Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Стадии и аспекты эмоционального выгорания




 

В последние десятилетия все большее внимание уделяется изучению феномена эмоционального выгорания личности, причем именно с личностно-профессиональной точки зрения. В психологической литературе эмоциональное выгорание часто определяется как изменение личностных качеств (способов общения и поведения, ценностей, установок, характера, представлений, стереотипов), происходящее под влиянием профессиональной среды. Вопросы о взаимовлиянии профессиональной деятельности и личностных характеристик специалиста представлены в работах многих исследователей.

Несмотря на существующие работы и возросший интерес к проблеме профессиональной деформации, она остается недостаточно изученной.

 

Исследователи генеза синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер. Польский психолог Т. И. Ронгинская, описывая последовательность проявления признаков этого синдрома, отмечает, что сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Т. И. Ронгинская приводит концепцию М. Буриша, [52; с. 4] согласно которой в развитии эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз. Первая, предупреждающая фаза, проявляется чрезмерным участием в деятельности, повышенной активностью, чувством незаменимости и, последующими за этим, чувством усталости, бессонницы. Далее следует вторая фаза, во время которой происходит снижение уровня собственного участия по отношению к ученикам, сотрудникам, пациентам и остальным окружающим, профессиональной деятельности при возрастании требований к другим людям. Третья фаза сопровождается эмоциональными реакциями депрессивного (апатия, чувство вины, снижение самооценки) или агрессивного характера (обвинение других, несогласие идти на компромисс, подозрительность, конфликтность). Четвертая фаза - фаза деструктивного поведения, когда заметными становятся изменения в сфере интеллекта (ригидность мышления, отказ от воображения, снижение концентрации внимания), мотивационной сфере (отсутствие инициативы, заинтересованности в эффективности деятельности) и сфере социальных эмоций (безразличие к проблемам других людей, избежание неформальных контактов, одиночество, скука). Пятая фаза развития синдрома выгорания дает о себе знать психосоматическими изменениями, такими как снижение иммунитета, неспособность к релаксации, бессонница сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. И шестая фаза - фаза разочарования, вызывающая отрицательную жизненную установку, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяние [40; с. 86].

Анализируя эти фазы развития синдрома, Т. И. Ронгинская замечает определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. " Тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться". Этот " запал" не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующей сатисфакции. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительного до безразличного и отрицательного, можно проследить на примере поведения " выгоревшего" врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай (" почки" - из пятой палаты, " инфаркт" - из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.

 

Поскольку эмоциональное выгорание - результат длительного эмоционального напряжения и является перманентным (пролонгированным) стрессовым, то есть неравновесным психическим состоянием (А. О. Прохоров), его развитие может рассматриваться как динамический процесс, этапы которого соответствуют механизму развития стресса. В связи с этим, более убедительно выглядит описание стадий развития выгорания, осуществленное отечественным психологом В. В. Бойко. Он пишет, что Г. Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал как неспецифическую, (есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

 

нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

 

резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

 

истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

 

Фаза напряжения - нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и " запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов: симптом " переживания психотравмирующих обстоятельств"; симптом " неудовлетворенности собой"; симптом " загнанности в клетку"; симптом " тревоги и депрессии" - крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

 

Далее в развитии выгорания следует фаза " резистенции" (сопротивления). Вычленение этой фазы в самостоятельную, замечает В. В. Бойко, весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: развивается симптом " неадекватного избирательного эмоционального реагирования", когда неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок; кроме того, проявляются: симптом " эмоционально-нравственной дезориентации", симптом " расширения сферы экономии эмоций", доказательство которого имеет место тогда, когда данная сфера защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми; симптом " редукции профессиональных обязанностей".

 

В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

 

Третья фаза - " истощение". Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме " выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности. Также проявляется через определенные симптомы. Это - симптом " эмоционального дефицита", когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, входить в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Симптом " эмоциональной отстраненности". Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом " выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Симптом " личностной отстраненности, или деперсонализации". При его развитии отмечается утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия, воспринимаемому в качестве неодушевленного предмета, объекта для манипуляций. Симптом " психосоматических и психовегетативных нарушений" проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях [6].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...