Задание для самостоятельной работы студентов
Конспектирование Домашнее задание Подбор диагностических методик.
Семинарское занятие №6 (2часа)
Тема: Становление речи и развитие воображения. Цель: · рассмотреть особенности становления речи дошкольников; · рассмотреть особенности развития воображения дошкольников; · познакомиться с методами изучения речи детей дошкольного возраста.
· Вопросы для обсуждения :
Основные термины и понятия: Речь, общение, остенсивное определение, воображение.
Методические рекомендаци
1. Решение психологических задач. 2. Предложите детям 5 лет составить рассказ на определенную тему по заданному плану (например, на тему «Как я помогаю маме» по плану: 1. На кухне. 2. Уборка квартиры. 3. Мои игрушки и книжки). Проанализируйте, умеют ли дети излагать свои мысли по предложенному плану, владеют ли контрольными действиями по отношению к речевой деятельности (насколько правильно оценивают свой рассказ и рассказ товарища, соотносят ли при этом результат действия с заданным способом). 3. Проанализируйте детские рисунки двух возрастных групп (например, средней и старшей) на темы «Самое смешное», «Сказочный город».В чем проявляется воображение в рисунках детей, какие приемы используются ими для создания образов воображения? 4. Ознакомление с методами изучения речи детей дошкольного возраста:
Задание для самостоятельной работы студентов Составьте блок- схему Виды речи и воображения. Семинарское занятие №7 (2часа
Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Цель: · рассмотреть особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Вопросы для обсуждения
Основные термины и понятия: ведущий тип деятельности, игра, сюжет игры, сюжетно-ролевая игра.
Методические рекомендации
. Понаблюдайте за играми детей разных возрастных групп. Попытайтесь определить, используя критерии, предложенные Д.Б. Элькониным, уровень развития ролевой игры в каждой группе. Соответствует ли выявленный вами уровень развития игровой деятельности возрастным возможностям детей? Наметьте основные направления работы воспитателя по дальнейшему развитию ролевой игры детей. Исследуйте взаимоотношения детей в процессе игры. Наблюдается ли переход взаимоотношений из игровых в реальные ситуации? Как влияют на игру реальные взаимоотношения между детьми? Исследование произвольной активности дошкольников в игре (Р.М. Геворкян). Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания в игровой деятельности.
Задания для самостоятельной работы студентов Заполните таблицу «Стадии развития игры в дошкольном возрасте». Можно использовать учебное пособие: Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: Уч. пос. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 152-153. Составьте перечень игр по их видам (дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно-ролевые и др.).
Семинарское занятие №8 (2часа)
Тема: Художественная деятельность ребенка. Цель: · рассмотреть особенности художественной деятельности дошкольников.
Вопросы для обсуждения:
Основные термины и понятия : Детельность, мотив, особенности личности, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность. Методические рекомендации
Понаблюдайте за конструктивной деятельностью детей двух возрастных групп (средней и старшей) и проанализируйте ее. Заметны ли возрастные различия в конструировании детей? Если да, то в чем они проявляются? В какой степени руководство воспитателем конструктивной деятельностью детей способствует развитию их творчества? Исследуйте музыкальную деятельность детей одной из возрастных групп детского сада. Какой вид ее наиболее развит у этих детей? Чем объясняются успехи (недостатки, отставания) детей в конкретных видах музыкальной деятельности? Охарактеризуйте рисунки детей дошкольного возраста для диагностики их личности и внутрисемейных взаимоотношений:
Задания для самостоятельной работы студентов Изобразите схематично этапы развития изобразительного мастерства ребенка. Семинарское занятие №9 (2часа
Тема: Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый. Цель: · рассмотреть особенности влияния на развитие детей общения, семьи, детского коллектива, взрослых; · познакомиться с методами изучения социального взаимодействия детей дошкольного возраста. Вопросы для обсуждения: 1.Общение как важный фактор развития личности.
Основные термины и понятия:
Общение, социализация, импринтинг, семья, стили семенного воздействия, «детское общество»
Методические рекомендации
1. Изучите систему межличностных взаимоотношений в одной из групп (средней, старшей) детского сада, используя наблюдение, беседы, социометрию (см.: Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984; Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978). Результаты представьте на социограмме, матрице. Проанализируйте статусную структуру группы. Особое внимание обратите на детей с низким социометрическим статусом; попытайтесь выявить причины малопопулярности этих детей; продумайте план работы по оптимизации системы межличностных отношений в этой группе. 2. Ознакомление с процедурой проведения «Цветового теста отношений» А. Эткиндта.
3. Изучение взаимоотношений в семье с использованием:
4. Продумайте, как лучше подготовить и провести родительское собрание, посвященное вопросам формирования личности ребенка в условиях семьи. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10 (2часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|