Тема: Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка.
Цель: · рассмотреть особенности развития самосознания детей в дошкольном возрасте; · рассмотреть особенности становления мотивационной сферы в дошкольном возрасте; · познакомиться с методами диагностики потребностно-мотивационной сферы личности и самооценки детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия:
Самосознание, «образ – Я», самооценка, потребность, мотив, мотивация
Методические рекомендации Решение психологических задач. 1. Изучение самооценки дошкольников с применением следующих методик (см.: «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника» /Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1997):
2. Изучите самооценку детей в рисовании. Сравните полученные при этом результаты с самооценкой в системе личных отношений. Есть ли разница? Если да, то чем вы ее объясните? 3. Изучение потребностно-мотивационной сферы дошкольников с использованием следующих методик: · изучение соподчинения мотивов; · изучение борьбы мотивов (Ш.Н Чхартишвили); · изучение достижения цели в условиях помех; · изучение мотивов поведения в ситуации выбора; · изучение действенности общественного и личного мотивов; · изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности; · изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.
Задание для самостоятельной работы студентов: . Заполните таблицу «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»
Семинарское занятие № 11. (2часа) Тема: Эмоциональная сфера личности ребенка. Цель: · рассмотреть особенности развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста; · познакомиться с методами диагностики эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия: Э моции, чувства, новообразование, кризисы развития, высшие чувства.
Методические рекомендации
1. Понаблюдайте игры детей и опишите проявления эмоций. 2. Побеседуйте с родителями, соберите и проанализируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близкими взрослыми. 3. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается их эмоциональное отношение к разнообразным жизненным ситуациям. 4. Ознакомление с методами диагностики и исследования эмоциональной сферы дошкольника: · Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцар); · Рисовальные пробы; · тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дарки, В. Амен); · методика «Веселый – грустный»; · диагностика эмоционального компонента нравственного сознания. Задание для самостоятельной работы студентов Домашнее задание Составление альбома с различными эмоциями
Семинарское занятие № 12. (2часа) Тема: Развитие волевой сферы ребенка. Цель: · рассмотреть этапы становления волевого действия на разных возрастных этапах; · познакомиться с методами диагностики волевой сферы личности.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия:
В оля, волевой акт, произвольные движения, импульсивное поведение.
Методические рекомендации
1. Изобразите схематично этапы становления волевого действия у детей на разных возрастных этапах. 2. Решение психологических задач. 3. Ознакомление с методами диагностики волевой сферы: · изучение особенностей проявления воли дошкольниками; · изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения; · изучение произвольного поведения; · изучение целенаправленности деятельности; · методика А. Карстен. Семинарское занятие № 13. (2часа)
Тема: Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста. Цель: · рассмотреть особенности развития способностей у детей дошкольного возраста; · рассмотреть проявления темперамента в поведении дошкольников; · познакомиться с методами диагностики способностей и темперамента дошкольников.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия:
Способности, познавательные способности, практические способности, специальные способности, темперамент, типы темпераментов: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Методические рекомендации 1. Изобразите схематично виды способностей человека. Какие из них и в каком возрасте проявляются у детей дошкольников? 2. Разработайте тематику психолого-педагогических консультаций для родителей по проблеме формирования способностей ребенка. Подберите научно-популярную литературу по данной проблеме. 3. Решение психологических задач. 4. Приведите примеры из практики работы воспитателя, отражающие индивидуальный подход к детям различного темперамента и особенности их воспитания.
Задание для самостоятельной работы студентов: Определите свой тип темперамента при помощи методики Г. Айзенка. Выделите те качества, которые могут быть помехой в вашей работе с детьми; разработайте программу самовоспитания.
Семинарское занятие № 14. (2часа)
Тема: Психологическая готовность ребенка к школе. Цель: · рассмотреть требования, предъявляемые к детям старшего дошкольного возраста; · рассмотреть особенности психологической готовности детей к школьному обучению; · познакомиться с методами диагностики психологической готовности к школе.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия
интеллектуальная готовность к школе, социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе, волевая готовность ребенка к школе. Методические рекомендации
1. Составьте характеристику ребенка 6-7 лет накануне поступления в школу, опираясь на систему психолого-педагогических требований к статусу первоклассника (заполните третий столбец в таблице). 2. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке к школе. 3. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедшими в школу из дома. Есть ли разница? в чем она заключается, чем вы можете ее объяснить? 4. Изучение готовности к школе с использованием следующих методов:
Задание для самостоятельной работы студентов: Составьте характеристику ребенка 6-7 лет накануне поступления в школу, опираясь на систему психолого-педагогических требований к статусу первоклассника.
Семинарское занятие № 15. (2часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|