Лирика И. Ф. Анненского в литературном контексте начала ХХ века
Иннокентий Федорович Анненский, по словам литературных исследований, является одним из немногих поэтов, творчество которых очень сильно повлияло на развитие русской литературы [23, с. 139]. Иннокентий Федорович весьма одаренный и разносторонний человек: кроме того, что он сочинял стихи, был драматургом, Анненский еще занимался критической, переводческой деятельностью. Рассматриваемый поэт принес много нового в поэзию: он по-особому смотрел на поэтическое слово, искал новые поэтические ритмы, что не было оставлено без внимания поэтами, которые в дальнейшем стали блистательными и авторитетными символистами. К таким ярким поэтам можно отнести Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского. Иннокентий Анненский жил и творил в такое замечательное время, как Серебряный век. Этого незаурядного поэта представители символизма считали отцом «новой» поэзии в России. По словам литературных исследователей, Анненский с огромной мощью и широтой изобразил поэтические принципы модернизма, оказал довольно сильное воздействие на поэзию двадцатого века. Для более подробного исследования поэтического творчества этого незаурядного поэта-символиста, целесообразно познакомиться с его биографией. Родился Иннокентий Федорович 20 августа 1855 г. В сибирском городе Омске. Отец поэта, Федор Николаевич был чиновником, нес службу в Главном управлении Западной Сибири. В 1860 году Анненские переехали в город Петербург по причине того, что Федору Николаевичу предложили новое место - чиновника по особым поручениям. Маленькому Иннокентию в то время исполнилось пять лет. В северной столице прошло детство поэта-символиста.
Анненский рос физически слабым ребенком. Родителя его отдали в частную школу, после чего Иннокентий становится учащимся 2-й петербургской прогимназии, время учения в которой приходятся на 65-68 годы девятнадцатого века. После прогимназии будущий поэт поступает и успешно учится в частной гимназии В. И. Беренса. Учение в этом учебном заведении продолжалось два с половиной года. Готовясь к поступлению в Петербургский университет, будущий поэт какое-то время проживал у своего брата Николая. Николай Анненский, старший брат поэта, был удивительно одаренным и эрудированным человеком, он получил блестящее экономическое образование, был народником и просто интересным собеседником. Стоит упомянуть, что старший брат сильно повлиял на мировоззрения Иннокентия. Не без помощи Николая Иннокентий отлично подготовился к экзаменам и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Специальность поэт выбрал - «классическую филологию», которая многое дала Анненскому для поэтического творчества. В 1879 году Иннокентий Анненский становится дипломированным филологом. Семь лет поэт работал в нескольких учебных заведениях - гимназиях, лицеях, на Высших женских курсах, учил курсантов древним языкам. Был директором коллегии Галагана в Киеве, затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии и гимназии в Царском Селе. Сын Иннокентия Федоровича так вспоминает отца, будучи директором: «В гимназии это был действительно начальник, ни в какие мелочи не входил, среди учеников не разгуливал, а когда но время перемены ему случалось проходить по коридору между своей квартирой п служебным кабинетом, то шел всегда очень быстро, не глядя на учеников. Таким образом, вызов к директору был действительно событием: значит, случай был действительно серьезный» [24, с. 52]. Преподавание у Анненского было основной деятельностью, поэтическое творчество и переводы он считал простым увлечением, не считая необходимым их публиковать. До девяностых годов 18 века Иннокентий Федорович решался издавать в некоторых журналах свои литературно-критические статьи.
При жизни Анненский издал сборник под названием «Тихие песни», Примечательно, что какое-то время поэт подписывался под псевдонимом Ник. В свет данный сборник вышел в 1904 г. в северной столице. В начале двадцатого века вышли в свет стихотворные трагедии Иннокентия Федоровича. В их основе поэт положил некоторые мифы античности. Стоит отметить, что в начале 1900 годов были опубликованы два сборника статей «Книги отражений», которые являются литературно-критическими статьями. Эти работы очень ценятся литературными критиками, которые находят в этих статьях совершенно новый подход в критике. В 1909 году появился литературный журнал модернистского направления под названием «Аполлон», который организовал поэт-символист совместно с другими литературными деятелями. После смерти поэта, в 1910 г. в Москве был издан сборник замечательных стихов «Кипарисовый ларец». Эти стихотворения современники называли настоящими шедеврами. По мнению этого замечательного человека, поэты в своем творчестве касаются в основном следующих тем: страдания, смерти или любви [58, с. 42]. Это утверждение очень подходит к поэтическому миру самого Анненского. Иннокентий Федорович очень любил в поэтическом творчестве драматическую основу и сильнее, чем другие современные поэты чувствовал отсутствие гармонии в разных сферах жизни. По мнению Анненского, трагизм имеет ценность только тогда, когда личность воспринимает жизнь как подарок, как дар от Создателя. Человеку, ощущающему жизнь трагично, не нужно полностью отрицать реальность. Если человек имеет тонкую душевную организацию, если он способен ценить все прекрасное, что есть в жизни. Это может касаться природы: будь то красота зимнего леса, широта бескрайних пшеничных полей, пестрота луговых цветов. Также это может касаться искусства: завораживающие взгляд картины, незабываемые мелодии талантливых музыкантов, замечательные, не оставляющие читателей равнодушными литературные произведения. Несомненно, к большой ценности, стоящей в приоритете в данном списке, является человеческое общение. Чуткость, понимание, дружелюбие, теплое отношение, любовь – основа человеческих отношений, без этого человек не сможет жить счастливо. Если человек ценит эти важнейшие составляющие нашей жизни, он чувствует их хрупкость, видит угрозу этому от грубого внешнего воздействия, от незащищенности враждебных сил.
Иннокентий Федорович придает большое значение теме смерти и страдания. Исследователи его творчества, в частности Лидия Гинзбург, объясняют это, что поэт тонко чувствовал быстротечность счастья и красоты. Она считает, что страдание и красота для него — две стороны одной медали. «Его страдающий человек страдает в прекрасном мире, овладеть которым он не в силах», — пишет Лидия Гинсбург [64, с. 83]. Высший вид красоты для Анненского — искусство слова, являвшееся для него главным оправданием жизни, рассуждает авторитетная и довольно известная в литературных кругах исследовательница русской лирики По своему мировоззрению и поэтическому стилю Анненский — символист. Через символы Иннокентий Федорович старается более ярко передать духовное состояние лирического героя. В отличие от него, другие представители символизма через символы стараются познать «непознанное». Символы у рассматриваемого поэта передают яркими характерными образами духовное составляющее человека, а также его природно-бытовым окружением. Именно поэтому Анненский не пытается описывать что-то неизведанное, недосягаемое, а касается своим творчеством вполне обыденных, приземленных вещей, то, что окружает человека. Доктор филологических наук Вячеслав Иванов, являющимся поэтом-символистом, философом и литературным критиком, именовал символизм Иннокентия Федоровича «земным» или «ассоциативным». Философ имел такую точку зрения на символизм Анненского: «Поэт-символист этого типа берет исходной точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем» [91, с. 89].
Литературные критики и исследователи поэтического творчества этого замечательного поэта называют поэтический стиль Иннокентия Федоровича психологическим символизмом. Анненский для символов в своих поэтических текстах брал за основу определенные обыденные составляющие современной жизни. Это могли быть стены и крыши домов, завораживающая сцена в театре, работающий дворник, заснеженные деревья в парке, исторические памятники, зеркала, стоящие во мраке, светящееся в темноте окно, струящиеся фонтаны, зажженные фонари) или детали камерного быта (часы, фортепиано, орган, виолончель, театральная ложа, музейный смотритель, буфет, картинная галерея, маятник). Перечисленные и другие элементы повседневной жизни имеются в стихотворных текстах рассматриваемого поэта в основном не для старательного описания этих предметов. Анненский, образно говоря, из них собирает мозайку своего литературного творения. Эту сторону творческой манеры Иннокентия Федоровича литературные исследователи сравнивают с импрессионизмом. Где же проявляется импрессионистический стиль поэта? Импрессионизм виден в изображении природы, Анненский мастерски пользуется описанием различных оттенков цвета, обращает внимание к малейшему изменению в природе, которые передают душевное состояние лирического героя. Поэтические тексты также богаты фонетическими повторами, завораживающими сочетаниями звуков. Иннокентий Анненский обращает особое внимание к звуковому потоку стиха, совершенствует текст разными способами ритмического обогащения стиха. В апреле 1910 года был опубликован замечательный сборник «Кипарисовый ларец», который является вторым по счету сборником поэта. Примечательно, что этот сборник вышел в печать после смерти поэта. С дня смерти Анненского прошло четыре месяца. К опубликованию его подготовил сын мастера слова, Валентин Иннокентьевич Анненский. Именно «Кипарисовый ларец» прославил этого поэта - символиста, подарив ему мировую славу. Почему мастер слова назвал сборник именно так? Вероятно, «в честь» кипарисовой шкатулки с вензелем, стоявшей на письменном столе поэта. Шкатулка была местом хранения стихотворных рукописей Иннокентия Федоровича. В центре композиция стихотворений поэта-символиста этого сборника - принцип сцепленности всех вещей и явлений. В поэтических текстах сборника «Кипарисовый ларец» как бы помещен поэтический ребус, который автор предлагает решить читателю. Составляющие ребуса – предметы быта или элементы природы, каким то образом связаны с настроением героя. Однако, используя такую композиционную структура в стихотворениях этого сборника, мастер слова не имел цель озадачить или ввести в обман читающего человека. Этому можно найти е объяснение. По мнению литературных исследователей, занимающихся творчеством Анненского, лирический герой сам занят серьезными и невеселыми размышлениями о «постылом ребусе бытия» [20, с. 35]. Герой сам не может определить свои чувства и эмоции, он только их разгадывает, примечательно, что мысли и размышления логического героя не имеют логической организации. Анненский, по мнению критиков, оставляет чувство не досказанности, разрешает читателю «почувствовать несказанное», тем самым как бы оставляя свободу в осмыслении и понимании текста. Именно поэтому Инокентий Федорович строит свое стихотворение на замысловатом и завораживающем рисунке метафор и перифразов.
Особенность стиля этого мастера поэтического слова ярко обозначены в стихотворении «Смычок и струны». По словам исследователей, это стихотворение Иннокентий Федорович было особенно любимо. По свидетельству современников, Иннокентий Федорович по характеру был довольно закрытым человеком, сдерживался в раскрытии своих чувств, старался не выражать своих эмоций, в некоторых случаях был немного скован. Одной из причин того, что Иннокентий Федорович был очень сдержан является тот факт, что он был намного старше своих коллег, поэтов-символистов. Примечательно, что когда начинал читать это стихотворение, то совершенно преображался. У Анненского, по словам современников, менялся голос, лицо, он становился на редкость эмоциональным. Вероятно, что стихотворение «Смычок и струны» было в чем-то биографично, задевало самые глубокие и потайные уголки его души. «... Надрывным голосом, почти переставая владеть собой, произносил Анненский: «И было мукою для них, что людям музыкой казалось...» — вспоминал младший современник поэта С.К.Маковский [79, с. 83]. При помощи музыки можно передать огромное количество эмоций: любовь, страх, ревность, надежду. Именно из музыки поэт черпал духовные силы и вдохновения для своего творчества, кроме того, она являлась для него одним из ярких символов. По мнению литературных исследователей, этот мастер поэтического слова в этом стихотворении описал два параллельно существующие мира живых людей и бездушных предметов, наделив их человеческими чувствами для того, чтобы читатель лучше понимал внутренний мир лирического героя. В рассматриваемом произведении существуют два предмета, между которыми автор провел параллель. Эти предметы, смычок и скрипка, не сосуществуют обособленно друг от друга, они взаимодействуют. Лирическими героями этого замечательного произведения являются смычок и скрипка, которых по воле судьбы связала чья-то невидимая рука. В результате герои почувствовали близость, которая сильно волновала их обоих. Их счастью не было предела, и от их слияния рождалась чудесная музыка. Но чувствуя, что расставание неизбежно, скрипка испытывала большие страдания. Смычок смог понять, сто чувствует скрипка и нашел в себе силы остановиться. Несмотря на его жертву, струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы. Удивительный мастер лирики Иннокентий Анненский, используя музыкальные предметы, их одухотворение, таким образом, показывает сложный и переменчивый мир двух любящих людей. Автор мастерски смог показать переживания, чувства, эмоции. Он пытался объяснить читателю, что человеческое счастье непрочно, в любой момент оно может исчезнуть. Красной нитью через это стихотворение проходит мысль, что счастье всегда омрачает понимание того, что оно когда-нибудь должно прекратиться, исчезнуть. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное. Смычок и скрипка символизируют отношения мужчины и женщины, в результате их встречи рождается музыка, что символизирует любовь. На первый взгляд это произведение похоже на рассказ в стихах, в котором происходит драматический диалог. Сам поэт считал «Смычок и струны» «пьесой» [79, с. 101]. Современник поэта Н.С. Гумилев пишет: «О недавно вышедшей книге И. Анненского уже появился ряд рецензий модернистов, представителей старой школы и даже нововременцев. И характерно, что все они сходятся оценивая “Кипарисовый ларец", как книгу бесспорно выдающуюся, создание большого и зрелого таланта … только теперь, когда поэзия завоевала право быть живой и развиваться, искатели новых путей на своем знамени должны написать имя Анненского, как нашего «Завтра».[89, с. 117] Такая оценка Анненского возможна только в сообществе акмеистов, которые во многом считали себя его последователями, а сам Гумилев, по словам Ю. Анненкова, признавался в ученичестве у поэта в своем раннем творчестве. Таким образом, признание к поэту пришло после его смерти. При жизни он был больше известен по критическим статьям и научным работам. О замкнутости поэта наиболее точно выразился К. Чуковский: “А я смотрел ему вслед с какой-то непонятной жалостью; я внезапно почувствовал его сиротство - неприкаянный, одинокий поэт, не умеющий сливаться с людьми, войти в их круг естественно и просто". [53, с. 110] Не только в жизни, но и в творчестве Анненский стоит особняком, особенно в лирике. Продолжая традиции XIX века (пейзажная лирика Ф. Тютчева, А. Фета, непонятность, отрывистость логики, использование разговорного языка в написании стихотворений (К. Случевский)), являясь “сыном” своего времени (использование символов, эстетика декаданса), он шагнул вперед в определении предмета лирического описания и способах его обрисовки. Основными мотивами его лирики следует назвать мотивы одиночества, тоски, совести. Иннокентий Федорович описывает отношения между переживаниями лирических героев и внешним миром в противовес с устоявшейся традицией поэзии. Поэт их отношения описывает по-новому. Все, что есть в мире, мастер поэтического слова описывает не прямо, а через его восприятие лирическим героем, через то, что он чувствует. Но у медали две стороны: душевные переживания, чувства, эмоции автор описывает через мир вещей и предметов, которые находятся рядом с героем. Если прочитать его произведения вскользь, не задаваясь глубоким анализом, то нам покажется, что здесь нет ничего не обычного, во многих стихотворениях, в разных временных периодах встречается соотнесение психологических процессов и внешнего мира. По мнению литературных исследователей, этот прием называется приемом психологического параллелизма. Этот прием встречается еще в древних поэтических текстах. В частности, его не трудно найти в народной поэзии. Однако в поэзии Анненского связь между переживанием лирического субъекта и состоянием окружающего мира прямо не декларируется, а улавливается читателем благодаря сложной системе образных ассоциаций и эмоциональных соответствий, потому что параллельные сферы даются не сплошными линиями, а прерывистым пунктиром. Поэтическое творчество этого незаурядного мастера слова, который является последователем Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя в проникновении и описании душевного мира героя без сомнения, имеет свое место в классической литературе Серебряного века. «Анненским унаследована гуманистическая сущность, созданного русскими классиками и их мастерство, традиция сострадания к человеку и зоркое внимание к русскому слову» [88, с. 84]. Основные черты поэтической лирики Иннокентия Федоровича Анненского можно определить как продолжение традиции классической поэзии XIX века, с одной стороны, а с другой - интерес к формальной стороне стиха. Итак, И.Ф. Анненский переводит, в основном французских символистов, а также поэтов, творчество которых близко ему самому. Все они, так или иначе, согласуются с лирикой изучаемого поэта. Подводя итоги данной главы, следует обратить внимание на то, каковы традиции и нововведения, используемые Анненским в его творчестве. В лирике - это традиции стихосложения русской классической поэзии и прозы, а именно пейзаж (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет), отрывистость логики, использование разговорной лексики, мотив полусна (К. Случевский), психологизм и мотив совести (Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь), лирическое «я» поэта соотносящееся с героями драм А.П. Чехова. В зарубежной литературе, в частности французской, второй половины XIX века, поэт использует основные художественные приемы (метод С. Малларме), о которых говорилось выше, соотносится с “парнасцами" и “проклятыми" по основной тональности произведений, мотивам, иногда, по отдельным образам. В критической литературе - Анненский вносит изменения в строй повествования. Это характеризуется в субъективном подходе к описанию произведений, но не является отрицательной чертой данного раздела творчества, так как эссе содержат в себе ценные замечания и умозаключения. Поэт пишет об авторах современных ему, либо пользующимся интересом его современников.
Вывод по первому разделу Таким образом, в данном разделе нами были рассмотрены условия и особенности зарождения одного из самых загадочных направлений в литературе – символизма. Символизм появился в Серебряном веке, который был замечательным творческим периодом и принес множество звезд поэтического небосклона. Кроме того, в это время появились новые творческие литературные направления, одним из которых является символизм. Для того, чтобы понять сущность символизма, в данной работе были рассмотрены его истоки и совершен небольшой экскурс в историю. Кроме того, символизм был рассмотрен в совокупности с другими творческими литературными направлениями, появившимися во время Серебряного века. В процессе работы были описаны футуризм, имажинизм, акмеизм и так называемая «крестьянская поэзия». Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П.Верлена, А.Ребо. Исследователи русского символизма установили, что литературное направление символизм формировалось в два этапа, каждый из которых имеет свои временные рамки и мировоззренческими взглядами своих представителей. Символисты разделялись на «старших», представителями которого являлись Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус и «младших», в число которых входили поэты Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Ю. Балтрушайтис. Самой главной ценностью «старших» символистов стала красота, она же была главнейшим критерием оценки поэзии, для «младших» символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании. Среди многочисленных представителей символизма поэт Иннокентий Федорович Анненский стоит особняком. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской литературы В процессе данного исследования нами было установлено, что Анненский принес много нового в поэзию: он по-особому смотрел на поэтическое слово, искал новые поэтические ритмы и т. д. По словам литературных исследователей, Анненский с огромной мощью и широтой изобразил поэтические принципы модернизма, оказал довольно сильное воздействие на поэзию двадцатого века [88, с. 109]. Для лучшего понимания творчества Иннокентия Федоровича Анненского нами была изучена его биография. По нашему мнению, блестящее образование поэта, который окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности «классической филологии», оказало решающее воздействие на поэтический дар Иннокентия Федоровича. Его два сборника «Тихие песни», «Кипарисовый ларец» получили мировую славу и высокую оценку литературных деятелей. Кроме поэтического творчества Анненский писал литературно-критические статьи, весьма ценившиеся современниками и талантливым переводчиком. Иннокентий Анненский считается самым загадочным поэтом Серебряного века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|