Виды гипотез в ППЭ
■ Итак, в ходе ППЭ или при работе с «экспериментальными патопсихологическими методиками» в целях обследования здорового человека психолог использует квазиэкспериментальный подход в виде «анализа единичного случая». Как экспериментатор, он задает функциональные пробы и проверяет гипотезы на признаках — назовем их гипотезами первого уровня. Он может использовать затем данные индивидуального обследования для сравнения групп испытуемых. Отличие групп в патопсихологическом исследовании задано фактором болезни. При межгрупповой схеме исследователь не только описывает, в чем специфика психических процессов у испытуемых определенной нозологической принадлежности, но и рассматривает выявленные отличия как следствия этого фактора. Он отвечает тем самым на вопрос, почему наблюдаются такого типа нарушения. Назовем эти гипотезы собственно исследовательскими, или гипотезами второго уровня. Кроме того, психолог решает и собственно диагностические задачи, поскольку в каждом отдельном случае для каждого испытуемого проверяет гипотезы о «норме» или искажении показателей деятельности в ППЭ по тому или иному типу. В рамках данной главы не может быть рассмотрена проблема уровневого соотнесения патопсихологических симптомокомплексов, или синдромов, и психопатологических, выделенных на основании психиатрических критериев. Но следует отметить, что решение диагностических задач — при цели подготовки психологического заключения в условиях клиники — предполагает специальную квалификацию психолога в области медицинской психологии. Используемые при этом диагностические гипотезы (о структурах и классификациях симптомокомплексов) рассматриваться здесь не будут. Однако краткую характеристику источника их возникновения применительно к ситуации обследования в клинике следует привести. Если первым источником возникновения гипотез в ППЭ являются знания об общих закономерностях психической регуляции деятельности, которая инициируется в конкретной методике, то второй источник — это профессиональные знания по медицинской психологии о том, какие именно закономерности психической деятельности могут быть видоизменены, какие звенья могут быть нарушены в случае принадлежности испытуемого к группе с определенным общим радикалом нарушений.
Первоначальный «веер» рабочих гипотез относительно того, что нужно «проверять» у данного человека в данной конкретной ситуации, возникает до обследования на основе анамнестических сведений, в результате анализа истории болезни и общей ситуации, возникновение которой привело к необходимости патопсихологического обследования. При работе со здоровым испытуемым психолог ставит только задачу выявления признаков с точки зрения гипотез первого уровня и руководствуется представлениями о «норме» их проявления. В любом случае психолог должен выявить характерные именно для данного испытуемого способы выполнения заданий. Таким образом, его первоочередной задачей всегда является проверка гипотез первого уровня. Ориентиры для проверки этих гипотез подготовлены предварительным апробированием заданий — как экспериментальных воздействий — на представительных выборках, и, выбирая методику, психолог одновременно использует результаты проверки гипотез второго уровня — о зависимости показателей от принадлежности к той или иной группе здоровых или психически больных. Если рассматривать названные два уровня гипотез в соответствии с целями обследования, то нужно признать, что в качестве отправных точек качественного анализа единичного случая гипотезы первого уровня выступают лишь постольку, поскольку предварительно были проверены «первичные» исследовательские гипотезы о связи признаков определенной структурно-функциональной регуляции деятельности
человека с требованиями ситуации. Эти гипотезы направляют поиск теоретических моделей структурно-функциональной регуляции психической деятельности, а соответствующие патопсихологические исследования дают эмпирический материал для развития общепсихологической теории. При реализации патопсихологического исследования на основе межгрупповых схем, сопоставляющих заранее отличающиеся группы (по признаку нозологической принадлежности испытуемых), проверяемые гипотезы второго уровня направляют анализ опытных данных уже не в ситуации самого обследования. Сравнение данных экспериментальной и контрольной групп осуществляется после реализации полной экспериментальной (а точнее, квазиэкспериментальной) схемы. Полученные при их проверке отправные точки психологического анализа используются для квалификации индивидуального случая. Исследуя тот или иной вид познавательной деятельности, психолог осуществляет одновременно косвенное изучение личности человека, проявляющейся в его отношении к ситуации, к самому себе, к материалу заданий, к экспериментатору. Но и анализируя личностные особенности, в частности степень критичности, психолог продолжает проверять гипотезы первого уровня — о признаках. Те же свойства познавательной или личностной сферы, выявленные в заданиях, начинают выступать в новом качестве, если проверяются диагностические гипотезы, поскольку теперь психолог рассматривает те же признаки сквозь призму симптомокомплекса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|