Чин литургии Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв: 1) вечерних, так как в древности причащались вечером, а в святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи; 2) молитв, возносимых на литургии, кроме молитв освящения Даров, так как Дары уже освящены; 3) некоторых особенных молитв, ектений и песнопений (как, например, песнь «Ныне силы небесныя»,[126] молитвы и ектеньи об оглашенных, о просвещаемых или готовящихся ко святому Крещению, о верных пред причащением Святых Даров и молитва заамвонная). На 9-м часе, во время молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...», иерей с диаконом совершают перед царскими вратами входные молитвы – так же, как перед обычной литургией прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери при чтении молитв: «Пречистому Твоему образу...» и «Милосердия сущи...». Молитва: «Господи, ниспосли руку Твою...» – не читается. При входе в алтарь – молитва: «Вниду в дом Твой...». Молитвы на облачение священнических одежд не читаются; иерей лишь благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней крест и произносит тихо: «Господу помолимся». При пении «Блаженных» отверзается завеса от царских врат. После молитвы «Всесвятая Троице...» иерей выходит на солею и возглашает (при закрытых царских вратах): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Хор: «Честнейшую...». Иерей: Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (триады), благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, силою честнаго и Животворящаго Креста (святых храма, дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».[127]
Певцы медленно поют (трижды) «Господи, помилуй», чтобы пауза перед началом литургии была меньше. Служащий иерей с диаконом совершают три поклона перед святым Престолом и молятся: 1) «Боже, милостив буди мне грешному», 2) «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», 3) «Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших. Господи, прости мя». Затем прикладываются к престолу. Диакон испрашивает благословение у иерея, исходит северными дверями на солею[128] и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед Престолом и изображая Крест Евангелием, возглашает: «Благословенно Царство...». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. В это время священник читает («с откровенною главою») перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми...», так как первые три прочитываются после, на ектеньях. По прочтений 103-го псалма диакон произносит Великую ектенью. Хор поет: «Господи, помилуй» постовым распевом. Сразу после возгласа священника – 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы полотна малая ектенья. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону престола Евангелие, лежащее на святом антиминсе, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Святой Агнец на дискос и делает еще один земной поклон. Диакон произносит малую ектенью. Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектеньи, по первом антифоне – возглас иерея: «Яко Твоя держава...».
Чтец – второй антифон. Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг престола. Далее диакон – малую ектенью. Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона. Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...». Чтец – третий антифон. Иерей, сотворив три земных поклона перед Святыми Дарами, полагает дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос с лежащим на нем Святым Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону престола, через горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив дискос на жертвенник, иерей вливает в чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и дискос, и чашу; потом, окадив «воздух», покрывает им дискос и чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: «Господу помолимся. Господи, помилуй». Иерей, окадив (трижды) покрытые им Святые Дары, произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к престолу, складывает антиминс и снова полагает на него Евангелие. Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектенью. Иерей читает тайно молитву (3-ю светильничную) 3-го антифона. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем...». Хор: «Господи, воззвах....» и стихиры на 10: Триоди – 6 и Минеи – 4. Во время пения стихир совершается обычное каждение. На «Слава, и ныне» – Богородичен из Минеи. Вход с кадилом.[129] Диакон: «Премудрость, прости». Хор: «Свете тихий...». Диакон: «Вонмем». Иерей (на Горнем месте): «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас..». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паремию. Царские врата закрываются. По окончании паремии царские врата отверзаются. Диакон: «Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас...». После пения прокимна диакон возглашает: «Повелите». Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой (если служит архиерей, то он берет трикирий), стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Молящиеся падают ниц.
Царские врата закрываются. Иерей отходит на горнее место. Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». По окончании паремии отверзаются царские врата. Иерей – тихо чтецу: «Мир ти». Чтец тихо отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». И поются стихи 140-го псалма:[130] «Да исправится молитва моя...», «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...», «Положи, Господи, хранение...», «Не уклони сердце мое...». После каждого стиха хор поет: «Да исправится молитва моя...». Молящиеся опускаются на колени. Иерей стоит перед престолом в головном уборе и кадит. Во время пения: «Не уклони сердце мое...» иерей переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Перед пением в последний раз стиха: «Да исправится молитва мол...» иерей отдаст кадило диакону, который продолжает каждение перед жертвенником и, сняв головной убор, преклоняет колени перед святым престолом. Когда чтец (или певцы) пропоют последний раз слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают, а хор допевает остальные слова этого стиха: «Воздеяние руку моей жертва вечерняя». Иерей, стоя перед престолом, произносит молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля/11 марта, 9/22 марта и в день храмового праздника).[131] Если же нет Апостола и Евангелия, то диакон выходит на солею и произносит сугубую ектенью: «Рцем вси...». В это время убирается на горнее место престола Евангелие и развертывается антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см.: Служебник и Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектенья произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектенья об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...». На пение: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата.
Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа» (трижды). После этого все сразу прикладываются к престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Святые Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет святую Чашу и переносит Святые Дары с жертвенника на святой престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто.[132] При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...». Молящиеся поднимаются и хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По поставлении Святых Даров на престоле иерей снимает покровцы с дискоса и с чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его,[133] и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная. Диакон выходит на солею и произносит ектенью, «Исполним вечернюю молитву нашу...». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Святые Дары. Эта молитва приписывается святителю Афанасию Великому. По окончании ектеньи – возглас: «И сподоби нас, Владыко...». Хор: «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Хор: «Аминь». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием...». Хор: «Аминь» – протяжно, потому что в это время иерей в алтаре, а диакон на солее трижды покланяются с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго». Закрывается до конца завеса царских врат. Диакон: «Вонмем». Иерей, вложив правую руку под «воздух» и благоговейно прикасаясь к Святому Агнцу, возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Хор: «Един свят...» и запричастный стих: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды)». Если читались Апостол и Евангелие праздника святого, то поется и причастен праздника.
Иерей снимает «воздух» и звездицу, раздробляет Святой Агнец, как на полной литургии, и влагает частицу «ИС» в потир, не произнося никаких слов. Теплота вливается в потир тоже в молчании. Затем иерей и диакон причащаются по чину, указанному в службе литургии Преждеосвященных Даров. Особенность причащения: если литургия совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Святых Тайн, не пьет от чаши и не вкушает антидора до потребления Святых Даров; так же поступает и священник, если служит без диакона. По открытии царских врат диакон с благоговением приемлет из рук иерея святую чашу и, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все делают поклон, хор поет: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». После причащения верующих иерей: возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа (трижды)». После слов: «Благословен Бог наш...», которые иерей произносит тайно, начертывая чашей крест над антиминсом, он поворачивается с чашей лицом к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно...». Хор: «Да исполнятся уста наша...». Диакон произносит ектенью: «Прости приимше...». Священник складывает антиминс, и читается заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый...».[134] Хор поет: «Буди имя Господне...» (трижды) и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». После чтения псалма иерей произносит: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне» – «Господи помилуй» (трижды) – «благослови». И в конце – отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (затем поминается святой дня седмицы), например, в среду после литургии – святые четверга: «святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца», и это потому, что совершалась вечерня последующего дня. Далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потом святой следующего дня – по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».[135] Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие – по чину понедельника. Примечание. Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|