Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки символизма в русской литературе




 

Грандиозное здание русского символизма возникло не на пустом месте.  

Символизм - первое направление модернизма в европейской литературе. Рассматривая и изучая символизм, литературные  исследователи установили, что возник он в 1870-е гг. во Франции. Первооткрывателями и основоположниками европейского символизма были незаурядные и весьма смелые французские поэты П. Верлен, С. Малларме,  Л. Рембо и другие.

     Целесообразно рассмотреть идейные искания и творчество предшественников этого замечательного литературного направления. Неординарный поэт Стефан Малларме, творивший в 70-80 гг. 19 века  придерживался демократических взглядов. Буржуазное французское общество имело немало недостатков и противоречий, которыми рассматриваемый поэт не был удовлетворен. Это сыграло свою роль на творчества этого мастера поэзии, где он стремится найти идеал в это непростое время. В стихотворениях Малларме также чувствуется поиск форм выражения мыслей и чувств, которые он описывает, сначала  используя методы импрессионистов, затем, в  более позднее время он известен, как автор скрытой, замкнутой поэзии, в которой он самое важное выражает через символы. В стихотворной лирике Аполлинера Гийом сочетается формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции [19, с. 204].

Вождь поэзии символизма, как называли этого мастера слова критики, П. Верлен не хотел себя признавать приверженцем символизма. Примечательно, что изучив поэзию этого автора, исследователи не нашли в текстах символов. Особенность поэзии Верлена в т ом, что он одним из первых поэтов  обращает внимание не на художественно-выразительные возможности лирического слова, а на лирический смысловой  фон, который подсказывал те или другие настроения, образы.  Эта особенность поэзии рассматриваемого поэта дала право исследователем и критикам относить его к символистам.

Однако отмеченные элементы лирики этих французских поэтов были началом зарождением символизма и только слегка соприкасались с ним. Отправной точкой образования данного творческого направления принято считать исследователями 18 сентября 1886 г. Французский поэт Ж. Мореас поместил в популярную газету «Фигаро» статью под громким названием «Манифест символизма». Примечательно, что это событие не осталось не замеченным и этим опытом в дальнейшем воспользуется не одно творческое модернистское течение, чтобы заявить о себе в  форме литературного манифеста. В большинстве случаев  общество таким образом и узнавало о том, что на литературном небосклоне родилось новое направление.

Особенность французского символизма в том, что   в нем был приоритет художественных принципов, которые ставили философские на второй план. От романтического направления творчества символисты переняли бунтарство, но перевели его в эстетическую область. Отличие романтика от символиста в том, что первый противопоставляет самого  себя всему миру, то второй свои эстетические вкусы и представления вкусам основной массе читателей. Приверженцы французского символизма в реализме и романтизме считали слабым местом бессилие подняться над чувственным восприятием. Символисты уверяли, что в этом искусстве, пользуясь классическими, давно устоявшимися художественными средствами не возможно в полной мере раскрыть внутренний мир автора [19, с. 208]. Мастерам поэзии теперь недостаточно использование таких средств выражения, как метафоры, сравнения, образы. Им следует найти что-то более подходящее, а  символ подходит для этой цели как никакое другое средство выражения. 

Представители символизма считали, что в любом произведении важна каждая мелочь, каждый элемент. Здесь каждое слово символично. Представители французского символизма считали, что стихи должны быть музыкальные, мелодичные. «Музыка - прежде всего», -  провозглашал один из авторитетных основателей французский поэт  Поль Верлеп [19, с. 2113].  Вообще, возможно ли стихотворение сделать музыкальным? Символисты считали, что интонация, похожая на напев мелодии, определенные звуковые повторы, плавность ритма помогают поэтическому произведению стать более музыкальным. Французские поэты - символисты первыми стали писать верлибром, так называемым свободным стихом, в результате чего этот прием стал очень распространен.

 Поэзия символистов труднее воспринимается читателю, чем творчество мастеров поэтического слова других литературных направлений.

Причина этого видится в наличии множества символов, личных ассоциаций, непростых смысловых  связей. Чтобы прочитать и понять стихотворение символистов читателю нужно больше напрягать умственные способности и чувства, а также энергичнее поработать с текстом.

 Понимание стихотворного текста символистов можно назвать творческим процессом. При чтении автор как бы приглашает читающего человека стать соавтором. Автор – символист в какой-то мере «зашифровывает» текст, скрывает смысл, затрудняет и запутывает путь к пониманию своего творения. Поэтическое произведение становится подобием загадки, чтобы разгадать которую нужно приложить не мало терпения. Такой загадочный, "зашифрованный" текст стали называть герметичным.

Родиной символизма традиционно считается Франция. Появившись во второй половине 19 века во Франции, это новое творческое литературное направление и активно стало охватывать другие страны Европы. Приверженцы символистов появились в России, Германии, с странах Скандинавского полуострова, в Грузии. Символизм этих стран имел классическую форму проявления. В таких странах, как Польша, Финляндия, Эстония символистская эстетика соединялась с идеями национального возрождения.  Развитие символизма в России имело большое значение для дальнейшего формирования модернизма в странах Европы.

  Появление символизма в России непосредственно связано с западными странами. По утверждению литературных исследователей, на поэтов-символистов в России оказала колоссальное влияние поэзия французских символистов Верлен, Рембо, Малларме, философские труды таких авторитетных и всемирно известных мыслителей, как Ницше и Шопенгауэр [21, с. 63]. Примечательно, что представители русского символизма категорически отказывались признавать свою приверженность от литературы Запада.

Большинство русских поэтов – символистов считали себя приверженцами великих русских поэтов Тютчева, Фет. Некоторые представители этого литературного направления даже дерзали называться учениками Пушкина и Лермонтова.

Константин Дмитриевич Бальмонт утверждал, что рассматриваемое литературное течение в мировой поэзии присутствует давно. Этот замечательный поэт считал символистами таких незаурядных виртуозов поэтического слова, как испанский поэт и драматург Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка, творчество которого считается жемчужиной золотого века Испании, английский поэт Уильям Блейк, не получивший при жизни должной оценки своего творчества современников и считающийся в настоящее время важнейшей фигурой в литературе, американский писатель и поэт Э́дгар А́ллан По, которого современники и последователи считали первопроходцем в жанрах и из поэзии которого многие русские символисты переняли идеи собственной эстетики, французский критик и поэт Шарль Пьер Бодле́р, считающийся основоположник эстетики символизма, норвежский драматург и поэт Ге́нрик (Хе́нрик) Ю́хан И́бсен, который стал   властителем  дум русской интеллигенции и бельгийский поэт и драматург Эмиль Верхарн, считающийся одним из основоположником символизма. Очевидно, что творчество перечисленных русских и зарубежных поэтов оставило свой отпечаток в творчестве русских символистов. Примечательно, что с возникновением символизма в России, это творческое литературное течение не только не исчезло, но стало активно развиваться, принимая к себе новых литературных деятелей. Некоторые исследователи этот факт объясняют тем, что некоторые корни символизма присутствуют в духовной культуре  нашей Родины. Отметим, что символизм в России имеет много отличий от европейского. Духовность, высота, множество различных творческих элементов, богатство достижений – это все прерогативы именно русского символизма.

Великий русский религиозный мыслитель и философ Владимир Сергеевич Соловьев один из первых обратил внимание на французский символизм, тем самым оказав огромное влияние на ряд русских поэтов, прежде всего так называемых младосимволистов.   

 Первой «ласточкой» этого творческого литературного направления в России стал Федор Иванович Тютчев. Этот великий русский поэт старался отобразить в своих поэтических творениях интуитивное, подсознательное мировосприятие.

  Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу, т.к. русская поэзия переживала упадок, почти болезнь. В 80-90-е гг. русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряжённость и силу, она выцвела и поблёкла. Сама стихотворная техника лишилась истинно творческого начала и энергии. Великое новаторское слово Некрасова в ней стало только преданием. Большие таланты в поэзии будто вымерли навсегда. Как будто по инерции писали эпигоны гражданственной некрасовской школы, лишённые глубины и яркости. «Поэтов нет…/ Не стало светлых песен,/ Будивших мир, как предрассветный звон», - жаловался в 90-х гг. Н.Минский [37, с. 95].

История нового творческого литературного направления в России - символизма - начинается с создания в Москве и Петербурге литературных кружков первых, так называемых старших символистов. 1892 год считается литературными исследователями отправной точкой в истории русского символизма, когда два молодых поэта: Валерий Яковлевич Брюсов и Дмитрий Сергеевич Мережковский, организовали новое направление в литературе.

Русский поэт Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Поэт и прозаик, переводчик и литературовед, он очень увлекался западной философией, в частности А. этот мастер слова Шопенгауэра, а также творчеством французских поэтов-символистов. Французские символисты произвели на молодого студента Валерия Брюсова неизгладимое впечатление, вследствие чего из-под кисти этого поэта вышли три сборника стихов «Русские символисты», которые он выпустил за свой счет в Москве. Кроме того, поэт объявил себя вождем нового литературного течения.

Цель символизма, объявлял Брюсов в первом выпуске «Русские символисты», «рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение» [7, с. 94]. Вместе с тем Брюсов не видит еще в символизме — как это делают его увлекающиеся последователи — «поэзии будущего», не желает «отдавать особого предпочтения символизму».  В. Брюсов, обосновывая интуитивный, антирассудочный взгляд на искусство, исходил из эстетики Шопенгауэра, утверждая, что «искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением» [4, с. 128].

Яркий представитель Серебряного века Дмитрий Сергеевич Мережковский также, как и Валерий Брюсов считается основатель нового р России литературного направления - символизма. Этот человек был не только писателем и поэтом, а также религиозным философом, увлекающийся

 В 1892 году Дмитрий Сергеевич написал и опубликовал свой литературный труд «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», после этого он прочитал свои работу в Петербурге. Аудитории поэт старался объяснить, что русская литература находится в тупике, так как она сверх всякой меры увлеклась общественными идеями [75, с. 102]. Произошло это потому, что на нее оказали огромное влияние представители революционной демократии Никола́й Гаври́лович Черныше́вский, Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов и  Дми́трий Ива́нович Пи́сарев. Мережковский считал, что литература должна стать принципиально другой. Основными принципами в современной литературе должны стать: мистицизм, символизация, расширение художественной впечатлительности. Затем рассматриваемый представитель нового литературного направления издает свой сборник стихов «Символы». Большинство исследователей Серебряного века утверждают, что именно  этот момент стал началом истории русского символизма.

В России образовалось два центра символизма: в Петербурге, где   лидером данного литературного течения стал Валерий Брюсов, и в Москве, где основателями символизма стал Дмитрий Мережковский со своей  супругой поэтессой Зинаидой Гиппиус. Вокруг этих передов представителей

Рассматриваемого творческого литературного направления стал формироваться кружок единомышленников – символистов.

     Стоит более подробно остановиться на одном из самых незаурядных и ярких приверженцев этого литературного направления – Александре  Добролюбове. Николай Александрович Добролюбов был не только поэтом и литературным критиком, а также представителем «революционной демократии». Также он был известен «декадентским образом жизни» в студенческие годы, что послужило созданию одной из важнейших биографических легенд Серебряного века. Биография этого незаурядного человека была окутана мифами. Добролюбов был уверен, что жизнь на много ярче литературы, которая в полной мере не способна передать всех красок и оттенков чувств, существующих в реальности. Литературное творчество по мнению литературного деятеля весьма ущербно, по сравнению с жизнью.

 К лидерам рассматриваемого творческого литературного направления присоединились В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ю.К. Балтрушайтис, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, Ф.К. Сологуб, которые стали называться старшими символистами. Осуществляя свою творческую литературную деятельность в двух городах - Москве и Петербурге, старшие символисты в  1899 году объединились, создав свое издательство под названием «Скорпион». В этом издательстве рассматриваемые литературные деятели стали издавать альманах «Северные цветы» и журнал «Весы», где популяризировали  модернизм, как искусство.

 В начале  двадцатого века символизм переживает следующую стадию своего развития, появились младшие символисты, или так называемые «младосимволисты». В него входили следующие поэты: В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского). Приверженцы данного направления старались выбраться из исключительного индивидуализма, той эстетики, которая присутствовала в поэзии старших символистов. В своих литературных творениях эти поэты заставляют читателей обратить внимание на актуальных проблемах общества, а также показывали свои переживания о дальнейшей судьбе России. Так называемым предтечей и предшественником младших символистов был незаурядный русский философ Владимир Соловьев. Философские воззрения и мироощущение этого человека оказало неоспоримое влияние на творчество рассматриваемых поэтов. «Смерть и время царят на земле, –\ Ты владыками их не зови.\ Все, кружась, исчезает во мгле,\ Неподвижно лишь Солнце любви» [2, с. 206]. Это четырехстишие Владимира Соловьева является гимном религиозной философией мыслителя. В его поэзии слово «любовь» имеет непростое, в какой-то мере мистическое значение. Соловьев считал ее божественным началом в  любой личности. Мыслитель в своих философско-религиозных воззрениях пытается открыть правду своим последователям, что существующий мир находится в опасности, ему грозит гибель. Поэтому человечество испытывает острый кризис. Этому Соловьев дает подробное объяснение. Великий философ уверен в существовании двух миров: мира Зла и мира Добра, которые противопоставлены друг другу. Существующий мир, с его положительными и отрицательными проявлениями мыслитель называет «кошмарным сном  человечества» [21, с. 208]. В мире самое прекрасное – это любовь, доброта, надежда, вера, сострадание, милость, все это стремиться уничтожить антихрист. Перед любой личностью стоит самая важная жизненная задача: необходимо найти выход из мира Зла и попасть в мир Добра.  Соловьев в своей философии старался найти ответ на вопрос: как спасти человечество? Как вернуть ему главнейшие христианские добродетели: веру, надежду и любовь?

Млодосимволисты приняли религиозные взгляды великого русского философа, на их основе построили свое творчество. Они не просто верили, а призывали читателей в возможность, что существующий порочный мир может измениться. Но преобразить его может лишь Любовь, Красота, Гармония, Искусство. Для представителей этого литературного направления не только Красота, но также Искусство имеют  жизнетворческую энергию, которая может чудесно преображать действительность. За эти идеи младшие символисты были названы теурги. Теургия означает  соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир. Религиозно-философские взгляды Владимира Соловьева нашли свое отражение в поэзии многих младосимволистов. Особенно большое влияние этот замечательный русский мыслитель оказал на творчество самого загадочного поэта Серебряного века Александра Блока. Отражение идей Соловьева присутствует в сборнике этого поэта «Стихи о Прекрасной Даме», который вышел в свет в 1904 году. Этот вертуоз слова восхваляет женственное начало любви и красоты, которое может не только сделать счастливым лирического героя, но также и преобразить мир к лучшему. В одно свое стихотворение Александр Блок     поместил эпиграф Соловьева, что показывает непосредственную связь творчества Блока с религиозной философией Соловьева.  Вот эти строки: «И тяжкий сон житейского сознанья \ Ты отряхнешь, тоскуя и любя» [2, с. 99].     

Младшие символисты также восприняли идею Соловьева об особой роли России в спасении мира. Связано это было в первую очередь с концепцией исторического развития  этого русского философа, который  был убежден, что историческая  роль   нашей Родины  содержится в том, чтобы создать такое общество, которое основывалось бы не на экономических или политических началах, а на началах духовных. Великий русский мыслитель был убежден, что весь мир защищает душа вселенной София, которая является Премудростью Божией, а также  воплощение силы и красоты. По убеждению Соловьева истина  о Премудрости была открыта русским людям в 11 веке в образе Софии в Новгородском соборе. Эти пророчества философа отразились в стихах Александра Блока и Андрея Белого. Эти мастера слова позаимствовали из философский поэм этого мыслителя «Три свидания» и «Три разговора» такие составляющие поэзии, как противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг, купины, символика цвета. Исследователи, занимающиеся разбором поэзии младших символистов выяснили, главные темы их поэзии: предчувствие приближения конца света, о загробной жизни, поклонение Вечной Женственности, борьба  добра и зла.

К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует.  Исследователи видят этому несколько причин.  Самые к этому времени многие поэты уже реализовались в этом творческом направлении, нашли свой путь на литературной дороге и уже тяготились рамками символизма, которые ограничивали их творчество и мешали дальнейшему развитию. Кроме этого, несмотря на общность идей и мировоззрения, последователи этого течения все же имели некоторые расхождения во взглядах на искусства. Среди символистов были попытки помешать разъединению, в частности Александр Блок в 1910 году выступил с докладом «О современном состоянии русского символизма», а Вячеслав Иванов с докладом «Заветы символизма», где поэты старались объяснить  это творческое литературное направление  как целостное. Но, к сожалению, эти попытки оказались     безуспешными.

Перечисляя причины упадка символизма целесообразно упомянуть исторические события того времени. После революции 1905 года,  а также последовавшего следом революционного кризиса поэтам стало понятно, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя. Как следствие всего выше перечисленного, к 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать.

Символизм как идейное настроение с еще четко не определившимися взглядами и мировоззрением относится к такому роду искусствам, существование которых возможно лишь на стыке эпох, когда новые реалии  только в стадии формирования, но они еще  четко не оформились и не дошли до стадии реализации. Эту мысль хорошо передает  А. Белый в статье «Символизм», которую он выпустил в печать в 1909 году: «Символическое течение современности еще отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня» [74, с. 43].

Представители этого замечательного литературного направления, как старшие символисты, так и младосимволисты принесли в русскую поэзию много нового, неведомого прежде. Это и придание в стихотворении слову подвижность и многозначность,  и открытие  в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики, например,  К. Бальмонтом, В. Брюсовым, А. Белым  чрезвычайно виртуозно использовали ассонанс и эффектную аллитерацию. Символисты раздвинули ритмические рамки  русского стиха, сделали более разнообразней строфику,  открыли цикл как форму организации поэтических текстов. Несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника. Благодаря поэтам-символистам литературное искусство стало более личностным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...