Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стили преподавания и взаимоотношения между учителями и учениками




Стиглер и его коллеги изучали ведение уроков математики, чтобы выяснить возможные причины возникновения межнациональных различий в ма­тематических знаниях учащихся. Были выявлены существенные различия в использовании учебного времени, с которыми мо­жет быть связано разное качество математических знаний. Японцы и китайцы проводят в школе боль­ше дней в году, и больше времени в школе посвя­щено академическим предметам и математике. Кроме того, японские и китайские учителя боль­ше времени работают с целым классом, чем их аме­риканские коллеги. Эта разница кажется еще бо­лее существенной, если учесть, что среднее коли­чество учеников в классе в Соединенных Штатах меньше, чем в Японии и Китае. В результате аме­риканские учащиеся меньше времени занимаются под непосредственным руководством учителя.

Исследователи заметили, что американские учителя любят хвалить учеников за правильные ответы. Японские учителя фокусируют внимание на неправильных ответах, используя их как пред­мет для того, чтобы обсудить вычисления или ма­тематическую концепцию. Учителя на Тайване используют тот же подход, что и их японские кол­леги. Разница методов обучения говорит о том, что в Америке делается упор на поощрении уникаль­ности и индивидуализма, а в Японии и Китае ищут пути вовлечения всей группы в учебный процесс и воспитания коллективной ответственности за ошибки, допущенные отдельными учениками. Похвала же не дает повода для групповой дискус­сии и воспитания общей ответственности.

Безусловно, различия существуют и в других культурах. Мак-Каргар, напри­мер, отметил различия среди 10 культурных групп учащихся в оценке роли ученика по 8 пунктам ан­кеты и в оценке роли учителя по 11 пунктам. В целом исследования выявили, что важные раз­личия учебного процесса в стиле преподавания, ожиданиях учителей и учащихся и их поведении могут быть причиной межнациональных различий в академической успеваемости.

Резюме

Мы знаем, что межнациональные различия в ака­демической успеваемости не обязательно связаны с биологическими различиями между людьми раз­ных культур. И хотя различия языков, особенно связанные с системами исчисления, могут иметь значение, они все же не объясняют столь большую разницу в уровне знаний учащихся. Напротив, ис­следования говорят о том, что межнациональные различия академических достижений учеников воз­никают в результате действия многих культурных факторов, относящихся к системе образования, ро­дительским и семейным ценностям, к воспитанию учащихся и к практике учебного процесса.

Но разница в знаниях учащихся - это не толь­ко продукт культурных различий. Достижения учащихся в любой стране и в любом предмете - это результат сложного взаимодействия экономи­ки, географии, ресурсов, культурных ценностей, верований, способностей, языка, опыта и динами­ки семьи.

Исследования межнациональных различий ака­демических знаний учащихся проясняют роль сис­темы образования как важного агента приобщения к культуре в обществе. Факторы, обсуждавшиеся выше, влияют не только на знания учащихся, но и на саму культуру. Взаимоотношения детей и родителей, практика обучения, учебные программы, поведение учителей - все это в конечном итоге является важ­ной частью культуры. В процессе обучения учащие­ся накапливают культурные знания и становятся носителями культуры народа. Образование - важ­нейшая составляющая процесса приобщения к куль­туре и социализации детей во многих странах мира. Различия системы образования не только отражают, но и усиливают различия культурных ценностей, ве­рований, отношений и норм поведения и помогают передавать эту важную культурную информацию из поколения в поколение. В любой стране школьные годы - это критический период для человека, когда он познает культуру своего народа при участии все­го общества.

ОБОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

В этом разделе рассматривались многочисленные факторы, влияющие на процесс приобщения к культуре - темперамент и биологическая предрас­положенность, привязанность и родительское по­ведение, воспитание детей, система образования.

Как же происходит приобщение к культуре, т. е. совместное действие большого числа факто­ров и их синтез в сознании человека? Исследова­ния этого вопроса практически не проводились. То, что мы знаем об этом, идет от теоретических и концептуальных разработок в антропологии и межкультурной психологии, попыток соединить отрывочные свидетельства в единое целое.

Теория Томазелло: имитация, инструктирование и сотрудничество

Томазелло полагает, что изуче­ние культуры проявляется в трех видах деятель­ности в процессе развития человека: имитации, инструкции и сотрудничестве. Эти процессы, в свою очередь, вероятно, связаны с социальными и когнитивными концепциями и процессами, необ­ходимыми для осуществления приобщения к куль­туре. Имитация - это преднамеренное действие с последующим усвоением. Инструктирование предполагает умственную деятельность с последу­ющим интерактивным и координированным усво­ением. Сотрудничество в обучении основано на способности отражать и предполагает интегриро­ванное усвоение. Корреляции между этими аспек­тами социального и культурного обучения у нор­мальных детей и диких и окультуренных шимпан­зе дают дополнительное подтверждение этим механизмам. (Важность имитации в обучении культуре подвергалась критике)

Культура как конгломерат познания

Некоторые авторы предполагают, что культура может быть характеризована как конгломерат си­туативного контекстно-обусловленного познания. Якобсон, например, считает, что контексты неотделимы от процесса познания. По­знание культуры происходит в многообразных контекстах, которые затем объединяются в одно целое на уровне понимания, оценивания и поведе­ния. Шор также определяет позна­ние культуры как продукт организации культур­ных текстов и моделей и последующий процесс выработки понятий и представлений, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Ког­нитивные процессы и чувственный опыт позволя­ют связать вместе различные схемы и контексты и создать культурные представления.

Ниша развития

Супер и Харкнесс предполагают, что приобщение к культуре проис­ходит внутри так называемой ниши развития. Эта ниша образует структурные и субъективные рам­ки, внутри которых дети начинают познавать куль­турные ценности и мораль общества. По мнению этих авторов, такая ниша включает три главных компонента: физическое и социальное окружение; обычаи, связанные с воспитанием детей; и психо­логию воспитателей.

Развивающийся ребенок испытывает влияние всех этих компонентов или, точнее, их взаимодей­ствия, которые в свою очередь существуют в более широком физическом и социальном пространстве. В этой нише дети могут находиться под влиянием различных агентов и учреждений социализации, и в то же время ребенок привносит в эти взаимоотно­шения свой темперамент и настроение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...