Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
Психологическая диагностика умственных способностей как отдельное направление приобрело за последние 20 лет огромную популярность среди различных областей психологической науки. Ученые выделяют отдельные общие положения, которые имеют прямое отношение к диагностике умственных способностей и разработке тестов интеллекта. Так, в процессе разработки любых психодиагностических тестов выделяют следующие три этапа. 1) подробный анализ той диагностической проблемы, которая требует решения; 2) непосредственное создание теста; 3) подбор заданий. Начнем с анализа диагностической проблемы. Наданном этапе специалист-психолог формулирует проблемный вопрос: что он собирается диагностировать, какую психическую черту предполагает измерить. Ответить на этот вопрос можно, изучив различные концепции о проблемах интеллекта. Можно также воспользоваться одной из наличествующих. А если она не устраивает специалиста, то он разрабатывает свою. В процессе работы возникает вопрос, какие методы использовать при измерении интеллекта. Для его решения исследователи анализируют на теоретическом уровне все достоинства и недостатки известных научному миру методик. Бывает так, что методы, популярные на данный момент, не устраивают экспериментатора по каким-то абстрактным или практическим суждениям, и он начинает разрабатывать свои собственные способы изучения. Чтобы ответить на вопросы, возникающие в процессе работы, нужно опираться на данную научно-практическую проблему и результаты ее исследования, которые можно изменять, но ни в коем случае нельзя ими пренебрегать. Настала очередь второго этапа. Здесь, собственно, и начинается непосредственная работа над созданием тест. Основной инструмент в данном случае — интуитивное чувство самого исследователя, накопленный опыт коллег, а также знания определенных особенностей отдельной интеллектуальной деятельности. Психологи, как правило, отталкиваются от инстинктивного соображения по поводу изоморфизма внутреннего (ментального) и внешнего (моторно-перцептивного) мотивов действия и аналогии между ними.
Теперь обратимся к внутренней валидности, которая, как правило, должна соответствовать процедуре измерения определенных свойств. Эта характеристика теста зависит от гипотезы исследователя, предположившего, что непосредственно в процессе решения представленной задачи человек использует собственные психические свойства конкретного уровня развития. Чтобы правильно и точно охарактеризовать то свойство, которое выбрал психолог, с испытуемым проводится определенный инструктаж. Кроме того, исследователь может чинить препятствия на пути верного решения: затруднять первичный анализ материала и условий задач. В результате дополнительных преград повышается уровень сложности заданий, создаются дополнительные трудности. Однако любое препятствие можно создать лишь в том случае, если помнить о глубинной аналогии между внешними и внутренними планами обращения. Когда исследователь сознательно повышает трудность заданий, у испытуемого остается лишь одна возможность с ними справиться — включить в работу свои способности. Датский ученый Г. Раш предположил, что уровень трудности заданий и уровень определенных способностей испытуемого не связаны друг с другом. На основе этих предположений ученый в 1952 г. разработал свою модель теста. Она располагает двумя основными версиями: мультипликативной и аддитивной. В соответствии с этой моделью верное решение тестовых заданий обусловливается или наличием высокого уровня развития способностей, или недостаточной сложностью задач.
Существует специальная литература с описанием компьютерных алгоритмов и разработанных программ, с помощью которых, учитывая эмпирические результаты, можно рассчитать объективную сложность задачи, а также способности каждого испытуемого. Сам Г. Раш обратился к своей модели, когда начал разработку так называемых критериальных тестов. Именно в этот период он ввел новую единицу измерения — логит. С ее помощью специалисты измеряют по единой шкале и уровень сложности задачи, и уровень развития способностей испытуемых. Предложение применять несколько вариантов модели Раша внес В. С. Аванесов, речь идет, в частности: 1) о модели, которая подразумевает вероятность отгадывания верного решения; 2) о модели более сложной, которая учитывает взаимосвязь между успешным исходом испытания и уровнем развития определенных способностей. И все же подсознательно психологи, начиная работу над созданием теста, неизменно составляли задания с учетом того, чтобы была возможность варьирования сложности. Они работали и над тем, чтобы задания позволяли измерить не более одной способности. На третьем этапе разработки теста ученые занимаются выбраковкой непригодных заданий, а не формируют их. И тем не менее данная стадия традиционно считается основной при работе над созданием теста. На этом этапе применяются все наличествующие на данный момент эмпирико-статистические концепции тестов, которые предназначаются для оценивания валидности и надежности теста и задач, входящих в его состав. Надежность теста можно выявить по определенным показателям: у одного человека они должны быть неизменными. Говоря о валидности теста, нужно исходить из того, что его задания призваны дать оценку именно того качества, для определения которого и разрабатывался тест. По поводу валидности тех или иных интеллектуальных тестов возникало много вопросов. Как можно определить, что задания, предложенные для измерения уровня интеллекта, действительно могут дать оценку уровню развития умственных способностей? Известно, что разнообразные тесты на выявление уровня интеллекта имеют в своей основе одну из теорий интеллекта. И тем не менее на оценку влияет и то, что ученые не пришли к единому мнению относительно сути понятия «интеллект» и составляющих его элементов. Кроме того, люди, принадлежащие к разным классовым и этническим группам, могут показать разные результаты. Но никогда нельзя судить о способностях человека, если он получил низкие баллы за выполненные задания.
Операция на проверку валидности и надежности, однородности заданий представляет собой отбор упражнений для теста и выявление доказательств того, что данный тест имеет необходимый уровень качества. Это происходит после замены заданий, их видоизменения, а также изменения самого процесса тестирования и обработки полученных данных. Все имеющиеся тесты на выявление уровня интеллекта ученые условно разбили на две группы: 1) тесты на выявление уровня скорости; 2) уровневые тесты. В процессе проведения исследований при помощи тестов первой группы практикуется строгий лимит времени. Если используют тесты второй группы, то вводится небольшое ограничение времени на выполнение заданий этого теста или субтеста. А основную сложность для испытуемого представляют специфические упражнения. Иногда попадаются такие варианты тестов, где встречаются вышеуказанные виды трудностей. В состав так называемых тестов скорости входит несколько однотипных и сходных по степени трудности задач. Испытуемому необходимо найти верное решение за установленное время. Количество верно решенных задач и будет выступать критерием успешного прохождения тестирования. При выполнении уровневых тестов, как правило, время, которое отводится испытуемому на работу, существенно превосходит время, которое обычно человек может затратить на решение тестовых задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|