Методика «классификация понятий»
Методика «классификация понятий» Испытуемому дается набор карточек с написанными (напечатанными) на них словами (см. Приложение II). Процедура проведения методики включает три этапа. Первый этап начинается с предъявления так называемой «глухой» инструкции: испытуемому предлагается «разложить, что к чему подходит». В случае если испытуемый задает вопросы, прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: «Начинайте, увидите сами». После того как испытуемый самостоятельно сформировал несколько мелких групп, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем происходит переход ко второму этапу выполнения задания. Инструкция испытуемому на втором этапе: «Вы верно объединили отдельные карточки в группы и дали им короткие названия. Продолжайте работу таким же образом». После того как все карточки оказались помещенными в группы и всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к третьему этапу методики. Инструкция испытуемому на третьем этапе: «Точно так же, как вы объединяли карточку с карточкой в отдельные группы и давали им названия, объедините теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия». Если испытуемый на этом этапе формирует больше трех групп, ему предлагается сформировать две-три группы. В протоколе экспериментатором фиксируются этапы выполнения задания, названия предметов, объединяемых в группы, называния групп, а также собственные вопросы и ответы на них испытуемого. На этом эксперимент заканчивается, и экспериментатор приступает к анализу результатов.
Анализ результатов к методике «классификация». В общем виде этот анализ сводится к квалификации доминирующего типа обобщения, выделению признаков, используемых в качестве основы для объединения карточек в группы. На этом основании делается вывод о степени выраженности в мышлении испытуемого конкретности или обобщенности выделенных им оснований для формирования групп предметов. Большое значение при этом имеет то, на каком этапе выполнения методики испытуемым допущены те или иные ошибки, отстаивались ли им свои принципы объединения предметов в группы, использовалась ли помощь экспериментатора, какие еще особенности мышления проявились в классификации. Так, если на втором этапе испытуемый сформировал группы «диких животных», «домашних животных», «летающих», «водоплавающих» и на третьем этапе отказывается объединить все эти группы или отдельные из них в одну, то это свидетельствует о выраженности использования конкретных, детализированных признаков в направленности мышления испытуемого. Если же такое объединение происходит легко, самостоятельно, без указания со стороны экспериментатора на необходимость укрупнения групп, то нет оснований для указания на конкретность мышления. Важным является затрудненность или легкость поиска обобщающих понятий, которые должны лежать в основе объединения карточек в крупные группы. Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединил группы и адекватно подобрал обобщающие названия, то у экспериментатора есть основания считать, что мышление испытуемого характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне. Кроме того, анализ поведения испытуемого в ходе исследования позволяет говорить о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости; эти предположения проверяются с помощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объединения групп, дискредитации экспериментатором тактик испытуемого или похвал при ошибках. Ригидность в этой методике при анализе мышления обнаруживается в трудностях переключения, перехода от уже сформированной группы к другой, еще только формируемой, а также в использовании одного основания или сходных оснований для формирования различных групп.
Методика «толкование пословиц и метафор» Испытуемым предлагаются последовательно пословицы и метафоры (Приложение III). Требуется пояснить, в чем заключается их смысл, в каких ситуациях эти пословицы или метафоры используются, что хотят доказать, когда их употребляют. Методика направлена на выяснение понимания переносного смысла содержания условных обобщенных языковых выражений. Понимание условного смысла их невозможно без отвлечения от конкретного содержания, конкретных значений, носителем которых является предлагаемое словесное выражение. Необходим также свободный перенос выявленного обобщенного смысла на другие ситуации, т. е. отвлечение, абстрагирование от когерентной ситуации и направленное выделение ряда ситуаций, случаев, по отношению к которым верна пословица или метафора. Протокол, как и во второй методике, носит свободный характер и включает интерпретации испытуемым предъявленных пословиц и метафор. Анализ результатов к методике «толкование». Анализ результатов строится на выявлении способностей испытуемого к указанным операциям, наличие или отсутствие которых является критерием выраженности обобщенности, отвлеченности или конкретности мышления. Например, при предъявлении пословицы «Не все то золото, что блестит» испытуемый начинает перечислять предметы, не относящиеся к золоту, но тем не менее блестящие; испытуемый без труда выделяет условный смысл указанных пословиц и метафор, легко формулирует его и адекватно переносит на другие ситуации. Это служит критерием для квалификации мышления испытуемого как обобщенного, которому доступны операции абстракции и отвлечения. В этой методике также может быть выявлена ригидность мышления, выраженная в трудностях переключения, перехода в интерпретациях смысла от одной пословицы к другой, в попытках перенести только что выявленный условный смысл одной пословицы на другую. В патопсихологическом исследовании эффективно применение данной методики с целью выявления такой характеристики мышления детерминированной мотивацией, как резонерство.
Например, метафора «светлая голова» вызывает у испытуемого выраженное эмоциональное оживление и следующие пояснения: «Светлая голова — это когда внутри все светло! И тайное становится явью! И нимб вокруг! » Особенности резонерства служат важным основанием диагностических заключений патопсихолога, выражая специфику личностных особенностей мышления у больных ряда нозологических групп. Характерного для больных типа резонерства в группе здоровых испытуемых трудно ожидать. Однако склонность к резонерству может выступить и в «норме». При анализе индивидуального случая эти особенности рассуждения испытуемого дают исследователю дополнительные сведения о позиции, отношении его к ситуации, часто характеризуют принятый тон общения с экспериментатором. Испытуемый может принять шутливый тон, и тогда в его толкованиях пословиц и метафор насмешливость по отношению к себе или к возможности буквализации обобщенных мыслей примет оттенок резонерства. Примеры интерпретаций пословиц студентами при выполнении задания, в которых можно отметить также аспект резонерства: «Яблоко от яблони недалеко падает». — «Голос крови редко говорит шепотом! » — испытуемый смеется, резонерствующим является его тон — назидательный, поучающий. «Один в поле не воин». — «Необходим коллектив и коллектив! Коллектив — это звучит гордо! ». «Дружно не грузно, а врозь — хоть брось! » — этот испытуемый на все 7 пословиц давал быстрые ответы в виде пословиц же, как будто играя с экспериментатором в пинг-понг. У здоровых испытуемых резонерство проявляется в виде специально усложненного выражения сравнительно плоских суждений либо конкретных толкований, украшенных, например, специальной терминологией. «Не все то золото, что блестит». — «Блеск не является референтным признаком золота: определение должно производиться только по референтным признакам». «Куй железо, пока горячо». — «Это понятие сензитивного периода. Нужно ловить момент расположения духа другого человека». В последних примерах инструкция выявить условный смысл пословиц явно не выполняется, а конкретная интерпретация «украшена» внешней по отношению к их обобщенному значению терминологией.
Методика «пересказ коротких рассказов* Применение в патопсихологическом исследовании различных рассказов позволит оценить уровень мышления испытуемых, понимание ими смысла текста, способность передачи его после однократного предъявления. Важным моментом является определение степени обобщенности пересказа текста, т. е. передается ли испытуемым смысл рассказа на конкретном уровне, по существу с повторением предъявленного текста, либо такая передача осуществляется на обобщенном уровне, с использованием категориальных понятий. Кроме того, диагностически информативным показателем является степень личностной включенности испытуемого в процесс передачи смысла предъявленного рассказа: здесь важными являются его комментарии, характер возникающих ассоциаций и оценок, непосредственное привнесение в содержание пересказа личностных переживаний обобщенного смысла текста. Обычно в исследовании используется не один, а как минимум два рассказа, для того, чтобы создать различные степени трудности апеллировать к различным уровням обобщенности содержания текста. Выбор среди этих и других возможных функциональных проб определяет подготовку необходимого материала для выполнения задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|