Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богослужения Великой пятницы




В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая повечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Утреня. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великой Пятницы составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и Великой ектеньи поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектенья и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие св. Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (По Уставу, петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе») (а после Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи»).

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.

В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектенья и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам...» и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектенья и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие – и крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие – о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: «Честнейшую херувим...», а хор продолжает: «И славнейшую...». Причем после 5-й песни произносится малая ектенья, а по 9-й песни – малая ектенья и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен:

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя».

После светильна читается 9-е Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес...» и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие – о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектенья и читается 11-е Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе. Затем – стиховные стихиры (они же и на вечерни на «Господи, воззвах») и 12-е Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается «Благо есть» – единожды, Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь Великой Пятницы: «Искупил ны еси от клятвы законныя…», затем сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже...».

Диакон: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен...».

Хор: «Утверди, Боже...».

Священник: «Пресвятая Богородице...».

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне» и «благослови», и бывает отпуст: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».[159]

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: «Во царствии Твоем помяни нас Господи» и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник):

«Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

(Этот же отпуст – в конце Великой вечерни в Великую Пятницу и в Великую Субботу на утрени).

Великие часы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.), а по Уставу их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На Великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня – около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.

Начало: «Благословен Бог...».

Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и т.д.

После мирной ектеньи, стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны.[160]

После паремий читаются Апостол (Коринфянам, зачало 125 – о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зачало 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), – о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия – сугубая ектенья, «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», просительная ектенья и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...».

В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое...» и «Слава, и ныне» – «Мироносицам женам...».

Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице. Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб.[161]

Затем бывает обычное окончание Великой вечерни.

Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на Великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни. Затем трисвятое по «Отче наш» и читается кондак: «Нас ради распятого...» Далее 40 раз «Господи, помилуй» и читается последование обычное. По прочтении молитвы: «Упование мое Отец...» священник произносит «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст.

После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию[162] (елеем в это время не помазывают).

Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу,[163] следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители – в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося...» (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф», Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем – проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем – «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст (см. стр. 243).


Великая суббота

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем, предуказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душою яко яог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, Великой ектеньи и «Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти...» и на «И ныне» – «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

«...Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение».[164]

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектеньей и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» и совершается каждение всего храма.

После малой ектеньи читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою», представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды.[165] Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники – только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает: «зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектеньи поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех (на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево..»). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Боже...» совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже...», чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь: «Благообразный Иосиф...». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и вокруг нее совершается каждение (трижды).[166]

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию, затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринфянам, зачало 183 – о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зачало 113 – о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектенья. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах и на Великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа – малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: «Христос, истинный Бог наш...». После изобразительных совершается литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней.[167] Она начинается возгласом: «Благословено Царство...». По Уставу, литургия начинается поздно, «о часе 10-м.дне» (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви.[168] По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектенья, возглас: «Яко свят еси...» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся...» – в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зачало 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом:

«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех».

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангелии (Мф., зачало 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия святителя Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувим и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни канона; «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина[169] – в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина, укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.


Глава IV

Цветная Триодь. Ее содержание и происхождение

Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, т.е. 50 дней, отсюда и ее греческое название «Пентикостарион» (Пятидесятница).

Название же Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны – временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.

По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени:

1) Пасхальная седмица;

2) от недели апостола Фомы до отдания Пасхи;

3) от отдания Пасхи до недели Всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же как и Триоди Постной, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху.

После «непорочных», воскресных тропарей и малой ектеньи – полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие праздника. После Евангелия, по 50-м псалме, поется стихира праздника.

Канон – праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни ирмос: «Не рыдай Мене, Мати… После 9-й песни и малой ектеньи – «Свят Господь Бог наш».

На хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».

Поется великое славословие. Далее все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христе крестистеся», вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть...», вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати...» и только в храме Благовещения поется Задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту...». Апостол и Евангелие – дня и праздника.

Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святому Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание Цветной Триоди пополнялось вплоть до ХIV века, в частности за счет синаксарий Никифора Каллиста.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...