Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы




В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю Ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня[148] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается Великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы святого Андрея Критского.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених...» отверзаются царские врата, и совершается каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектеньи не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам...» Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зачало 84; во Вторник – от Матфея, зачало 90; в Среду – от Иоанна, зачало 41).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» и возгласа: «Милостию и щедротами...» поется трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песня). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» – чтец: «Тебе слава подобает...» и читает вседневное славословие. После просительной ектеньи и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси...» священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви...» и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати...». Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися...» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: «Небесный Царю...».

Иерей произносит молитву святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: «Приидите, поклонимся...».

В первые три дня Страстной седмицы, начинал с вечерни в неделю Ваий и в конце служб – утрени, изобразительных[149] и литургии, – совершается особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...».[150]

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[151] последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (Иоанн 13,32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий Святой Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого – из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров.[152]

После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы святого Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зачало 98, во Вторник – Мф., зачало 102, в Среду – Мф., зачало 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе Христе Боже...», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, глава 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.[153]

Великий четверг

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя:

Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святой Евхаристии;

омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним;

молитва в саду Гефсиманском;

предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) – малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем святого Андрея Критского.

На утрени, после «Аллилуиа» и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души.

Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».[154]

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие от Луки, зачало 108 от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: «Сеченое сечется море Чермное...» (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» перед каноном не читается). К тропарям канона припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери «Странствия Владычня...». Хор: «И бессмертныя трапезы...».

По 9-й песни – екзапостиларий (трижды): «Чертог Твой...».

Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть...» – единожды. По Трисвятом – тропарь «Егда славнии ученицы...», после которого сугубая ектенья.

Далее диакон произносит: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен...».

Хор: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час.

Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...».[155]

Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения.[156] Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее.

Литургия совершается по чину святителя Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером.[157]

После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

После третьей паремии произносится малая ектенья, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святителя Василия Великого.

На литургии читается Апостол (Коринфянам, зачало 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зачало, 107, Луки, зачало 109 и Иоанна, зачало 44).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...