Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.




Цель:

· рассмотреть стили родительского поведения;

· освоить применение методик, позволяющих определить уровень взаимоотношений в семье.

Вопросы для обсуждения:

1. Стили родительского поведения.

2. Воздействие стилей родительского поведения на детей.

3. Оказание поддержки и помощи детям со стороны родителей в трудных ситуациях.

 

Основные термины и понятия:

Агрессия, деструкция, замкнутый, индивидуальность, импульсивность, оптимизм, самоконтроль, стиль, угрюмый, эмпатия.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Немов Р.С., Психология. Кн. 2. Психология образования. –М.: Просвещение: Владос, 2004.

2. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.

5. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Академия, 2002.

6. Талызина Н.Ф. педагогическая психология. – М., 2009.

7. Якунин в.а. педагогическая психология. – СПб., 2008

 

Дополнительная литература:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – СПб., 2002.

3. Кулькевич С.В. Совсем необычный урок. – Ростов-н/Д., 2001.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2001.

Интернет-ресурсы:

 

1. http://flogiston.ru/articles/educational

2. http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtml

3. http://revolution.allbest.ru/psychology/00019115_0.html

4. http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya

 

 

Методические рекомендации

1. Методики: Опросник социализации школьников «Моя семья» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.);

Опросник «Ваш стиль воспитания» (Клюева Н.В.);

Опросник для родителей «Присутствует ли в Вашей семье авторитарный стиль общения?» (Кожанова Н.Е.).

2. Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами для родителей.

Задание для самостоятельной работы студентов:

Домашнее задание:

Составить блок-схему стилей поведения.

 

6. Содержание самостоятельной работы студентов:

 

На самостоятельную работу студентов по курсу «Детская психология» отводится 65% учебного времени от общей трудоемкости курса.

Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:

• согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

• консультации (индивидуальные, групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;

• промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе формирования электронного портфолио студента.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, график её выполнения; создает сетевую информационную и коммуникационную среду для организации самостоятельной работы. Для этого разрабатывается необходимое учебно-методическое обеспечение в виде электронного УМК, проектируется целевая система телекоммуникацианных связей, необходимых для взаимодействия студента в и их педагогического сопровождения в процессе самостоятельной работы.

В тематическом планировании преподаватель отражает:

-темы учебной программы, обеспеченные информационными ресурсами, которые студент осваивает самостоятельно или по индивидуальному плану

-задания для индивидуальной или малогрупповой самостоятельной работы;

-сроки выполнения заданий:

-форму представления результатов и критерии оценки самостоятельной работы.

В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется не только развитию информационной культуры, но и формированию готовности к кооперации, к работе в коллективе в сетевом пространстве, для чего целесообразно стимулировать студентов к совместной деятельности в малых группах.

В процессе освоения содержания дисциплины предполагается организация как индивидуальной, так и групповой самостоятельной работы студентов.

В самостоятельной работе выделяются две составляющие:

-обязательная;

-вариативная.

 

6.1. Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам

Тема и наименование занятия Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени
Тема 1.. Предмет, история и методы детской психологии Отбор ситуаций соответствующей предметной области, составление кроссворда  
Тема 2. Основные закономерности психического развития ребенка. Сравнение различных концепций.Составление блок- схемы.  
Тема 3. Психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах. Конспектирование первоисточника Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.С.15- 1. Заполните таблицу «Особенности развития ребенка в период от рождения до 1 года»    
Тема 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Составить альбом из фотографий и рисунков  
Тема 5. Развитие ощущений и восприятий ребенка. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 6. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте. Решение цикла задач  
Актуализация отдельных вопросов темы
Тема 7. Мышление у детей: основные этапы развития. Составление карты развития мышления на разных возрастных этапах  
Тема 8. Становление речи и развитие воображения. Составьте блок- схему: Виды речи и воображения.    
Подготовка к текущему тестированию по 1-му разделу  
Тема 9. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Заполните таблицу «Стадии развития игры в дошкольном возрасте». Составьте перечень игр по их видам(дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно- ролевые и др.) 1.  
Тема 10. Художественная деятельность ребенка. Изобразите схематично этапы развития изобразительного мастерства ребенка.    
Тема 11. Особенности трудовой и учебной деятельности ребенка. Решение психологических задач  
Тема 12. Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый. Разработать модель взаимодействия  
Тема13. Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка. «Образ-Я». Решение психологических задач. 1. Изучение самооценки дошкольников с применением следующих методик методика «Лесенка»;
  • проективный тест.
2. Изучите самооценку детей в рисовании. Сравните полученные при этом результаты с самооценкой в системе личных отношений. Есть ли разница? Если да, то чем вы ее объясните? 3. Изучение потребностно-мотивационной сферы дошкольников.  
 
Тема14. Эмоциональная сфера личности ребенка. Составление альбома с различными эмоциями  
Тема 15. Развитие волевой сферы ребенка. 1. Изобразите схематично этапы становления волевого действия у детей на разных возрастных этапах. 2. Решение психологических задач. 3. Ознакомление с методами диагностики волевой сферы.    
Тема16. Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста Определите свой тип темперамента при помощи методики Г. Айзенка. Выделите те качества, которые могут быть помехой в вашей работе с детьми; разработайте программу самовоспитания.    
Тема17. Психологическая готовность ребенка к школе. Составьте характеристику ребенка 6-7 лет накануне поступления в школу, опираясь на систему психолого-педагогических требований к статусу первоклассника.    
Тема18. Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.   Подбор диагностических методик и составление характеристики  
Подготовка к текущему тестированию по 2-му разделу  
 
Подготовка к зачету 4 часа
Итого обязательная СРС 78 часов

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

Вариативная составляющая самостоятельной работы студентов должна занимать не, менее 8 часов. Она направлена, главным образом, на формирование общекультурных компетентностей. Студенту предлагается выбрать те виды самостоятельной работы, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины.

 

Содержание работы Количество времени
   
Составление библиографии по теме 4 часа
Составление каталога Интернет-ресурсов по теме 4 часа
Составление аннотированного каталога по теме 4часа
Составление портфолио по учебному материалу за семестр 8 часов
Подбор, изучение, анализ рекомендованной литературы 4 часа
Конспектирование первоисточников 4 часа
Подготовка сообщения к занятию 4 часа
Составление терминологического словаря по учебному материалу за семестр 8 часов

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...