Стили преподавания и взаимоотношения между учителями и учениками
Стиглер и его коллеги изучали ведение уроков математики, чтобы выяснить возможные причины возникновения межнациональных различий в математических знаниях учащихся. Были выявлены существенные различия в использовании учебного времени, с которыми может быть связано разное качество математических знаний. Японцы и китайцы проводят в школе больше дней в году, и больше времени в школе посвящено академическим предметам и математике. Кроме того, японские и китайские учителя больше времени работают с целым классом, чем их американские коллеги. Эта разница кажется еще более существенной, если учесть, что среднее количество учеников в классе в Соединенных Штатах меньше, чем в Японии и Китае. В результате американские учащиеся меньше времени занимаются под непосредственным руководством учителя. Исследователи заметили, что американские учителя любят хвалить учеников за правильные ответы. Японские учителя фокусируют внимание на неправильных ответах, используя их как предмет для того, чтобы обсудить вычисления или математическую концепцию. Учителя на Тайване используют тот же подход, что и их японские коллеги. Разница методов обучения говорит о том, что в Америке делается упор на поощрении уникальности и индивидуализма, а в Японии и Китае ищут пути вовлечения всей группы в учебный процесс и воспитания коллективной ответственности за ошибки, допущенные отдельными учениками. Похвала же не дает повода для групповой дискуссии и воспитания общей ответственности. Безусловно, различия существуют и в других культурах. Мак-Каргар, например, отметил различия среди 10 культурных групп учащихся в оценке роли ученика по 8 пунктам анкеты и в оценке роли учителя по 11 пунктам. В целом исследования выявили, что важные различия учебного процесса в стиле преподавания, ожиданиях учителей и учащихся и их поведении могут быть причиной межнациональных различий в академической успеваемости.
Резюме Мы знаем, что межнациональные различия в академической успеваемости не обязательно связаны с биологическими различиями между людьми разных культур. И хотя различия языков, особенно связанные с системами исчисления, могут иметь значение, они все же не объясняют столь большую разницу в уровне знаний учащихся. Напротив, исследования говорят о том, что межнациональные различия академических достижений учеников возникают в результате действия многих культурных факторов, относящихся к системе образования, родительским и семейным ценностям, к воспитанию учащихся и к практике учебного процесса. Но разница в знаниях учащихся - это не только продукт культурных различий. Достижения учащихся в любой стране и в любом предмете - это результат сложного взаимодействия экономики, географии, ресурсов, культурных ценностей, верований, способностей, языка, опыта и динамики семьи. Исследования межнациональных различий академических знаний учащихся проясняют роль системы образования как важного агента приобщения к культуре в обществе. Факторы, обсуждавшиеся выше, влияют не только на знания учащихся, но и на саму культуру. Взаимоотношения детей и родителей, практика обучения, учебные программы, поведение учителей - все это в конечном итоге является важной частью культуры. В процессе обучения учащиеся накапливают культурные знания и становятся носителями культуры народа. Образование - важнейшая составляющая процесса приобщения к культуре и социализации детей во многих странах мира. Различия системы образования не только отражают, но и усиливают различия культурных ценностей, верований, отношений и норм поведения и помогают передавать эту важную культурную информацию из поколения в поколение. В любой стране школьные годы - это критический период для человека, когда он познает культуру своего народа при участии всего общества.
ОБОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ В этом разделе рассматривались многочисленные факторы, влияющие на процесс приобщения к культуре - темперамент и биологическая предрасположенность, привязанность и родительское поведение, воспитание детей, система образования. Как же происходит приобщение к культуре, т. е. совместное действие большого числа факторов и их синтез в сознании человека? Исследования этого вопроса практически не проводились. То, что мы знаем об этом, идет от теоретических и концептуальных разработок в антропологии и межкультурной психологии, попыток соединить отрывочные свидетельства в единое целое. Теория Томазелло: имитация, инструктирование и сотрудничество Томазелло полагает, что изучение культуры проявляется в трех видах деятельности в процессе развития человека: имитации, инструкции и сотрудничестве. Эти процессы, в свою очередь, вероятно, связаны с социальными и когнитивными концепциями и процессами, необходимыми для осуществления приобщения к культуре. Имитация - это преднамеренное действие с последующим усвоением. Инструктирование предполагает умственную деятельность с последующим интерактивным и координированным усвоением. Сотрудничество в обучении основано на способности отражать и предполагает интегрированное усвоение. Корреляции между этими аспектами социального и культурного обучения у нормальных детей и диких и окультуренных шимпанзе дают дополнительное подтверждение этим механизмам. (Важность имитации в обучении культуре подвергалась критике) Культура как конгломерат познания Некоторые авторы предполагают, что культура может быть характеризована как конгломерат ситуативного контекстно-обусловленного познания. Якобсон, например, считает, что контексты неотделимы от процесса познания. Познание культуры происходит в многообразных контекстах, которые затем объединяются в одно целое на уровне понимания, оценивания и поведения. Шор также определяет познание культуры как продукт организации культурных текстов и моделей и последующий процесс выработки понятий и представлений, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Когнитивные процессы и чувственный опыт позволяют связать вместе различные схемы и контексты и создать культурные представления.
Ниша развития Супер и Харкнесс предполагают, что приобщение к культуре происходит внутри так называемой ниши развития. Эта ниша образует структурные и субъективные рамки, внутри которых дети начинают познавать культурные ценности и мораль общества. По мнению этих авторов, такая ниша включает три главных компонента: физическое и социальное окружение; обычаи, связанные с воспитанием детей; и психологию воспитателей. Развивающийся ребенок испытывает влияние всех этих компонентов или, точнее, их взаимодействия, которые в свою очередь существуют в более широком физическом и социальном пространстве. В этой нише дети могут находиться под влиянием различных агентов и учреждений социализации, и в то же время ребенок привносит в эти взаимоотношения свой темперамент и настроение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|