Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.




 

Психологическая диагностика умственных способностей как отдельное направление приобрело за последние 20 лет огромную популярность среди раз­личных областей психологической науки.

Ученые выделяют отдельные общие положения, которые имеют прямое от­ношение к диагностике умственных способностей и разработке тестов интел­лекта.

Так, в процессе разработки любых психодиагностических тестов выделяют следующие три этапа.

1) подробный анализ той диагностической проблемы, которая требует решения;

2) непосредственное создание теста;

3) подбор заданий.

Начнем с анализа диагностической проблемы. Наданном этапе специалист-психолог формулирует проблемный вопрос: что он собирается ди­агностировать, какую психическую черту предполагает измерить. Ответить на этот вопрос можно, изучив различные концепции о проблемах интеллекта. Можно также воспользоваться одной из наличествующих. А если она не устраи­вает специалиста, то он разрабатывает свою.

В процессе работы возникает вопрос, какие методы использовать при из­мерении интеллекта. Для его решения исследователи анализируют на теорети­ческом уровне все достоинства и недостатки известных научному миру методик. Бывает так, что методы, популярные на данный момент, не устраивают экспе­риментатора по каким-то абстрактным или практическим суждениям, и он на­чинает разрабатывать свои собственные способы изучения.

Чтобы ответить на вопросы, возникающие в процессе работы, нужно опи­раться на данную научно-практическую проблему и результаты ее исследова­ния, которые можно изменять, но ни в коем случае нельзя ими пренебрегать.

Настала очередь второго этапа. Здесь, собственно, и начинается непосредственная работа над созданием тест. Основной инструмент в данном случае — интуитивное чувство самого исследователя, накопленный опыт коллег, а также знания определенных особенностей отдельной интеллектуальной дея­тельности. Психологи, как правило, отталкиваются от инстинктивного сообра­жения по поводу изоморфизма внутреннего (ментального) и внешнего (моторно-перцептивного) мотивов действия и аналогии между ними.

Теперь обратимся к внутренней валидности, которая, как правило, должна соответствовать процедуре измерения определенных свойств. Эта характери­стика теста зависит от гипотезы исследователя, предположившего, что непо­средственно в процессе решения представленной задачи человек использует собственные психические свойства конкретного уровня развития.

Чтобы правильно и точно охарактеризовать то свойство, которое выбрал психолог, с испытуемым проводится определенный инструктаж. Кроме того, исследователь может чинить препятствия на пути верного решения: затруднять первичный анализ материала и условий задач. В результате дополнительных преград повышается уровень сложности заданий, создаются дополнительные трудности. Однако любое препятствие можно создать лишь в том случае, если помнить о глубинной аналогии между внешними и внутренними планами обра­щения.

Когда исследователь сознательно повышает трудность заданий, у испытуе­мого остается лишь одна возможность с ними справиться — включить в работу свои способности. Датский ученый Г. Раш предположил, что уровень трудно­сти заданий и уровень определенных способностей испытуемого не связаны друг с другом. На основе этих предположений ученый в 1952 г. разработал свою модель теста. Она располагает двумя основными версиями: мультипликативной и аддитивной.

В соответствии с этой моделью верное решение тестовых заданий обуслов­ливается или наличием высокого уровня развития способностей, или недоста­точной сложностью задач.

Существует специальная литература с описанием компьютерных алгорит­мов и разработанных программ, с помощью которых, учитывая эмпирические результаты, можно рассчитать объективную сложность задачи, а также способ­ности каждого испытуемого.

Сам Г. Раш обратился к своей модели, когда начал разработку так называе­мых критериальных тестов. Именно в этот период он ввел новую единицу изме­рения — логит. С ее помощью специалисты измеряют по единой шкале и уро­вень сложности задачи, и уровень развития способностей испытуемых.

Предложение применять несколько вариантов модели Раша внес В. С. Аванесов, речь идет, в частности:

1) о модели, которая подразумевает вероятность отгадывания верного решения;

2) о модели более сложной, которая учитывает взаимосвязь между успешным исходом испытания и уровнем развития определенных способностей.

И все же подсознательно психологи, начиная работу над созданием теста, неизменно составляли задания с учетом того, чтобы была возможность варьиро­вания сложности. Они работали и над тем, чтобы задания позволяли измерить не более одной способности.

На третьем этапе разработки теста ученые занимаются выбраковкой не­пригодных заданий, а не формируют их. И тем не менее данная стадия традици­онно считается основной при работе над созданием теста. На этом этапе приме­няются все наличествующие на данный момент эмпирико-статистические кон­цепции тестов, которые предназначаются для оценивания валидности и надежности теста и задач, входящих в его состав.

Надежность теста можно выявить по определенным показателям: у одного человека они должны быть неизменными.

Говоря о валидности теста, нужно исходить из того, что его задания призва­ны дать оценку именно того качества, для определения которого и разрабаты­вался тест. По поводу валидности тех или иных интеллектуальных тестов возни­кало много вопросов. Как можно определить, что задания, предложенные для измерения уровня интеллекта, действительно могут дать оценку уровню разви­тия умственных способностей? Известно, что разнообразные тесты на выявле­ние уровня интеллекта имеют в своей основе одну из теорий интеллекта. И тем не менее на оценку влияет и то, что ученые не пришли к единому мнению отно­сительно сути понятия «интеллект» и составляющих его элементов. Кроме того, люди, принадлежащие к разным классовым и этническим группам, могут пока­зать разные результаты. Но никогда нельзя судить о способностях человека, ес­ли он получил низкие баллы за выполненные задания.

Операция на проверку валидности и надежности, однородности заданий представляет собой отбор упражнений для теста и выявление доказательств то­го, что данный тест имеет необходимый уровень качества.

Это происходит после замены заданий, их видоизменения, а также измене­ния самого процесса тестирования и обработки полученных данных.

Все имеющиеся тесты на выявление уровня интеллекта ученые условно разбили на две группы:

1) тесты на выявление уровня скорости;

2) уровневые тесты.

В процессе проведения исследований при помощи тестов первой группы практикуется строгий лимит времени. Если используют тесты второй группы, то вводится небольшое ограничение времени на выполнение заданий этого тес­та или субтеста. А основную сложность для испытуемого представляют специ­фические упражнения. Иногда попадаются такие варианты тестов, где встреча­ются вышеуказанные виды трудностей.

В состав так называемых тестов скорости входит несколько однотипных и сходных по степени трудности задач.

Испытуемому необходимо найти верное решение за установленное время. Количество верно решенных задач и будет выступать критерием успешного прохождения тестирования.

При выполнении уровневых тестов, как правило, время, которое отводится испытуемому на работу, существенно превосходит время, которое обычно чело­век может затратить на решение тестовых задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...