Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности поэзии Серебряного века




Раздел 1. Теоретические аспекты изучения символизма

 

 Серебряный век – одно из самых загадочных и необычных явлений в русской культуре.

Время Серебряного века знаменательно весьма неспокойными историческими событиями. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Серебряный век является временем расцвета поэзии в России в конце 19 – начала 20 веков. В это время появляется множество поэтов, поэтических направлений, которые распространяли совершенно новую эстетику. Этому замечательному предшествовал так называемый «Золотой век», время которого пришлось на первую треть 19 века. По аналогии с названием «Золотого века» рассматриваемая нами культурная эпоха был названа «Золотым веком». Исследователи Серебряного века разделяются во мнении на счет того, кто является автором данного термина. Считается, что авторами могли быть писатель  философ Николай Бердяев, Николай Оцуп,  поэт Сергей Маковский. Но все же, большинство исследователей склоняются, что это был Николай Бердяев [18, 42].

Также не решенным остается проблема хронологических рамок Серебряного века. Исследователи условно определили этот период 90-е гг. 19 века - 20-гг 20 века. Но все-же на счет временных рамок существуют дискуссии, которые до сих пор не привели к единому мнению среди изучающих данный период. Серебряный век, по мнению большинства исследователей, начинается на рубеже 80-х — 90-х годов 19 века. Что касается конца рассматриваемой культурной эпохи, то литераторы до сих пор не могут прийти к единому мнению.

  По мнению одних исследователей, занимающихся исследованием данной темы, окончание Серебряного века совпадает с началом Гражданской войны. Другие исследователи полагают, что смерть Александра Блока и  казнь Николая Гумилёва способствовали прекращению Серебряного века. Приверженцы третьей точки зрения придерживаются точки зрения, что Серебряный век закончился после того, как Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством.

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Именно в это время раскрыли себя большого количества поэтов и писателей, возникло множество поэтических течений, направлений, внесших в русскую литературу новые элементы. 

  На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Довольно долгое время индивидуальное начало было значительно важнее коллективного, хотя оно тоже существовало, но только «в тени». Великая Октябрьская революция стала отправной точкой перемены в общественном и личном сознании. Теперь коллективное начало вытеснило индивидуальное начало, которое осталось существовать параллельно, но утратило ведущую позицию. Это сыграло большую роль в творчестве, в частности, поэзии Серебряного века.

Знатоки и ценители поэзии считают лирику Серебряного века весьма разнообразной, гармоничной и мелодичной. Поэты-музыканты оставили после себя музыку слов. Авторы стихотворений так гармонично сочинили свои произведения, что в их стихотворных текстах не было ни одного лишнего звука, каждая запятая и точка была к месту. Исследователи поэзии Серебряного века считали, что поэты, творившие в ту эпоху расшатали рифмованную силлаботонику, которая сформировалась в конце девятнадцатого века [18, с. 53]. Поэты рассматриваемого времени для своих поэтических текстов брали элементы русской словесности из давних времен, а также из стиховых новаций.

Символизм – первое творческое литературное течение, которое появилось в Серебряном веке. Несколько литераторов, которые стали называть себя символистами фактически совершили так называемый «эстетический переворот».  Представители этого направления предложили пересмотреть ценности, а также сделать их переоценку. В основе переоценки ценностей символисты положили вопрос, который существовал задолго до этого момента, соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве [19, с. 38].

История данной проблемы уходит своими корнями к тому времени, когда правительство России отменило крепостное право, а также стало проводить Великие реформы, впоследствии которых начало организовываться гражданское общество. Для решения данного вопроса появившееся в 60-х годах народники своей идеей ценности человека в приносимой пользе коллективу, подчинили коллективному началу индивидуальное, а личность подчинили обществу. Только в такой деятельности, как общественно-политическая личность может раскрыть себя полностью. Народники, деятельность которых распространялась на временные рамки  60-х - 80-х годах  19 века, добились распространению и укреплению в обществе своих идей, что привело к переменам в культурной жизни общества. Общественное сознание теперь поставило в приоритет политическую деятельность, задвинув на задний план философию, искусство и литературу. Символисты так называемый «эстетический переворот» противопоставили народникам и их идеологии.

Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П.Верлена, А.Ребо.

Исследователи русского символизма установили, что это литературное направление формировалось в два этапа, каждый из которых имеет свои временные рамки и мировоззренческими взглядами своих представителей.

 Время существования так называемых старших символистов – 90-е года 19 века. Наиболее известные представители старших символистов это Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус и др.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. Самой главной ценностью старших символистов стала красота, она же было главнейшим критерием оценки поэзии. Поэзия старших символистов отличается впечатляющей  музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных  озарений и чувств автора.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис, что способствовало появлению так называемого «младосимволизма». представленный Его представителями были такие яркие мастера поэзии, как Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Ю. Балтрушайтис. Идейным вдохновителем младших символистов исследователи считают русский философ Владимир Соловьев, взгляды которого характеризуются большой религиозностью. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании.

 Символисты в противоположность народникам утверждали индивидуальное начало, личность человека призвали считать равным по значению обществу и Господу, то есть человек становится самостоятельной, не от кого не зависимой сущностью. На сколько богат и прекрасен внутренний мир личность, тем она ценнее. Поэты - символисты в своем творчестве исследовали духовный мир, чувства, мысли и переживания человека, сделав их стержнем своего творчества [19, с. 97].

Кроме того, символисты, в частности А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и другие облагораживали эстетический вкус  читателя. Символисты взяли на себя смелость коснуться таких животрепещущих тем, к тому же запрещенных, как индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм. Благодаря символистам, которые старались перевести внимание читателей от политики на искусство, широкие слои общества стали по другому относиться к духовной деятельности. Предметом поэзии символистов стал человек, имеющий достоинства и недостатки.

Представители символистов пытались с помощью символов чувствительной форме  запечатлеть идею единства мира,  изображенную  в соответствии его  разных элементов, позволяющую  краски, звуки, запахи представить одно через другое [2, с. 64].

 Вслед за символистами, примерно в 10-х годах 20 века,  возникло новое литературное течение, которое называется акмеизм. В переводе с греческого языка это слово означает максимум, пик, цветение. Представители этого направления противопоставляли свое творчество символистам.

Акмеисты объявил освобождение поэзии от  стремлении символистов к «идеальному». Акмеисты стремились изменить эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

Стихотворные тексты теперь должны утратить многозначность и  плывучесть образов, усложненная метафоричность должна упроститься. Поэтам необходимо, по мнению акмеистов, возвратиться к материальному миру, к «естественной» стихии. Также в основе творчества акмеистов реальность образов, конкретика и предметность тематики, четкость и точность слова и мысли. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях. По словам критика это литературное течение представляет собой «искусство точно вымеренных и взвешенных слов» [19, с. 127].

Наиболее яркими представителями акмеизма были  Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, М. Кузмин.

 В одно время с акмеизмом появилось следующее течение в литературе - футуризм. Время появления футуризма совпадает с рассмотренным акмеизмом, то есть в 10-х годах 20 века.

Литературоведы, которые занимались исследованием творчества  Серебряного века считают Игоря Северянина автором термина «футуризм». Русский поэт Северянин выпустил в 1911 году сборник, который назывался  «Пролог. Эго-футуризм». К наиболее ярким членам литературного направления футуристов можно отнести В.В. Маяковского, Д. Бурлюка, А.Крученых, И. Северянина и других поэтов.

 Представители футуристов в противовес символизму вернулись к утверждению приоритета  коллективного начала над личным в искусстве и общественной жизни.  Они перестали рассматривать человека объектом своего творчества, видя в нем только безликий  общественный элемент. Футуристы считали равными объектами человека, машины, станки, поставив их в один ряд. «Бунтарство» футуристов можно выделить в том, что они посчитали нужным отвергнуть давние достижения культуры и  советовали скинуть их с «парохода современности» [2, с. 110]. Религию футуристы считали пережитком старой культуры.

К особенностям этого литературного направления литературоведы относят: бунтарство,  консерватизм мировоззрения,  проявление широких настроений толпы. Футуристы не поддерживали устоявшиеся культурные традиции. Поэты – футуристы своим творчеством пытались устремиться в будущее. При попытки создания так называемого «искусства будущего», представители этого творческого направления отрицали наследия прошлой культуры, призывали отойти от традиционной культуры. Кроме того, они продвигали    эстетику урбанизма и машинной индустрии. В творчестве этого литературного направления ощущался мятеж против принятых норм стихотворной речи.

Исследователи отмечали своеобразное  экспериментаторство в зоне ритмики, рифмы. В стихах видна направленность на произносимый стих, а также прослеживается лозунг. Поэты – футуристы делали попытку создать «заумный» язык.

Футуристы в своих стихотворных творениях настраивали читателя против морали, культуры, отношений буржуазного общества. Может быть именно поэтому, первый сборник, который выпустили в издание футуристы имеет название, весьма вызывающее для того времени «Пощечина общественному вкусу». Они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу».  Эти поэты стремились разрушить   возникшую ранее систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом. 

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профессиональными художниками.

Исследователи творчества этого направления в литературе форму стиха у футуристов называют «революционной» [2, с. 64]. Кроме того, стихотворная форма не зависит от содержания. В стихах футуристов прослеживается стремление к эпатажу.

В России рассматриваемое творческое направление в литературе было разделено на четыре группы.

Наиболее яркими представителями первой группы были Игорь Северянин и Иван Игнатьев, это были так называемые петербургские эгофутуристы. Вторую группу представляли Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев, они называли себя московские эгофутуристы, представителями третьей, московской группы «Центрифуга» были Борис Пастернак и Николай Асеев. Наконец, представители четвертой группы, а именно Владимир Маяковский, Алексей  Крученых и другие, называли себя  «Гилея».

Следующее литературное творческое течение, которое сформировалось  в нашей стране 1910-е годы – это имажинизм. Исследователи утверждают, что причина образования имажинизма, в том, что  устоявшаяся культурная система не смогла соответствовать ускоряющимся ритмам современной жизни. Молодые поэты не остались в стороне, наблюдая, как распадается одна  картины мира и  устанавливается другая, альтернативная [19, с. 74].

      Наиболнее яркими представителями этого литературного направления считаются Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич, Сергей Есенин и др.

      Следует упомянуть, что в Серебряный век творили поэты, не принадлежавшие ни к какому литературному течению. Это были поэты вне направлений, которые не принимали участия в литературных спорах. К таким поэтам относятся М. Цветаева, М. Волошин, М. Кузмин.

К их числу также принадлежал оригинальный поэт Саша Черный. Настоящие имя, фамилия и отчество этого неординарного поэта - Александр Михайлович Гликберг Он был ярким приверженцем сатирической поэзии. Особенность Саши Черного в неприятии большинства поэтических нововведений модернизма. Исследователи отмечали, что этот поэт не  только бытописец толпы, но и ее обличитель. А также он судья гражданского бессилия и в то же время защитник человеческой незащищенности.  Этот мастер поэзии призывал жить по чести, совести и любви, вразумлял  читателей жить достойно.

Знатоки литературы считают творчество неординарного поэта Саши Черного  неповторимым и уникальным явлением в русской поэзии начала ХХ века. Его стихи своеобразны; их можно отнести к сатирической лирике или лирической сатире, в них сочетаются искренность, беспощадность и в то же время душевную боль. О себе он писал: «В литературном прейскуранте/Я занесен на скорбный лист: /Нельзя, мол, отказать в таланте, /Но безнадежный пессимист» [18, с. 105]. В этих строках чувствуется некий душевный надрыв, пессимизм,  этим, скорее всего можно отличить стихи  данного мастера поэзии от произведений других поэтов Серебряного века.

    Следует упомянуть о существовании в Серебряном веке «новокрестьянская поэзия». Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества. Вместе с тем им были внятны и стилевые устремления «русского модерна».

   Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин.  

В поэтике серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. Перестраивается тематический строй лирики. "Конкретика уступает место "вечным темам" жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества" [18, с. 114].

У поэтах Серебряного века энергичнее, чем раньше употребляется ролевая лирика, здесь введенный в поэтический текст автором персонаж не просто высказывается, а с его помощью ведется поэтическое высказывание. Это хорошо видно на примере стихотворении В. Брюсова «Ассаргадон»: «Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон» [2, с. 99], М. Цветаевой «Кабы нас с тобой — да судьба свела»: «Я кабацкая царица, ты кабацкий царь» [19, с. 115], а также  Н. Гумилева «Сонет» [19, с. 119]: «Я конквистадор в панцире железном».

Характерной чертой поэзии Серебряного века усиливающая роль игры, театрализации. Большинство стихотворных авторов данной эпохи раскрывают свое лирическое «Я» с помощью перевоплощений, а также в череде сменяемых масок. Мастера поэзии Серебряного века оказываются ценителями разнообразия, как предметного, так и ролевого. Они используют эстетическую контрастность, пестроту. Стихи мастеров Серебряного века имеют  многогранность, лишены монотонности.

Исследователи отмечают, что авторы совершенно по-новому создали отношения с читателями. Теперь для поэта не обязательно становиться общепонятым, он обращался к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько транслировать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в постижении того, «чему в этом мире /Ни созвучья, ни отзвука нет» (И. Анненский) [18, с. 217].

По словам исследователей, поэтика серебряного века – «поле взаимодействия противоположных тенденций: смысловой многозначности и семантической точности; композиционной аморфности и логической упорядоченности построения» [2, с.110].

Поэты Серебряного века несколько разнообразили метрику стиха и ритмику стихотворной речи. Например, Константин Бальмонт пользовался очень длинными строками, Марина Цветаева использовала всевозможные варианты тонического стиха, а Кузмин писал верлибром, то есть свободным стихом.

Наиболее авторитетных и ярких поэтов рассматриваемого времени объединяло то, что все они пытались освободиться от эстетической нормативности,  хотели преодолеть как   штампы в поэзии  прошлого периода, так и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Эстетическое своемыслие - общая тенденция в лирике серебряного века.

Следовательно, поэзия серебряного века отличалась разнообразием идейных позиций авторов и способами творческого выражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...