Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и регуляции принятия интеллектуальных решений




и регуляции принятия интеллектуальных решений

в диалоге

«Принятие интеллектуальных решений» в диалоге с компьютером применительно к психологическим исследованиям и прикладным, рассматривающим эргономические аспекты использования программ­ного обеспечения, затрагивается в следующих контекстах. Во-первых, в качестве термина, охватывающего разные виды мыслительной дея­тельности, где для решения задачи необходим выбор из альтернатив, предполагающий не «автоматическое» следование заданным критери­ям, а их самостоятельное образование или экспликацию субъектом решения. Причем в регуляцию таких решений могут входить не только познавательные усилия, но и другие виды и уровни психологического опосредствования принятия решения: динамика личностных ценнос­тей, мотивов и смыслов. Во-вторых, в качестве «маркера» такого свой­ства диалоговых систем, как зависимость целевой направленности вы­полняемых последовательностей директив от стратегии пользователей (или управляющих действий человека).

Как следует из изложенных выше исследований, вопросы о том, «кто» и «кем» управляет в диалоге, — это скорее вопросы об опреде­лении типа компьютеризации эксперимента. Но для психологическо­го анализа важным является также вопрос об уровне регуляции или о типе мыслительной деятельности при принятии решений в диалоге. Ниже нами будут приведены два примера исследований, где проде­монстрированы эффекты преобразующей роли использования ком­пьютера, идентифицированные по изменению субъектом уровня ори­ентиров для принятия решений и мотивационного влияния компью­теризации ситуации.

Пример исследования опосредствованных форм мышления в диало­ге. В нашей работе, посвященной анализу мыслительных стратегий испытуемого в ситуации лабораторных экспериментов на игровом материале, принятие решения выступало конечным этапом экспери­ментальной процедуры [Корнилова, Тихомиров, 1990]. Форма вклю­чения компьютера в его подготовку менялась в разных сериях, но по


инструкции в любой из них испытуемый мог давать ответ и без обра­щения к процедуре получения данных о возможных преобразованиях заданной ситуации от компьютера. В качестве аналога независимой переменной в нем выступила вариация типа диалога и соответственно типа получаемых данных, отличающихся в разных сериях в плане воз­можности перспективного анализа задачи и вычленяемых ориентиров для оценки «лучшего хода» в позиции игры «калах». В качестве зависи­мых переменных сравнивались как количественные параметры реше­ний, так и качественные особенности стратегий человека, реконст­руируемых на основе использования протоколов «рассуждений вслух». Сопоставление этих показателей с характеристиками диалога (в раз­вертке его внешней структуры: вид запроса — получение ответа) по­казало следующее.

Компьютерные данные могли сополагаться субъектом с самосто­ятельно найденными альтернативами как два разных (и довольно чуж­дых друг другу по типу анализа задачи) плана решений. И принятие решений подразумевало в этих случаях выбор, какому из двух планов отдать предпочтение. Любопытно, что в используемых игровых зада­чах большинство испытуемых отдали предпочтение своим, т. е. само­стоятельно обоснованным на уровне комбинационной игры, а не ма­шинным альтернативам.

Совсем иная ситуация решения возникала в тех сериях, где испы­туемый имел возможность видоизменять собственные ориентиры на основе запрашиваемых в диалоге сведений о перспективах возможных изменений игровой ситуации. Тогда уровень его альтернатив включал «подтягивание» первоначальных средств визуально-вербального ана­лиза ситуации задачи к таким новым единицам анализа, за которыми стоит раскрытие принципов построения компьютерных ориентиров (как перспективно-обобщающих характеристик ситуации при задан­ной глубине ее развертки). Такое преобразование самой мыслитель­ной деятельности было названо опосредствованностью интеллекту­альных решений, и оно не наступало автоматически вследствие ком­пьютеризации процедуры решения. Ему предшествовало изменение внутренней структуры диалога — как структурирование самим испы­туемым соотнесения непосредственно обнаруживаемых и получаемых с помощью компьютера сведений. Человек должен был самостоятель­но развернуть поисковую активность по сопоставлению прежних и образованию новых единиц обследования игровой ситуации.

Не всем это удавалось. Ряд испытуемых не перешли к «опосред­ствованному» мышлению, принимая решения по «табличной» стра­тегии выбора альтернатив, т. е. не раскрыв для себя новых средств ана­лиза ситуации, хотя формально и решили задачу, назвав какой-то ход в качестве лучшего решения.

Даже если не обсуждать обнаруженные тонкости регуляции раз­ных типов интеллектуальных стратегий в использованных ситуациях


принятия решения — в безмашинном варианте и при разных типах диалога с компьютером, то все же нельзя не сделать следующего вы­вода. Переменная «решение в условиях диалога с компьютером» и «без­машинное решение» сама по себе не определяет изменений структур мышления человека. Более важной оказывается другой эксперимен­тальный фактор: тип данных, предоставленных испытуемому в диало­ге, причем в совокупном анализе с активностью самого субъекта мышления в построении нового уровня ориентиров решений.

Любая новая форма диалога, предоставляющая испытуемым-пользователям возможность изменять свои представления о структуре задачи и характере альтернатив, учитываемых ими при принятии ре­шений, становится системой поддержки принятия решений только при определенных условиях и отнюдь не для каждого потенциального пользователя. Критерий преобразования внутренней структуры интел­лектуальных решений является не менее важным психологическим показателем реализации функции «поддержки» решений, чем изме­нение сценария или внешних средств в диалоге.

Надо отметить также, что проблематика переструктурирования самой мыслительной деятельности при принятии человеком интел­лектуальных решений в диалоге (или при разном типе компьютерных данных) плохо ассимилирована прикладными работами, поскольку требует психологических реконструкций тех внутренних планов дей­ствий человека, которые не только могут быть неоднозначно интер­претированы по реализованной структуре действий в диалоге, но и заведомо не сливаются с внешними структурами «взаимодействий». Кроме того, психологические реконструкции вне заданных когни­тивной психологией рамок интерпретаций часто не вмещаются в по­зитивистские схемы анализа результатов, поскольку требуют вклю­чения в объяснение наблюдаемых феноменов таких психологических понятий и представлений, которые являются сугубо гипотетически­ми. Здесь имеется в виду то понимание термина «гипотетический кон­структ», которое было введено X. Хекхаузеном [1986], но и ранее присутствовало в отечественных экспериментальных работах в каче­стве обоснований предполагаемых базисных процессов, апелляция к которым позволяет реконструировать психологическое объяснение. Достаточно вспомнить исследования соотношения научных и житей­ских понятий в культурно-исторической школе Л. С. Выготского или исследование развития памяти на основе методики «двойной стиму­ляции» А. Н. Леонтьевым.

Исследование структурирующей функции мотива в компьтеризо-ванной процедуре методики «Уровень притязаний». Наряду с экспери­ментами, направленными на изучение операционально-технических компонентов деятельности в условиях ее компьютеризации, проведе­ны исследования влияний использования компьютеров на мотиваци-онную сферу субъекта мышления.


Так, в работе О. Арестовой варьирование условий диалога обеспе­чивало изменение содержания актуализируемой мотивации [Аресто-ва, Бабанин и др., 1995]. Одной из основных исследовательских задач ее диссертационной работы являлось изучение специфических форм проявления структурирующей функции мотива в мыслительной дея­тельности испытуемого, участвующего в компьютеризованном пси­хологическом эксперименте. Сравнивались ситуации решения задач, предполагавшие развитие процессов целеобразования, в двух услови­ях: компьютеризованном и обычном (безмашинном) вариантах. Ис­пользовался методический прием выбора испытуемым задач разной сложности, известный в психологии как методика «Уровень притяза­ний».

Самостоятельной задачей стала разработка компьютеризованной процедуры реализации этой методики. В диалоге обеспечивались и предъявление задач, и оценка результативности их решения, и изме­нение сложности предъявляемых «стимулов». Укажем также, что экс­периментальная ситуация применения компьютера имела здесь до­полнительные функции «маскировки» некоторых аспектов регуляции процедурной части методики: подбор задач (по запрошенному испыту­емым номеру), механизм оценивания решения (и тем самым коррек­ция сообщения об успешности или не успешности решения). Компью­терная форма исполнения испытуемым решения позволяла здесь также обеспечивать оперативность обратной связи. Круг оцениваемых пара­метров решения (всего таких параметров было 20) превосходил тот объем признаков, которые могли бы быть использованы эксперимен­татором при оценке качества предложенного испытуемым решения.

В диалоге задавались также две стратегии оценивания: «поддержка успеха» и «усугубление неуспеха», когда специально сглаживалось или акцентировалось неприятное впечатление от неудачного решения. По отношению к этому второму введенному в схему исследования фак­тору было показано, что он в меньшей степени влиял на особенности мыслительной деятельности. Увеличение эмоциональной насыщенно­сти диалога с компьютером не способствовало актуализации собственно познавательной мотивации, поскольку было адресовано в первую оче­редь к личностной сфере (на уровне самооценок).

Основной же экспериментальный фактор (компьютеризованная и обычная ситуации уровня притязаний) вызвал такие изменения в оцениваемых параметрах целеполагания, которые позволили автору установить изменение актуализируемой в ходе выбора и решения за­дач мотивации и рассматривать изменения целеполагания как резуль­тат воздействия компьютеризованной формы проведения опытов. Од­ним из последствий компьютеризации эксперимента выступило сни­жение субъективной ответственности испытуемых за собственные действия вследствие отсутствия непосредственного внешнего контро­ля, его опосредствованности и отсроченности во времени.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...