Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды гипотез в ППЭ




Итак, в ходе ППЭ или при работе с «экспериментальными пато­психологическими методиками» в целях обследования здорового че­ловека психолог использует квазиэкспериментальный подход в виде «анализа единичного случая». Как экспериментатор, он задает функ­циональные пробы и проверяет гипотезы на признаках — назовем их гипотезами первого уровня. Он может использовать затем данные ин­дивидуального обследования для сравнения групп испытуемых. Отли­чие групп в патопсихологическом исследовании задано фактором бо­лезни. При межгрупповой схеме исследователь не только описывает, в чем специфика психических процессов у испытуемых определенной нозологической принадлежности, но и рассматривает выявленные отличия как следствия этого фактора. Он отвечает тем самым на воп­рос, почему наблюдаются такого типа нарушения.

Назовем эти гипотезы собственно исследовательскими, или гипо­тезами второго уровня. Кроме того, психолог решает и собственно


диагностические задачи, поскольку в каждом отдельном случае для каждого испытуемого проверяет гипотезы о «норме» или искажении показателей деятельности в ППЭ по тому или иному типу. В рамках данной главы не может быть рассмотрена проблема уровневого соот­несения патопсихологических симптомокомплексов, или синдромов, и психопатологических, выделенных на основании психиатрических кри­териев. Но следует отметить, что решение диагностических задач — при цели подготовки психологического заключения в условиях кли­ники — предполагает специальную квалификацию психолога в обла­сти медицинской психологии.

Используемые при этом диагностические гипотезы (о структурах и классификациях симптомокомплексов) рассматриваться здесь не будут. Однако краткую характеристику источника их возникновения применительно к ситуации обследования в клинике следует привести. Если первым источником возникновения гипотез в ППЭ являются знания об общих закономерностях психической регуляции деятельно­сти, которая инициируется в конкретной методике, то второй источ­ник — это профессиональные знания по медицинской психологии о том, какие именно закономерности психической деятельности могут быть видоизменены, какие звенья могут быть нарушены в случае при­надлежности испытуемого к группе с определенным общим радика­лом нарушений.

Первоначальный «веер» рабочих гипотез относительно того, что нужно «проверять» у данного человека в данной конкретной ситуации, возникает до обследования на основе анамнестических сведений, в ре­зультате анализа истории болезни и общей ситуации, возникновение которой привело к необходимости патопсихологического обследования. При работе со здоровым испытуемым психолог ставит только задачу выявления признаков с точки зрения гипотез первого уровня и руко­водствуется представлениями о «норме» их проявления. В любом случае психолог должен выявить характерные именно для данного испытуе­мого способы выполнения заданий. Таким образом, его первоочеред­ной задачей всегда является проверка гипотез первого уровня.

Ориентиры для проверки этих гипотез подготовлены предвари­тельным апробированием заданий — как экспериментальных воздей­ствий — на представительных выборках, и, выбирая методику, пси­холог одновременно использует результаты проверки гипотез второго уровня — о зависимости показателей от принадлежности к той или иной группе здоровых или психически больных.

Если рассматривать названные два уровня гипотез в соответствии с целями обследования, то нужно признать, что в качестве отправ­ных точек качественного анализа единичного случая гипотезы перво­го уровня выступают лишь постольку, поскольку предварительно были проверены «первичные» исследовательские гипотезы о связи призна­ков определенной структурно-функциональной регуляции деятельности


человека с требованиями ситуации. Эти гипотезы направляют поиск теоретических моделей структурно-функциональной регуляции психи­ческой деятельности, а соответствующие патопсихологические иссле­дования дают эмпирический материал для развития общепсихологи­ческой теории. При реализации патопсихологического исследования на основе межгрупповых схем, сопоставляющих заранее отличающие­ся группы (по признаку нозологической принадлежности испытуемых), проверяемые гипотезы второго уровня направляют анализ опытных данных уже не в ситуации самого обследования. Сравнение данных экспериментальной и контрольной групп осуществляется после реа­лизации полной экспериментальной (а точнее, квазиэксперименталь­ной) схемы. Полученные при их проверке отправные точки психоло­гического анализа используются для квалификации индивидуального случая.

Исследуя тот или иной вид познавательной деятельности, психо­лог осуществляет одновременно косвенное изучение личности чело­века, проявляющейся в его отношении к ситуации, к самому себе, к материалу заданий, к экспериментатору. Но и анализируя личностные особенности, в частности степень критичности, психолог продолжа­ет проверять гипотезы первого уровня — о признаках. Те же свойства познавательной или личностной сферы, выявленные в заданиях, на­чинают выступать в новом качестве, если проверяются диагностичес­кие гипотезы, поскольку теперь психолог рассматривает те же при­знаки сквозь призму симптомокомплекса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...