1.3 Проявление эмоционального выгорания как элемента профессиональной деформации личности педагога средней школы
Компетентная работа современного преподавателя относится к группе специальностей с высокой нравственной ответственностью за состояние здоровья и жизнедеятельность единичных людей либо группы. Стабильные напряженные условия, в которые попадает преподаватель в процессе взаимодействия с обучающимися и сотрудниками по работе, непрерывное проникновение в сущность вопросов обучающихся, индивидуальная уязвимость и прочие нравственно-психические условия проявляют отрицательное влияние на его состояние здоровья. В течение последних десятков лет вопрос сбережения психологического здоровья преподавателя в образовательном учреждении стал в особенности резкой. Работа с людьми в силу предъявляемых значительных условий, особенной ответственности и психологических нагрузок вероятно включает в себя опасность тяжелых переживаний, сопряженных с рабочими обстановками, также возможность появления профессионального стресса. К профессиональным стрессам возможно отнести: - вхождение в новую профессиональную сферу; - установку нововведений в данной области; - условия изменения требований к специальности, внутренних кризисов; - условия, сопряженные с профессиональным увеличением, с карьерой и др. Все это может содействовать возникновению у лица подобных напряженных проявлений, как несамостоятельность, чувственное напряжение, сокращение работоспособности, уровня самокритичности [1, с. 81]. Синдром выгорания — непростое психофизиологическое явление, которое обусловливается как эмоциональное, интеллектуальное и физиологическое исчерпывание из-за длительной психологической перегрузки. Эмоциональное выгорание проявляется в ощущении утомления и опустошенности, нехватке энергии и интереса, потере возможностей наблюдать позитивные итоги собственной работы, негативной установке в отношении работы и жизни в целом.
Эмоциональное выгорание – это разработанное личностью система эмоциональной защиты в форме полного либо неполного исключения эмоций (понижения их энергетики) на результат на выбранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание предполагает собою полученный стереотип психологического, больше всего профессионального, поведения. «Выгорание» частично многофункциональный стандарт, так как дает возможность человеку дозировать и практично использовать энергоресурсы. В то же период, может появляться его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» негативно влияет на выполнении профессиональной работы и взаимоотношения с партнерами. Эмоциональное выгорание считается формой профессиональной деформации личности и приобретается в жизнедеятельности лица. Этим «выгорание» различается от разных форм психологической ригидности, что, обусловливается базисными факторами – качествами нервной системы, степенью физической активности чувств, психосоматическими нарушениями [2, с. 193]. Термин «эмоциональное выгорание» установлен американским психиатром Х. Дж. Фройденбергером в 1974 г. для характеристики эмоционального состояния здоровых людей, пребывающих в активном и близком общении с клиентами, больными в эмоционально яркой обстановке при оказании профессиональной помощи. Сначала данный термин складывался как положение изнеможения, истощения с ощущением своей бесполезности. Синдром психологического выгорания сопряжен с деструкцией всех психологических областей и проявляется физическим истощением, зачастую выражающимся в нарушениях психосоматического характера разной степени тяжести. Его проявления разнообразны: от утомления, порожденной своей работой, вплоть до ощущения пустоты, бессмысленности жизни, уныния, депрессии и расстройства в собственном профессиональном выборе. Не меньшим изменениям подвергается ценностно-смысловая область (кризис ценностей, внутриличностное разногласие, чувство одиночества, сильная взаимозависимость от работы, разочарованность в собственных профессиональных эталонах). Тем не менее, непосредственно данная область изучена меньше всего. Таким образом, своевремененна проблема о проведении изучений, нацеленных на исследование экзистенциально-аксиологических предпосылок формирования синдрома психологического выгорания, из числа которых существенная значимость отводится смысложизненным ориентациям.
Таким образом, профессиональные деформации не имеют единство личности, уменьшают ее адаптивность, стабильность, негативно сказываются на продуктивности работы. Стремление к профессиональной деструкции прослеживается у конкретных профессий, «представители которых владеют сложно регулируемой и сложно ограничиваемой властью». Компетентное деформирование со временем формируется из профессиональной адаптации. Возможно, установить: многолетнее осуществление одной и той же работы устоявшимися методами водит к формированию безупречно нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов Как мы ранее рассказывали, более сильное воздействие на человека проявляют профессии типа «человек — человек». В данном случае профессия учителя как невозможно правильнее отображает структуру и динамику проявления эмоционального выгорания. Исследуемый вопрос, на наш взгляд, является весьма значимым, т. к. эмоциональное выгорание проявляет отрицательное воздействие не только лишь на самих преподавателей, на их работа и состояние здоровья, однако и на тех, кто располагается рядом с ними. Это и родственники, и друзья, а кроме того учащиеся, которые просто должны находиться рядом. По этой причине немаловажно продлить начатую работу, однако уже с упором на коррекцию отрицательных результатов данного явления. У понятия «эмоциональное выгорание» имеется большое количество общего с иными понятиями, отражающими повышенное психологическое напряжение, переживания работника, в частности с подобными, как:
- «профессиональный стресс», - «кризис профессионального развития», - «усталость от работы», - «профессиональные страхи» и др. Зачастую, рассуждая об обстоятельствах психологического выгорания, сообщают о «стрессогенных факторах» (либо о «факторах-стрессорах»). Эмоциональное выгорание как оказалось включенным в широкую систему определений, сопряженных с массовыми отличительными чертами работы, отрицательно воздействующими на личность работника. Появляется сомнение, постоянно ли высокопрофессиональное напряжение и даже стресс и как результат — эмоциональное выгорание преподавателей и специалистов по психологии оказывается только отрицательным феноменом. Быть может, в некоторых случаях напряженные и дистрессовые условия становятся значимым обстоятельством для переосмысления себя и собственной работе и для дальнейшего формирования? Целесообразно вспомнить, что в возрастной психологии и психологии развития непосредственно кризисы считаются обстоятельством самого формирования, о чем заявлял еще Л. С. Выготский. Любопытно, что многочисленные авторы (к примеру, Л. Портер и Э. Лоулер) полагают, что самостоятельно удовлетворение работой считается результатом эффективной работы, когда сотрудник преодолевает разнообразные трудности, образующиеся в работе. Рассматривая эмоциональное выгорание в труде врачей, Т. Б. Коклубовская сообщает, что при значительной удовлетворенности собственной работой, при увеличении профессионализма и признании итогов собственного работы, «выгорание» сотрудника преобразуется в «горение», которое не только лишь дает возможность функционировать лучше, однако даже и возобновляет увлеченного собственным занятием специалиста, к примеру, через знаменитую педагогам и специалистам по психологии «подпитку» от воспитанников (Коклубовская Т. Б., 2014). Остается только проблема установления меры, максимально возможных нормативов психолого-педагогических нагрузок, преобладание которых приводит к отрицательным индивидуальным нарушениям в том числе и у хорошо подготовленных специалистов.
Подобным образом, кроме раскрытия отрицательных результатов профессиональных стрессов, вызывающих эмоциональное выгорание преподавателей и специалистов по психологии, необходимо исследовать и подобные непростые требование их работы, которые, напротив, привносили бы в работу специальные смыслы и в целом не разрушали состояние здоровья и нервную систему, но поспособствовали ее обогащению и формированию. При этом немаловажно все больше совершать упор на формировании персонального стиля работы, дозволяющего и педагогу, и специалисту по психологии правильнее понимать и совершенствовать собственный креативный потенциал, не только лишь ориентируя его на разрешение сложных внешних и внутренних вопросов, однако и применяя для поиска новых, наиболее увлекательных и креативных вопросов. Напомним, что основной целью любого работы — это разрешение вопросов («нет проблем — не нужен и работник»), и непосредственно в этом состоит каждая трудовая («эргатическая», по Е. А. Климову) функция. В том числе и в подборе специальности и в последующей квалификации человек определяется на те трудности, которые ему потребуется регулировать. К подобным вопросам, возможно, отнести и внутренние проблемы сотрудника, когда требуется основываться на личный источник, приемлемо рассчитывая его в трудных обстоятельствах, но затем и гордиться тем, что и другим людям можешь помочь. На данной основе, возможно, было бы не только лишь создавать единые психогигиенические и медицинские нормативы работы преподавателей и специалистов по психологии, однако и создавать у самих экспертов стремление формировать персональные нормативы («границы», «пределы») собственных нагрузок на определенной стадии собственного профессионального развития.
1. 4 Понятие самооценки и уверенности в себе в психологии и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием у педагогов начальной и средней школы
В зарубежной психологии понятие самооценки изучали М. Розенберг, С. Куперсмит, Р. Бернс и др. В работах М. Розенберга самооценка понимается как «отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я» [9, с. 14]. Под самооценкой С. Куперсмит понимал «отношение индивида к себе, складывающееся постепенно, приобретающее привычный характер; проявляется как одобрение или осуждение. Самооценка дает личности определенную степень убежденности в своей самоценности и значимости. Самооценка – сложное образование, которое состоит из оценочного и аффективного компонентов» [9, с. 14].
С позиций Р. Бернса и ряда других авторов самооценка не является самостоятельным образованием и отождествляется с эмоционально-ценностным самоотношением, не имея автономного статуса в Я-концепции. Согласно Р. Бернсу, «основными компонентами Я-концепции являются: образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе; самооценка – аффективная оценка этих представлений, которая может быть различной интенсивности, т. к. определенные черты образа «Я» способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием; потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой» [5, с. 197]. Так, самооценка представляет собой один из компонентов Я-концепции в целом, связанный с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. Согласно Р. Бернсу, «важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа реального Я с образом идеального Я. Тот, кто достигает в реальности качеств и черт, входящих в его идеальный образ Я, имеет высокую самооценку. В случае, если индивид ощущает разрыв между данными качествами и реальностью собственных достижений, его самооценка, как правило, является низкой» [5, с. 138]. У. Джеймс рассматривал самооценку как результат соотношения успеха и уровня притязаний. Согласно психологу, «уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п. ), идеальная цель его будущих действий. Успех – это факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий» [29, с. 293]. Отечественные психологи рассматривают самооценку как сложное личностное образование и принадлежит к фундаментальным свойствам личности. Согласно В. С. Мухиной, «самооценка отражает то, что человек узнает о себе от других и своей деятельности, направленной на понимание своих действий и личных качеств. Отношение человека к самому себе – это новейшее формирование в системе мировоззрения. Но, несмотря на это, самооценка занимает особое место в структуре самооценки человека [30, с. 224]. Самооценка рассматривается как центральный компонент самосознания в целом. По определению Б. Г. Ананьева, «самооценка - это сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного «Я», являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности» [2, с. 196]. По мнению А. Р. Темиевой, «самооценка личности представляет собой системообразующее ядро индивидуальности, определяющее поступки и жизненные позиции человека, уровень его притязаний, способность совершенствоваться, работая над собой, актуализировать свой потенциал и использовать его в жизнедеятельности. Самооценка задает стиль поведения, детерминируя динамику и направленность развития субъекта [44, с. 108]. В отечественной психологии чаще всего структуру самооценки рассматривают как совокупность двух компонентов – когнитивного и эмоционального. Первый компонент вбирает в себя индивида о себе, второй - его отношение к себе. В ходе оценивания себя эти компоненты функционируют в единстве. При этом, знания о себе у индивида приобретаются в социальных контактах, закрепляются собственными эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания [41, с. 229]. Современный ученый Р. Шукуров считает, что «важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Отсюда, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности» [50, с. 93]. С понятием самооценки тесно связано понятие уверенности в себе, которая проявляется в различных сферах (общении, деятельности и т. п. ). Она рассматривается как интегративно-личностное свойство, качество, психическое состояние, переживание, чувство, способность к самовыражению, как высокая стабильная самооценка и как принятие себя. Впервые понятие уверенности в себе сформулировал Ульрихи, определяя его в качестве «способности индивида предъявлять требования запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Уверенность проявляется в способности разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмелиться их проявлять (свобода от социального страха) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки)» [38, с. 136]. В отечественной психологии признается, что феномен уверенности в себе представляет собой сложное интегративное образование, которое включает следующие компоненты: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. По мнению Е. А. Серебряковой и А. М. Прихожан, личностный компонент уверенности в себе – это высокий уровень самооценки и самоуважения личности. Он отражает личностную позицию индивида, который осознает, свои достоинства и недостатки, собственные сильные и слабые стороны, стремиться к самодостаточности [42, с. 63]. Когнитивный компонент уверенности в себе отражает силу убежденности индивида в собственной эффективности. Этот компонент, по мнению В. Г. Ромека, представляет собой «убеждение человека в том, что он способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов в какой-нибудь деятельности» [39, с. 5]. Основанием для этого служит термин «самоэффективность» А. Бандуры. Под самоэффективностью понимается «убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации, в определенных условиях, вера в успех этих действий, что сопровождается предпочтением более сложных задач, постановкой достаточно трудных целей и проявлением упорства, настойчивости при их достижении» [42, с. 64]. Когнитивный компонент предполагает знание того, что такое уверенность, чем она может быть полезна в жизни, а также понимание преимуществ уверенного поведения [31, с. 60]. Эмоциональный компонент уверенности в себе характеризует «смелость» человека в социальных контактах. Как отмечает В. Г. Ромек, «сюда входит умение управлять своими реакциями, умение сдерживаться, проявлять спокойствие, стабильность и уравновешенность» [39, с. 6]. Интегральным компонентом уверенности в себе выступает поведенческий, который обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого репертуара уверенности в себе. Человек проявляет инициативу, использует определенные правила, которые образуются из отдельных навыков демонстрации уверенности, применение отдельных техник, позволяющих позиционировать себя как уверенного человека [13, с. 72]. Как отмечает В. Г. Ромек, «центральным компонентом уверенности в себе является позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющееся в ситуациях общения, предполагающих личную вовлечённость индивида. Уверенность в себе тесно (позитивно) связана со смелостью и с инициативой в социальных контактах» [39, с. 7]. Представители системного подхода А. И. Крупнов и М. А. Селиверстова определяют уверенность как «интегральное, базовое, системное свойство личности, имеющее многомерное строение. Уверенность – это базовое свойство личности, которое присуще личности на протяжении всего ее жизненного пути и начинает формироваться в раннем детстве. Основными структурными образованиями уверенности являются три подсистемы: инструментально-целевая, обеспечивающая единство целей, приемов и способов осуществления уверенности; мотивационно-продуктивная, объединяющая побудительные и результативные характеристики и, наконец, рефлексивно-аэргическая» [40, с. 180]. В работе С. З. Гончарова уверенность в себе рассматривается как важнейшее качества личности. Согласно психологу, «уверенность в себе тесно связана с такими личностными характеристиками, как самостоятельность в выборе, решительность, настойчивость в достижении цели, умение отстаивать свое мнение и корпоративную точку зрения, умение находить общий язык с большинством людей и так далее» [13, с. 73]. По мнению Н. Ю. Будич, «уверенность в себе является фактором личностного самоопределения. Необходимыми условиями формирования уверенности в себе являются личный опыт индивида, обратная связь при преобладании позитивного поддержания успешных попыток реализации личных целей. Уверенность в себе является одной из форм субъективной уверенности и представляет собой структурное образование, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность» [8, с. 11]. Рассматривая связь уверенности в себе и самооценки, М. И. Старов указывает, что «для формирования уверенности в себе важна позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок» [43, с. 11]. Таким образом, важнейшую роль в развитии личности играют самооценка и уверенность в себе. Самооценка представляет собой центральный компонент самосознания, включающий знание о своих качества и их оценочное отношение, что проявляется в поведении. Уверенность – это комплексная личностная характеристика, отражающая позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, степень смелости и инициативности в социальных контактах. Самооценка и уверенность в себе образуют уверенное поведение — репертуар навыков, обеспечивающий самореализацию человека в соответствующей социальной среде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|