 1. 1 Теоретические основы понятия эмоционального выгорания............. 7 1. 2 Стадии и аспекты эмоционального выгорания…………………7 1. 3 Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности педагогов начальной и средней школы …………………………............................................................................ ……19 1. 4 Понятие самооценки и уверенности в себе в психологии и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием у педагогов начальной и средней школы................................................................................................................. 25 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………... 31 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………………………….. …………………………………33 2. 1 Организация и методы исследования……………………………….. 33 2. 2 Исследование эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы…………………………………………………………………. 2. 3 Характеристики самооценки и уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы………………………………………………………. ……….. 2. 4 Анализ взаимосвязи самооценки и уверенности в себе с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов…………………………………….. 2. 5 Рекомендации по преодолению эмоционального выгорания у педагогов ……доделать в связи с результатами исследования.. ………………………………………………………………… 56 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 72 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………78 ВВЕДЕНИЕ
Люди проводят значительную часть собственной жизни, осуществляя трудовую деятельность. Компетентная сфера и ежедневные проблемы оказывают большое влияние на нашу нервную систему и ум. Данный процесс называется профессиональной деструкцией и популярен отрицательным воздействием на результативность работы и индивидуального формирования. Компетентная деформация личности обозначает изменения индивидуальных черт, которые совершаются во время выполнения профессиональных обязанностей, и выражается в профессиональном жаргоне, манерах действия и физическом образе. Компетентная работа и персональные качества меняют уровень проявления безупречно важных качеств, и это проявляет отрицательное воздействие на качество трудового процесса. Особенность профессиональной работы, в собственную очередь, может при конкретных обстоятельствах, проявлять отрицательные влияния на эмоциональную структуру личности, деформируя ее. Имеются личные стрессоры и травматические условия любой профессии, компетентная деформация имеет наиболее большее влияние на личность в профессиях, в которых работа сопряжена с людьми. Профессиональная деформация преподавателя почти постоянно сопровождается синдромом психологического выгорания. Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы в современном государстве свойственны непостоянные, обладающие переломные тенденции темпы финансовых и общественных изменений во всех областях общества. Упадок неминуемо затронул и образовательную систему, что выражается в бессистемном и несостоятельном увеличении насыщенности педагогической деятельности. Общественные изменения в экономике ведут к повышению числа явлений, которые нарушают обычные профессиональные взаимоотношения и рушат профессиональные стандарты. Это, в собственную очередь, способно послужить причиной к замкнутости, отстранению, утрате профессиональной идентичности, искажающей нацеленность, снижающей динамичность, рушащей общественно важную сформировавшуюся структуру работы и взаимоотношений в педагогическом обществе, содействуя возникновению профессиональных деформаций личности.
В наше время без профессионального преподавателя невозможно гарантировать конкурентоспособность образовательной сферы, результативность ее функционирования, тем более – ее современное формирование. Педагог как начальной, так и средней школы должен быть готов к постоянному личностно-профессиональному росту, увеличению производительности всех разновидностей деятельности. Совместно с этим, современной педагогикой и психологией определено, что имеются условия риска, отрицательно оказывающие большое влияние на конкурентоспособность преподавателя и результативность его работы, – индивидуальные и профессиональные деформации; сведения условия риска инвариантны по взаимоотношению к профилю педагогической работы и уровню образования. Вопрос эмоционального выгорания личности считается крайне важным в наше время. Это разъясняется, в главную очередь, тем, что профессиональная деятельность выступает в качестве одной из основных почти для любого человека. Формирование личности в процессе трудовой деятельности, воздействие профессиональной роли на психологию личности, развитие ее миропонимания, профессионального типа характера, ценностных установок – это животрепещущая проблема нынешней психологии и практики работы с людьми. Эмоциональное выгорание считается собственного рода отклонением от нормы, которое может быть охарактеризовано возрастающим безразличием к собственным обязательствам, ощущением неудачи и угнетения, которые могут послужить причиной к уменьшению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим болезням. Эмоциональное выгорание, как правило, обусловлено выполнением обыденной работы либо деятельности, требующей значительных психологических затрат.
В отечественной психологии данный феномен сравнительно недавно стал изучаться в социальных профессиях (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк). Вопрос эмоционального выгорания изучается долгие годы как отечественными (В. В. Бойко, Е. Е. Алексеева, Н. Е. Водопьянова, С. Г. Форманюк, Е. С. Старченкова и др. ), так и зарубежными исследователями (К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс, Дж. Фройденберг др. ). Теоретико-методологической основой нашего исследования являются личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. ); принцип детерминизма (В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, А. Б. Орлов); принцип системности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др. ); принцип активности личности (А. В. Петровский, Д. Н. Узнадзе и др. ); исследования по проблеме психического выгорания (В. В. Бойко, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников; К. Маслач, С. Джексон, Д. Форд, Э. Гринглас и др. ).
Взаимосвязь между самооценкой, уверенностью в себе и выгоранием изучали М. Буриш и Т. И. Ронгинская. М. Буриш в своей статье «Das Burnout-Syndrom» описывал шесть стадий эмоционального выгорания и отмечал, что у большинства людей, работающих в профессиях типа «человек-человек» отмечается снижение самооценки уже на 2-3 стадии эмоционального выгорания.
Ронгинская Т. И. взяв за основу статьи М. Буриша продолжила изучение проявлений эмоционального выгорания у педагогов.
Анализируя эти фазы развития эмоционального выгорания Т. И. Ронгинская замечает определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В связи с этим меняется и самооценка педагога. Педагог начинает оценивать себя исключительно через призму профессиональной деятельности, не обращая внимание на другие стороны личности. Из-за этого любые незначительные стрессы и неприятности на работе могут привезти к снижению самооценки, а вместе с этим и к усилению проявлений эмоционального выгорания.
Рассматривая связь уверенности в себе и самооценки М. И. Старов указывает, что для формирования уверенности в себе важна позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок. Самооценка представляет собой центральный компонент самосознания, включающий знание о своих качества и их оценочное отношение, что проявляется в поведении. Уверенность отражает позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, степень смелости и инициативности в социальных контактах. Самооценка и уверенность в себе образуют уверенное поведение — репертуар навыков, обеспечивающий самореализацию человека в соответствующей социальной среде. При эмоциональном выгорании самим педагогом создаётся угроза для личностного развития в рамках профессии. Если у сотрудника отсутствует уверенное поведение, он будет более критично оценивать свою работу и заострять внимание на тех моментах, которые не отвечают его требованиям. Это ещё больше усугубит проявление эмоционального выгорания.
Актуальность В своём исследовании мы рассматриваем именно эти личностные черты, т. к. научных работ, посвящённых взаимосвязи самооценки и уверенности с выгоранием не так много. Несмотря на это, данная тема очень актуальна в современном мире.
Цель исследования – выявить взаимосвязь самооценки и уверенности в себе с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Проблема исследования – Объект исследования – самооценка, уверенность, эмоциональное выгорание. Предмет исследования – специфика взаимосвязи самооценки и уверенности с проявлением эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы; специфика проявлений эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы???.
Задачи исследования: - проанализировать особенности проявления эмоционального выгорания педагогов в современной психологии; - выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы; - определить и сравнить уровень самооценки и уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы;
- установить взаимосвязь самооценки и уверенности в себе с проявлением эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы; - разработать рекомендации по преодолению эмоционального выгорания у педагогов. Гипотезы исследования: 1) Существуют особенности в проявлении взаимосвязи самооценки, уверенности и эмоционального выгорания у педагогов средней школы.
2) Существуют различия в проявлениях эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки и сравнительного анализа полученных данных (критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции rs-Спирмена), интерпретационный метод. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы психологом в рамках психологического сопровождения педагогов, могут послужить основой для разработки профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагогов начальной и средней школы. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. 1 Теоретические основы понятия эмоционального выгорания
Под синдромом выгорания обычно понимают тип профессиональной деформации людей, которые в процессе своей работы тесно взаимодействуют с людьми. Другими словами, по словам М. М. Скугаревской, синдром выгорания проявляется как реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие стресса, связанного с работой [39]. Н. Е. Водопьянова дает следующее определение СЭВ: «это постепенная потеря эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии, в результате которой эмоциональная, умственная и физическая усталость, истощение, снижение уровня удовлетворенности выполнением своей работы и личной отрешенности не наблюдается »[15, с. 19]. Если к эмоциональному выгоранию добавляются такие проблемы, как нарушения сна, нарушения пищевого поведения, аддиктивное поведение, то речь идёт уже о психическом выгорании. В российской психологии эмоциональное выгорание рассматривается как защитный механизм психики, развиваемый человеком в ответ на травмирующие последствия профессионального стресса. Механизм проявляется в виде частичного или полного устранения эмоций в ответ на раздражители. То есть человек просто перестает на них отвечать. Первые научные труды по проблеме эмоционального выгорания (термин, который еще не существовал) появились в Соединенных Штатах. В 1974 году американский психиатр Дж. Фройденбергер назвал это явление «Burnout». Этот термин был введен для описания состояния людей, которые находятся в постоянном эмоциональном общении с клиентом при оказании профессиональной помощи. В соответствии с авторской теорией эмоциональное выгорание рассматривается как состояние перед болезнью и относится к стрессу, который затрудняет поддержание здорового образа жизни. Я. Фройденбергер утверждает: «... выгорание усугубляется такими негативными обстоятельствами, как недостаточное признание со стороны других, плохие условия труда, переутомление... » [51, с. 160]. К. Маслач в 1976 г. определяет понятие «выгорания» следующим образом: «Синдром физического и эмоционального истощения, в том числе потеря симпатии и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и негативного отношения к работе» [ 52, стр. 88]. В. Е. Орел обобщает существующие определения феномена выгорания в зарубежной психологии, а затем выделяет основные компоненты этого состояния, которые представляют динамику его развития: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональной деятельности [25]. Эмоциональное, физическое истощение проявляется в виде чувства эмоционального перенапряжения, истощения или недостатка своих эмоциональных ресурсов, эмоциональной отрешенности и холодности, безразличия. Деперсонализация проявляется как негативное и циничное отношение к другим людям, часто связанное с безразличием в процессе профессиональной деятельности и формальным выполнением трудовых функций. Снижение профессиональной продуктивности характеризуется снижением оценки собственной компетентности в профессии, девальвацией профессиональной деятельности, негативным отношением к себе как личности и неудовлетворенностью собой [25]. В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома выгорания: фаза напряжения, фаза сопротивления, фаза истощения. Каждый этап формирования синдрома выгорания сопровождается своими собственными симптомами [10]. Фаза напряжения сопровождается следующими симптомами: «переживание травмирующих обстоятельств», «беспокойство и депрессия», «неудовлетворенность собой» и «клетка в клетке». На этапе сопротивления наблюдаются такие симптомы, как «неадекватная избирательная эмоциональная реакция», «эмоциональная и моральная дезориентация», «расширение экономики сохранения эмоций», «снижение профессиональных обязанностей». Фаза истощения характеризуется симптомами «эмоционального дефицита», «личной отрешенности или деперсонализации», «психосоматических и психовегетативных расстройств» [11]. По мнению В. Е. Орла, синдром выгорания включает в себя три основных функции: - эмоциональное истощение; - дегуманизация; - негативное восприятие себя как специалиста [25]. Эти симптомы отличают синдром выгорания от других заболеваний с похожими симптомами. Первым признаком синдрома выгорания является эмоциональное истощение. Оно проявляется в виде чувства перенапряжения и перегрузки, истощения физических и эмоциональных ресурсов, чувства усталости, которое не исчезает после ночного сна или длительного отдыха. Даже после праздников все эти явления возобновляются после возврата к прежней трудовой ситуации. Появляется безразличие, истощение, меняется отношение к работе - человек больше не может посвятить себя работе, как раньше [25]. Вторым признаком, указывающим на начало синдрома выгорания, является дегуманизация. В. Е. Орел обнаруживает эту особенность, характеризующуюся личной отрешенностью, холодностью, агрессивным или циничным отношением к людям, связанным с профессией, обнаруженными на работе [26]. Третьим признаком синдрома выгорания является негативное восприятие себя как специалиста. По мнению В. Е. Орел, наблюдается снижение самооценки, чувство неэффективности на работе, ощущение отсутствия перспектив в профессиональной деятельности. Человек испытывает недостаток профессиональных навыков, знаний, сравнивает себя с окружающими, при этом обесценивая свой трудовой стаж, не испытывает удовольствия от своей работы [26]. В. В. Умно, основные симптомы синдрома выгорания делятся на пять ключевых групп: - физический, - эмоциональный, - поведенческий, - интеллектуальное состояние, - социальные симптомы. Физические симптомы включают в себя: усталость, усталость, истощение; чувствовать нехорошо; изменение веса; язвенные и воспалительные заболевания кожи; проблемы со сном; дрожь, головокружение, повышенное потоотделение, тошнота; затрудненное дыхание; заболевания сердечно-сосудистой системы. Эмоциональные симптомы включают в себя: безразличие; депрессия, вина; душевные страдания; отсутствие эмоций; деперсонализация (деперсонализация людей), чувство отрешенности, одиночества; раздражительность, агрессивность; чувство личной беспомощности, безнадежности ситуации; потеря перспектив в профессии, идеалов, надежд; беспокойство, повышенная необоснованная тревога, неспособность сосредоточиться. Группа поведенческих симптомов включает недостаточную физическую нагрузку; работа более 45-50 часов в неделю; равнодушие к еде; «Оправданное» злоупотребление табаком и алкоголем, а также наркотиками; несчастные случаи - травмы, несчастные случаи; Чувство усталости и отдыха во время работы. Симптомы, связанные с интеллектуальным состоянием, включают: формальное выполнение трудовых функций; снижение интереса к новым идеям и теориям в работе; снижение или отсутствие интереса и вкуса к жизни; апатия, тоска, скука; предпочтение стандартов, шаблонов и рутинно-креативных подходов; отказ от участия или отсутствие участия в образовательных мероприятиях, развивающих тренингах; равнодушие, цинизм к инновациям. По словам В. В. Бойко, группа социальных симптомов включает в себя: чувство отсутствия поддержки со стороны окружения - семьи, коллег, друзей; снижение социальной активности; снижение или отсутствие интереса к развлечениям и отдыху; чувство изоляции, непонимания окружающих и окружающих; ограничение контактов и отношений исключительно на работе. Предотвращение и преодоление синдрома выгорания во многом схожи: то, что защищает от выгорания, может быть использовано для его преодоления. Все лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на: - снятие рабочего напряжения, - рост профессиональной мотивации, - возвращение баланса между усилием и вознаграждением. Синдром выгорания рассматривается как сочетание физической, умственной и эмоциональной усталости. В настоящее время нет единой концепции структуры синдрома эмоционального выгорания. Тем не менее, можно утверждать, что этот синдром проявляется как деформация личности из-за эмоционально сложных и напряженных связей в рабочей системе «человек-человек». Последствия такого выгорания могут проявляться как при психосоматических заболеваниях, так и в психологических изменениях личности. Эти изменения напрямую влияют на здоровье и качество жизни человека.
Педагог - лицо, обладающее специальной подготовкой и занятое преподавательской и воспитательской деятельностью. Для преподавателей, как правило, свойственно эмоциональное выгорание. Нынешняя школа предъявляет существенные условия к абсолютно всем нюансам работы педагога: - знаниям, - педагогическим умениям, - методам работы, - индивидуальным отличительным чертам. Возможно, допустить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся психологической сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, индивидуальной отстраненностью, игнорированием личных отличительных черт обучающихся, проявляет довольно значительное воздействие на характер профессионального общения педагога. Подобные изменения препятствуют полноценному управлению учебным действием, предложению необходимой эмоциональной поддержки, становлению профессионального коллектива. Настоящая преподавательская практическая деятельность демонстрирует то, что на сегодняшний день достаточно отчетливо наблюдается обстоятельство утраты заинтересованности к учащемуся как к личности, отрицание его таким, какой он есть, облегчение психологической стороны профессионального общения. Многочисленные преподаватели фиксируют у себя наличие психологических состояний, дестабилизирующих работу (беспокойность, уныние, угнетенность, безразличие, разочарованность, постоянная утомление). На сегодняшней стадии формирования педагогики жизненна направленность работы преподавателей на личность воспитанника. Осуществление данной значимости потребует от преподавателя возможности противодействовать воздействию психологических условий нынешней профессиональной сферы. Имеется определенное разногласие между тем как осуществить все условия, предъявляемые специальностью и при этом приемлемо реализовать себе в ней и приобрести удовлетворенность от собственной работы. Большая часть реальных педагогов любят собственную работу. До такого уровня, что в некоторых случаях не могут остановиться, даже если они не на работе. Желание педагога наставлять может отравлять жизнедеятельность и ему, и находящимся вокруг людьми, в случае если пустить обстановку на самотек. Абсолютно всем потребуется переносить поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его решительность в совершенной правоте и отношение к собеседникам, как к детям. В то же время, в случае если учитель либо педагог осуществляют контроль своего стремления обучить всех всему, то с ними весьма просто, любопытно и хорошо контактировать, так как они совершают это по-настоящему безупречно. Под психологическим выгоранием подразумевается чувство психологической опустошенности и утомления, вызванное своей работой. Деперсонализация подразумевает меркантильное отношение к труду и предметам собственной работы. В общественной области деперсонализация подразумевает жестокое, негуманное отношение к покупателям, приходящим для лечения, консультации, извлечения образования и т. д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; образующие отрицательные установки могут поначалу иметь тайный характер и выражаться в духовно сдерживаемом раздражении, что со временем прорывается вовне и приводит к инцендентам. Среди многочисленного списка проявлений профессиональных деструкций наиболее выражены профессиональные деформации и эмоциональное выгорание. О недостаточной изученности связей профессиональной деформации и эмоционального выгорания в дифференциальной психологии указывают исследования А. Л. Свенцицкого, С. П. Бессонова, Р. М. Грановской и других отечественных психологов. В настоящее время феномен эмоционального выгорания широко изучается в контексте профессионального стресса. Соблюдение этого соотношения и того факта, что в современном обществе наиболее распространенным, вызывающим профессиональную деформацию является информационный стресс из-за невозможности работать с информацией, в современном мире приводит к истощению всех сфер человеческой личности. Симптомы стресса проявляются во всех сферах психики: эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой. Когда человек находится в состоянии стресса, он испытывает тревогу, обиду, а после истощения-профессиональную деформацию в чистом виде. Современные ученые дают различные определения феномену " профессиональной деформации". Итак, С. П. Безносова характеризует профессиональную деформацию личности как процесс и результат воздействия субъективных характеристик личности на составную часть личности профессионального работника, в результате чего у человека происходит неадекватный перенос чисто деятельностных норм в области личного общения [2, с. 54].
Взаимосвязь между самооценкой, уверенностью в себе и выгоранием изучали М. Буриш и Т. И. Ронгинская. М. Буриш в своей статье «Das Burnout-Syndrom» описывал шесть стадий эмоционального выгорания, и отмечал, что у большинства людей, работающих в профессиях типа «человек-человек» отмечается снижение самооценки уже на 2-3 стадии эмоционального выгорания. Это связано с тем, что сотрудники перестают адекватно оценивать свои возможности и способности. Из-за хронического стресса они работают намного хуже, чем раньше. Это сказывается на самооценке таких людей. Если до проявления эмоционального выгорания у педагогов была адекватная самооценка с тенденцией к завышению, то на 2-3 стадии проявления эмоционального выгорания самооценка была ниже средней.
Ронгинская Т. И., взяв за основу статьи М. Буриша продолжила изучение проявлений эмоционального выгорания у педагогов.
Анализируя эти фазы развития эмоционального выгорания, Т. И. Ронгинская замечает определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В связи с этим меняется и самооценка педагога. Педагог начинает оценивать себя исключительно через призму профессиональной деятельности, не обращая внимание на другие стороны личности. Из-за этого любые незначительные стрессы и неприятности на работе могут привезти к снижению самооценки, а вместе с этим, и к усилению проявлений эмоционального выгорания. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым результатом усиливаются симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками учебного процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальных профессий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|