Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы студентов




Конспектирование первоисточника

Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.С.15-25

Домашнее задание:

Заполните таблицу «Особенности развития ребенка в период от рождения до 1 года»

Возрастной период развития Ведущая деятельность Новообразования Социальная ситуация развития

2. 3. Заполните таблицу «Развитие психических функций и процессов в первый год жизни».

Возрастной период Восприятие Внимание Память   Мышление   Речь  

Семинарское занятие № 2

(2часа)

 

Тема: Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

Цель:

· рассмотреть психические особенности формирования личности в раннем детстве;

· познакомиться с коррекционно-развивающими играми для детей раннего возраста.

 

Вопросы для обсуждения :

 

1. Психическое развитие в раннем детстве.

2. Орудийная, предметная деятельность, этапы их развития.

3. Особенности развития игровой деятельности.

4. Становление эмоций и личности в раннем возрасте.

5. Общая характеристика кризиса «трех лет».

 

 

Основные термины и понятия:

 

раннее детство, наглядно-действенное мышление, предметная деятельность, кризис трех лет, эгоцентризм детского мышления, пассивная речь, активная речь.

 

Методические рекомендации

Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.По мнению В.Штерна, ребенок открывает в полтора года символическую функцию речи,а К. Бюлер приписывал ребенку двух лет открытие флективной природы языка.Позиция Д.Б.Эльконина.Симптомы кризиса трех лет по Э.Келер (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест- бунт, стремление к деспотизму). Дайте характеристику кризису трех лет.

 

 

Заполните таблицу «Особенности развития ребенка в период раннего детства»

Возрастной период развития Ведущая деятельность Новообразования Социальная ситуация развития
         

. Заполните таблицу «Развитие психических функций и процессов в период раннего детства».

Возрастные периоды Восприятие Внимание Память   Мышление   Речь  
             

Ознакомление с коррекционно-развивающими играми для детей раннего возраста: «Липучки», «Карусели», «Кенгуру», «Паровозик», «Черепаха», «Самолеты», «Помоги Тане», «Это я. Узнай меня» и др.

Задание для самостоятельной работы студентов

Конспектирование первоисточника

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2005.С. 15-30.

Домашнее задание:

Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения. Составьте альбом фотографий и рисунков.

Семинарское занятие №3

(2часа)

 

Тема: Развитие ощущений и восприятий ребенка.

Цель:

· рассмотреть особенности развития ощущений и восприятий дошкольников;

· познакомиться с методами диагностики когнитивного развития детей дошкольного возраста.

 

Вопросы для обсуждения :

 

 

  1. Психологические основы сенсорного восприятия.
  2. Развитие основных видов чувственного восприятия.
  3. Восприятие ребенком пространства, времени, художественных произведений.
  4. Восприятие человека детьми различного возраста.

 

 

Основные термины и понятия:

 

Ощущения, восприятие, сенсорное развитие, острота зрения, цветоразличение, слуховая чувствительность

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию обратите внимание на восприятие сказки и ее развивающее значение. Когда восприятие сказки может быть деятельностью. Книга Б.Бетельхейм «Польза и значение волшебной сказки» Позиция Д.Б.Эльконина.

 

Задание для самостоятельной работы студентов

Конспектирование

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. – Ярославль, 2008.С.55-76.

Домашнее задание

1. Изобразите схематично основные виды восприятия человека, какие из них и как развиваются у детей раннего и дошкольного возраста.

2. Решение психологических задач.

3. Ознакомление с методами диагностики перцептивного развития детей дошкольного возраста:

§ изучение особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании;

§ измерение объема восприятия дошкольников;

§ диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека.

Семинарское занятие №4

(2часа)

 

Тема: Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.

Цель:

· рассмотреть особенности развития внимания дошкольников;

· рассмотреть особенности развития памяти дошкольников

· познакомиться с методами диагностики когнитивного развития детей дошкольного возраста.

 

 

Вопросы для обсуждения :

 

  1. Развитие внимания у детей раннего и старшего дошкольного возраста.
  2. Пути и средства организации и поддержания внимания детей.
  3. Особенности памяти в раннем и дошкольном возрасте.
  4. Психологические приемы развития памяти у детей.

 

 

Основные термины и понятия:

 

внимание, произвольное и непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, объем, распределение, переключение, отвлекаемость, память, произвольная и непроизвольная памят

Методические рекомендации

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности:

а) установите индивидуальные различия в развитии основных свойств внимания;

б) выявите детей с низким уровнем произвольного внимания, продумайте программу коррекционной работы с ними; подберите игры для развития внимания детей.

Запишите и проанализируйте первые детские воспоминания. Определите к какому возрасту они относятся, каково их содержание, что помнится лучше: хорошее или плохое?

(Для сбора материала опросите группу детей дошкольного возраста).

4. Ознакомление с методами диагностики когнитивного развития детей дошкольного возраста:

  • изучение непроизвольного запоминания;
  • изучение произвольного запоминания;
  • изучение оперативной слуховой памяти;
  • изучение наглядно-образной памяти (тест «Телевизор»);
  • исследование устойчивости внимания;
  • исследование концентрации внимания.

Задание для самостоятельной работы студентов

Конспектирование

Домашнее задание:

Составьте опорную блок схему»»Виды внимания и памяти

 

 

Семинарское занятие №5

(2часа)

Тема: Мышление у детей: основные этапы развития.

Цель:

· рассмотреть особенности развития мышления дошкольников;

· познакомиться с методами диагностики мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.

· Вопросы для обсуждения :

· Возрастные психологические новообразования в сфере мышления.

· Наглядно-действенное мышление.

· Наглядно-образное мышление.

· Словесно-логическое мышление.

· Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.

Основные термины и понятия:

 

мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, умственное воспитание.

 

 

Методические рекомендации

В ходе наблюдения за детьми разных возрастов запишите их наиболее интересные высказывания и вопросы. Дайте их анализ, проследив возрастную динамику развития мышления у детей.

. Ознакомление с методами диагностики мыслительной деятельности детей дошкольного возраста:

  • исследование наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления;
  • овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности;
  • исследование вербального мышления.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...