Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора
В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев I Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синаксаре, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи. Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение – «Божественным покровен...». Троицкая родительская суббота На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша». Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную (см. выше). Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.[207] Пятидесятница В день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2,1-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпразднства этот праздник не имеет. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать святую Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня господь Иисус послал дар Святого Духа».[208]
Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены святым Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь. Уставные особенности богослужения На Великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе». На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Стих: «Господи, услыши молитву мою...». Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. «Воскресение Христово видевше...» – не поется. Канонов два: Космы Маиумского «Понтом покры» и Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы второго канона. По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак, гл. 8: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вел призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос.
На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется припев: «Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».[209] И затем – ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов. Катавасия поется второго канона: «Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим». Этот же ирмос служит вместо «Достойно» на литургии. «Свят Господь Бог наш» не поется.[210] На литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся».[211] Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...». Этот прокимен поется до отдания – см. Типикон. Апостол – Деяния, зачало 3. Евангелие от Иоанна, зачало 27-е. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Задостойник: «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника). В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя..», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст праздничный (см.: Служебник). К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии.[212] На вечерни к обычным прошениям Великой ектеньи присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и Великий прокимен: «Кто Бог велий...». На вечерни читаются особые три молитвы святителя Василия Великого с коленоприклонением;[213] колена преклоняются впервые после Пасхи.[214] Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после Великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектеньи: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектенья, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
После молитв – просительная ектенья: «Исполним вечернюю...» стиховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см.: Служебник). День Святого Духа («Духов день») Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу. Всенощного бдения на день Святого Духа по Уставу не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет. «Честнейшую» не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени – Великое славословие. На литургии поются изобразительны. Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» – «Святый Боже...». Отпуст – дня Пятидесятницы. Попразднство Пятидесятницы – 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа». Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|