Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет, история и методы детской психологии. (2часа)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Детская психология

 

 

Психолого- педагогическое направление

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Профиль «Психология и социальная педагогика»

 

Квалификация (степень)
БАКАЛАВР

 

Форма обучения
ОЧНАЯ

 

 

Славянск-на-Кубани
2011 г.

ДИСЦИПЛИНА Детская психология

Направление: Психолого- педагогическое образование

 


Профиль «Психология и социальная педагогика»

Квалификация (степень): бакалавр

 

Объем трудоемкости: 4 кредита (144 часов, из них: 50 часов аудиторной нагрузки, 4 часа кср, 90 часов самостоятельной работы, 2 семестр зачет с оценкой).

1.Цель дисциплины:

Формирование системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний, глубокое изучение психологических аспектов педагогической деятельности как базы для развития универсальных компетенций и основы для развития профессиональных компетенций.

 

Задачи дисциплины:

1. Представить ведущие закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах.

2. Рассмотреть методы изучения психики ребенка

3. Систематизация и интеграция современных теоретических психологических знаний о ребенке, его развитии и воспитании в коллективе.

4. Стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.

5. Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

6. Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

7. Использование здоровье сберегающих технологий в профессиональной деятельности;

8. Создание условий для полноценного обучения, воспитания учащихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

9. Использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «Детская психология» относится к вариативной части (дисциплина по выбору студентов).

Для освоения дисциплины «Детская психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Клиническая психология детей и подростков», «Психология (дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста)», «Психолого-педагогическая диагностика», «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Психология семьи и семейного консультирования», «Психологическая служба в образовании», «Психодиагностика семей и детей группы риска», «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска», «Социально-психологическое сопровождение развития детей в замещающих семьях», «Социально-психологическая поддержка детей подвергшихся насилию», «Преодоление кризисных периодов развития детей и подростков».

Дисциплина «Детская психология» является предшествующей для изучения дисциплин «Психология сиротства», «Психология человека».

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

-способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

-готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию учебного процесса в сельской школе (ПКСП-8).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

Знать:

· Знание основных базовых понятий курса.

· Ценностные основы образования и профессиональной деятельности.

· Правовые нормы педагогической деятельности и образования.

· Способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.

Закономерности психического развития детей

Уметь:

· Свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом.

· Системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции.

  • Использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач.
  • Учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся.
  • Организовывать внеучебную деятельность.
  • Взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса.
  • Создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.
  • Проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности.

Владеть:

  • Способами ориентации в профессиональных источниках информации.
  • Способами осуществления психолого- педагогической поддержки и сопровождения.
  • Способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений.
  • Способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

· Способами проектной и инновационной деятельности в образовании. системой методов повышения своего профессионального мастерства.

 

4. Структура и содержание дисциплины модуля «Детская психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часов, из них: 50 часов аудиторной нагрузки, 4 часа кср, 90 часов самостоятельной работы, 2 семестр зачет с оценкой).

 

Тема Аудиторная работа Самостоя-тельная работа Всего
Лекции Практи-ческие занятия Конт-роль СРС Итого аудит.
               
  Раздел 1.            
  Тема 1. Предмет, история и методы детской психологии            
  Тема 2. Основные закономерности психического развития ребенка.            
  Тема 3. Психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах.            
  Тема 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве            
  Тема5.Развитие ощущений и восприятий ребенка            
  Тема6. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.            
  Тема 7. Мышление у детей: основные этапы развития            
  Тема 8. Становление речи и развитие воображения.            
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию - - - -    
  Раздел 2.            
  Тема 9 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.            
  Тема 10 Художественная деятельность ребенка            
  Тема 11. Особенности трудовой и учебной деятельности ребенка.            
  Тема 12. Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый.            
  Тема 13 Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка «Образ-Я».            
  Тема 14.Эмоциональная сфера личности ребенка.            
  Тема 15. Развитие волевой сферы ребенка            
  Тема 16.Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста.            
  Тема 17. Психологическая готовность ребенка к школе            
  Тема 18. Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.              
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию - - - -    
Итого по двум разделам (в т.ч. обязательная составляющая самостоятельной работы)     -      
Подготовка к зачету - - - -    
Вариативная составляющая самостоятельной работы - - - -    
  Контроль самостоятельной работы - -     -  
Всего по курсу:            
                 

 

5. Содержание учебного материала

5.1. Содержание лекционного материала

Тема 1. Предмет, история и методы детской психологии. (2часа)

Предмет и задачи детской психологии. Связь детской психологии с другими науками.

История детской психологии. Начальный период детской психологии. Психоаналитическая концепция психического развития. Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии. Когнитивная теория психического развития. Развитие детской психологии в дореволюционной России. Развитие, современное состояние и перспективы отечественной детской психологии.

Методологические принципы изучения психологии ребенка. Основные пути исследования в детской психологии. Планирование и построение исследования. Методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности детей, тесты и проблема психологической диагностики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...