Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5 Рекомендации по преодолению эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы




 

Избежать появления и формирования эмоционального выгорания проще, чем исправлять его последствия. Это не внезапное разрушение, а длительный во времени процесс, в котором стремительно принимает участие и сам человек. Вовремя увидев признаки, возможно справиться с эмоциональным выгоранием самостоятельно. В том случае, если педагог не обращает внимание на своё эмоциональное состояние, он рискует дойти до завершающей ступени формирования эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение у врача-психотерапевта и долгий период восстановления.

Рекомендуем использовать следующие методы преодоления эмоционального выгорания у педагогов:

1. Увеличение компетентности (общественной, эмоциональной, общепедагогической, предметной).

2. Диагностирование профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.

3. Освоение тренингов индивидуального и профессионального увеличения.

4. Самоанализ профессиональной биографии и создание других сценариев последующего индивидуального и профессионального роста.

6. Освоение способами, методами саморегуляции эмоционально-волевой области и самоанализа.

7. Применение инновационных форм и технологий преподавания.

8. Усвоение нового, " дополнительного" тренировочного предмета и обучение его как добровольного.

9. Персональная работа с психологом и психотерапевтом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции.

С целью предупреждения эмоционального выгорания у педагогов должны решаться следующие задачи:

- повышение самооценки,

- формирование уверенности в себе,

- повышение социальной смелости;

- развитие инициативности в социальных контактах;

- формирование психологической устойчивости.

Сложная профилактика и корректировка процесса профессиональной деформации личности педагога должна содержать 4 уровня:

1) Физиологический - занятия спортом, устранение мышечного напряжения (мышечный панцирь), утомления, основной недомогай, бессонницы и т. д.

2) Эмоциональный - устранение психологического напряжения, сокращение уровня беспокойства, тревожности, угнетенности, апатии.

3) Семантический (оптимальный) - переосмысливание собственной профессиональной работы, устранение отрицательного взаимоотношения к собственной работе, формирование положительного образа учителя, усовершенствование самопонимания и самопринятия.

4) Поведенческий - предотвращение стандартов профессиональных действий, осваивание новейших наиболее адаптационных и продуктивных форм действия на работе.

Целесообразно обратить внимание на причины эмоционального выгорания у педагогов и их устранение:

- значительный уровень ответственности за результаты профессиональной работы;

- боязнь ошибок и провалов;

- перегрузки, нередкое появление непредвиденных обстановок;

- повышение объема информации, которую следует осваивать;

- проблемы в семье, инициированные профессиональной работой (курсы повышения квалификации во внерабочее время, проверка тетрадей и написание конспектов дома, и т. д. );

- уменьшение профессиональных заинтересованностей вплоть до ограниченной сферы специализации;

- аддикция (навязчивая необходимость в работе);

- потребность постоянных подработок;

- непрерывное желание к конкурентной борьбе;

- недостаток времени, содействие в различных видах социальной работы;

Наилучший способ справиться с профессиональной деформацией —взять отпуск, когда педагог ощущает, что это необходимо. С учётом графика работы у педагогов есть возможность брать отпуск за свой счёт во время учебных каникул. Педагоги должны понимать профессиональную биографию и создавать другие сценарии последующего индивидуального роста. Необходимо изучить способы самокоррекции профессиональной деформации. Для того чтобы исключить эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, следует осуществлять направленную работу, нацеленную на увеличение компетентности (общественной, эмоциональной, образовательной).

Для избегания эмоционального выгорания ведутся лекции, мастер-классы, тренинговые и практические занятия. На данных занятиях участники могут познакомиться с феноменом выгорания, исследовать предпосылки появления выгорания и его развития, научиться психологическим практикам, которые ориентированы на сокращение уровня эмоционального выгорания и снижение его негативного воздействия на личность и деятельность сотрудника.

Возможно наиболее эффективным средством профилактики проявления эмоционального выгорания считается постоянное психолого-педагогическое формирование учителя, повышение его квалификации. Данное проявление сопряжено с тем, что знания, полученные в высшем учебном заведении, стремительно становятся неактуальными и компетентность работника понижается. Это влияет на такой критерий эмоционального выгорания как чувство неуверенности в собственной компетенции.

С целью защиты от эмоционального выгорания, сотрудник должен уметь:

- устанавливать и отличать кратковременные и долговременные цели в собственной профессиональной работе;

- брать время на небольшой отдых в течение рабочего времени, что обеспечит чувство психологического и физиологического удобства;

- не конкурировать, с целью избегания агрессии и беспокойства;

- находится в оптимальной физической форме, не злоупотреблять психоактивными веществами.

Для борьбы с выгоранием так же немаловажно продумывать разделение нагрузки, уметь переключать интерес с одной работы на другую, не стремиться к идеальному результату.

В процессе профессиональной работы необходимо осуществлять реализацию комплексной программы, сосредоточенной на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания, которая заключается из диагностики и различной работы психологического характера.

Диагностирование дает возможность установить уровень выгорания у преподавателей. На основе результатов диагностики психологи разрабатывают практические меры по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Одним из основных направлений профилактики эмоционального выгорания в работе педагога считается подготовка собственного психологического состояния. Потребность к саморегуляции зачастую возникает в работе у работников педагогической сферы, в ситуациях, когда педагог находится в состоянии высокого психологического и физического напряжения, в подобных случаях как, столкновение с необыкновенной проблемой, которую сложно решить, у которой нет конкретного решения. На факторы усиленного межличностного общения с обучающимися, сотрудниками, родителями учащихся либо администрацией. Педагогическая профессия сопряжена с огромным числом общения с обучающимися, родителями, которые требуют способностей психологической саморегуляции.

Руководство чувствами и собственным поведением относится к эмоциональным основам саморегуляции. В данном направлении специалисты по психологии создали несколько упражнений для аутогенных тренировок, нацеленных на восстановление индивидуальных ресурсов. Такого рода аутотренинг предполагает собою цикл упражнений для самостоятельной регуляции психологических и физических состояний. Тренинг базируется на осознанном применении личностью различных средств эмоционального влияния на собственный организм, нервную систему для их активизации и релаксации. Способы аутотренинга дают человеку возможность преднамеренно менять собственное душевное состояние и состояние здоровья, но это в собственную очередь влияет на его трудоспособности.

Практическая деятельность с учителями, у которых выявлен высокий уровень эмоционального выгорания, может выражаться в виде психокоррекции, которая обусловливается как комплекс эмоциональных способов, используемых специалистом по психологии для оказания эмоционального влияния на действия здорового человека. Для усовершенствования адаптации личности к новым актуальным причинам ведется психокоррекционная деятельность. Так же психокоррекционная работа ведется для снятия ежедневных внешних и внутренних усилий; для разрешения инцидентов, с которыми встречается человек.

Администрация учебного заведения в собственную очередь должна создавать соответственные системы стимулирования работы сотрудников, дополнительных поощрений. Руководители должны наблюдать за точной системой работы, за ее структурированностью, за определением официальных обязанностей, за отсутствием излишних перегрузок, за тем, чтобы требование работы и организация рабочих мест соответствовали предъявляемым условиям. Главными способами профилактики также корректировки психологического выгорания считается посещение психокоррекционных групп, аутогенные тренировки, само регулирование, концепция поощрений и самооптимизация административных обстоятельств работы.

Проекты профилактики и корректировки профессиональных деформаций преподавателей в образовательном учреждении базируются на формировании концепции организационного обеспечения, которая заключается из некоторых ключевых течений:

- Формирование результативной мотивационной сферы образовательного учреждения.

- Прогнозирование коллективной культуры школы как ценностного пространства для укрепления подходящего эмоционального атмосферного климата и профессиональной самооценки педагогов.

- Деятельность с психическими барьерами преподавателей при исполнении нововведений.

- Развитие и формирование позитивной профессиональной идентичности преподавателей.

- Введение концепции постоянного увеличения квалификации и самореализации инноваторского потенциала в профессиональной работе.

С целью профилактики профессиональной деформации на латентном уровне немаловажно выделять особенный интерес технологиям самореализации, а кроме того, формированию креативности и инновационности у преподавателей.

Инновационность предполагает собою сочетание индивидуальных свойств, которые обеспечивают понимание, оценку, доработку, оперативное внедрение и практическую реализацию уникальных идей, реализующихся в деятельностной активности. Инновационность сопряжена с иными индивидуальными чертами, однако и имеет базисные различия от креативности и предприимчивости.

Благоприятный итог предупредительной работы с преподавателями базируется на введении подобных способов укрепления и формирования креативности и инновационного потенциала, как регулярное содействие в научных профессиональных сообществах, ведение самостоятельной научно-исследовательской работы, публикационная активность, создание и использование новейших форм, способов и приемов в учебно-воспитательном процессе, увеличение квалификации, получение дополнительного образования, подготовка в аспирантуре. Все перечисленные разновидности профессиональной активности считаются результативными способами профилактики скрытого уровня профессиональной деформации. Технологические процессы формирования инновационной работы преподавателей могут быть рассмотрены как коррекционно-развивающие программы, содействующие изменению индивидуального профессионального поведения и профилактике профессиональной деформации.

При нехватке конструктивного преодолевающего действия хронические стрессы в работе активизируют у лица совокупность отрицательных переживаний, показывающих угрозу для индивидуального самочувствия и устойчивости образовательной организации в целом. Вероятны соответствующее результаты:

- текучесть кадров,

- сокращение результативности педагогической работы,

- мотивации к производительности работы,

- проблематичность в общении с сотрудниками и учащимися, что приводит к дестабилизации как профессионального здоровья преподавателя, так и психологического здоровья обучающихся.

Таким образом, на фрустрационном уровне формирования профессиональной деформации рационально выделять интерес корректировки и уменьшению уровня стрессогенности и конфликтности в поведении преподавателей.

Программа семинара-тренинга «Психокоррекция эмоционального состояния» для педагогов с фрустрационным уровнем выраженности профессионального выгорания также основана на 4 модулях:

1) стадия «осознание» – анализ причин появления эмоциональной напряженности и конфликтов в образовательной среде;

2) стадия «подготовка» – овладение навыками конфликт-анализа и конфликт-менеджмента в образовательной среде;

3) стадия «переоценка» – формирование умений и навыков стресс-менеджмента в практике педагогической деятельности;

4) стадия «действие» – технологии делегирования и тайм-менеджмента в практике педагогической деятельности.

Теоретические итоги, приобретенные в представленном исследовании, говорят, что угроза появления нарастающих уровней профессиональной деформации допустимо существенно уменьшить при обстоятельстве оперативного проведения в образовательной организации исследовательских и профилактических мер.

 

Выводы по второй главе

 

Проведенное эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы позволяет сделать следующие выводы.

Большая часть педагогов начальной и средней школы обладают средним уровнем эмоционального выгорания. Они испытывают умеренно выраженное состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Педагоги начальной школы характеризуются средним уровнем психоэмоционального истощения, низким уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом. Педагоги средней школы обладают высоким уровнем психоэмоционального истощения, средним уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом.

Существуют достоверные различия в уровне эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена профессиональная мотивация. У педагогов средней школы более выражено психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и уровень эмоционального выгорания в целом.

Большая часть педагогов начальной школы высоко оценивают свои нравственные и волевые качества, уверены в себе и своих возможностях, общительны. Педагоги средней школы обладают средней самооценкой – они критично оценивают себя и свои нравственные и волевые качества, в умеренной степени уверены в себе и общительны.

Существуют достоверные различия между показателями самооценки у педагогов начальной и средней школы. Уровень самооценки выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы. То есть педагоги начальной школы выше оценивают свои личностные, нравственные и волевые качества, чем педагоги средней школы.

Педагоги начальной школы характеризуются ярко выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и инициативностью в социальных контактах. Педагоги средней школы отличаются умеренно выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и низкой инициативностью в социальных контактах.

Существуют достоверные различия в уровне уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена уверенность в себе и своих способностях, социальная смелость и инициатива в социальных контактах, чем у педагогов средней школы.

В группе педагогов начальной школы установлено влияние самооценки и уверенности в себе на уровень эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки практически не испытывают эмоциональное выгорание. Педагоги с высокой самооценкой имеют высокий уровень профессиональной мотивации. Педагоги, обладающие высоким уровнем уверенности в себе, в меньшей степени испытывают проявления эмоционального выгорания. Педагоги с выраженной социальной смелостью практически не испытывают эмоциональное истощение. Педагоги, проявляющие инициативу в социальных контактах, не проявляют личностное отдаление.

В группе педагогов средней школы установлено влияние самооценки и уверенности в себе на уровень эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки не испытывают эмоциональное выгорание. Педагоги, обладающие уверенностью в себе, не испытывают психоэмоциональное истощение. Педагоги с выраженной социальной смелостью имеют высокий уровень профессиональной мотивации. Педагоги, проявляющие инициативу в социальных контактах, не проявляют личностное отдаление.  

В рамках исследования была выявлена взаимосвязь самооценки и уверенности в себе с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.

 

Подтвердились две гипотезы исследования:

 

1) Существуют особенности в проявлении взаимосвязи самооценки, уверенности и эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.

Данные особенности проявляются в том, что у педагогов начальной школы уровень уверенности выше и, соответственно, уровень эмоционального выгорания ниже, при этом у педагогов средней школы уровень уверенности ниже, а соответствующий уровень эмоционального выгорания выше.

 

2) Существуют различия в проявлениях эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.

Из отличительных особенностей в результатах двух групп можно отметить следующие показатели:

Уровень самооценки у педагогов начальной школы выше и уровень эмоционального выгорания ниже, чем у педагогов средней школы (см. табл. 4, 5).

Инициатива в социальных контактах у педагогов начальной школы выше и уровень личностного отдаления ниже, чем у педагогов средней школы (см. табл. 4, 5).

 

На основе результатов исследования мы разработали практические рекомендации. С целью предупреждения эмоционального выгорания у педагогов должны решаться следующие задачи: повышение уровня самооценки; формирование уверенности в себе; развитие инициативности в социальных контактах; формирование психологической устойчивости. Целесообразно посещать лекции, мастер-классы, тренинговые и практические занятия, на которых участники могут познакомиться с феноменом выгорания, исследовать предпосылки появления выгорания и его развития, научиться психологическим практикам, которые ориентированы на сокращение уровня выгорания и снижение его негативного воздействия на личность и деятельность сотрудника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...