Примеры культурно-ограниченных синдромов
Амок, наиболее широко наблюдаемый культурно-ограниченный синдром, был идентифицирован в нескольких странах Дальнего Востока (Малайзия, Филиппины, Таиланд). Расстройство характеризуется внезапной яростью и агрессией, способной привести к убийству. Оно, как считается, бывает вызвано стрессом, депривацией сна и употреблением алкоголя и наблюдается преимущественно у мужчин. Удалось идентифицировать несколько стадий расстройства, простирающихся от крайней отчужденности перед буйным поведением до истощения и амнезии приступа ярости. Витико, или виндиго, - это расстройство, которое было идентифицировано у индейцев-алгонкинов Канады. Оно связано с представлением, что человеком может овладеть дух витико - пожирающий людей монстр. Расстройство может приводить к каннибализму и попыткам суицида, чтобы избежать действий, продиктованных каннибальскими побуждениями. Нервная анорексия - расстройство, идентифицированное на Западе и не наблюдавшееся сначала в странах третьего мира. Расстройство характеризуется искаженным представлением о собственном теле, страхом перед ожирением и значительной потерей в весе, связанной с воздержанием от еды или с очищением кишечника. В качестве возможных причин этого расстройства называют несколько факторов, в том числе культурный акцент на худобу как идеал для женщин, узкие сексуальные роли и страх, испытываемый человеком перед потерей контроля или исполнением взрослых обязанностей. Однако недавние исследования показали, что оно не ограничивается Европой и Северной Америкой и теперь проявляется во многих урбанизированных частях мира. Зар - измененное состояние сознания, наблюдаемое среди эфиопских иммигрантов в Израиле. Вера в одержимость духами зар широко распространена в Африке и выражается в непроизвольных движениях, мутизме и нечленораздельной речи.
Вакама - конструкт новозеландских маори, который включает в себя стыд, самоуничижение, чувство неполноценности и неадекватности, неверие в собственные силы, застенчивость, чрезмерную скромность и отчужденность. Он не имеет точного эквивалента в европейском и американском обществах. «Опущение сердцам - это состояние дистресса в культуре пенджабцев. Оно проявляется в виде физических ощущений в области сердца или груди и, как считается, вызвано сильной жарой, истощением, волнением или социальной неудачей. Оно имеет некоторые характеристики депрессии, но также напоминает сердечнососудистое заболевание. Аванга - это фактически комплекс иных, более специфических форм расстройства, каждая из которых включает в себя представляемое в ярких образах мнимое общение с каким-то духом. Распространенность этого расстройства, берущего начало в культуре Тонга, растет в связи с переездом людей в города и урбанизацией. Другие культурно-ограниченные синдромы, приводимые в обзоре литературы у Киева и Япа, включают в себя латах, коро - импотенция как следствие страха перед втягиванием пениса; наблюдается в Юго-Восточной Азии) и сусто характеризуется депрессией и апатией, которые, как считается, свидетельствуют о «потере души»; наблюдаются у индейцев, живущих в Андах. Некоторые авторы также предполагают, что такие психологические состояния, обнаруживаемые в американском обществе, как предменструальный синдром в подростковом возрасте, являются культурно-ограниченными синдромами. Множество других культурно-ограниченных синдромов, подобных вышеописанным, фиксируется по всему миру. Универсальная классификационная схема Япа
Яп попытался представить информацию о культурно-ограниченных синдромах в виде классификационной схемы, аналогичной западным диагностическим схемам. К примеру, в этой схеме латах и сусто рассматриваются как уникальные культурные проявления универсальных первичных реакций страха, а амок трактуется как уникальное культурное проявление универсальной реакции ярости. Яп признает, что его попытка изобразить культурно-ограниченные синдромы в форме универсальной классификационной схемы, возможно, преждевременна, в частности потому, что западные клинические средства и методы исследования могут затруднять оценку культурно разнящихся проявлений патологического поведения. Показатели понимания культурно-ограниченных синдромов Пфайффер идентифицировал четыре показателя понимания культурно-ограниченных синдромов. Так, он называет культурно-специфические области стресса, включая семейные и общественные структуры и экологические условия. Например, коро может быть понято как следствие уникального акцента на потенцию в определенных культурах, которые придают особое значение авторитету отца. Тогда культурно-специфическое формирование поведения и его интерпретации могут означать, что определенные культуры имплицитно одобряют паттерны исключительного поведения. Примером служит амок, в котором агрессия против окружающих «открыто следует паттернам социальных ожиданий» (р. 206). Наконец, Пфайффер доказывает, что интерпретация культурой исключительного поведения связана с культурно-специфическими лечебными вмешательствами. К примеру, вмешательства с целью лечения «потери души», связываемой с сусто, предполагает принесение местным целителем жертв, с тем чтобы умилостивить землю и заставить ее вернуть душу. Некоторые ученые утверждают, что современные западные классификационные схемы нельзя использовать для понимания культурно-ограниченных синдромов, поскольку последние воспринимаются с качественно иной точки зрения. Ученые доказывают, что культура формируют восприятие психического расстройства как в определении проявления симптомов универсальных расстройств, так и в обусловливании возникновения культурно-специфических расстройств. Признание роли культуры в формировании патологического поведения требует, чтобы мы пересмотрели свою методику оценки и лечения индивидов с психическими расстройствами.
РЕЗЮМЕ Материал, рассмотренный в этом разделе, показывает, что существуют универсальные аспекты симптоматологии и проявления заболеваний по крайней мере для некоторых основных психопатологий, таких как депрессия и шизофрения. На психопатологии сильно влияет культура, особенно в плане специфических поведенческих и контекстуальных проявлений патологического поведения и того, как это поведение сказывается на образе жизни и здоровье индивидов. Существование культурно-ограниченных синдромов - расстройств, которые, по-видимому, возникают в специфической культурной среде, - подкрепляет позицию культурного релятивизма. Мы начали эту главу с изложения двух точек зрения на связь между культурой и патологическим поведением: универсалистской и культурно-релятивистской. Исследования, рассмотренные здесь, дают обилие фактов в пользу обеих позиций, показывая, что психопатология в разных культурах содержит как универсальные, так и культурно-специфические компоненты. Другие авторы, которые произвели более глубокий обзор этой области приходят к такому же заключению. Например, Драгуне делает вывод, что «ни одну [из позиций] не следует умалять или преувеличивать - обе должны быть осторожно и реалистично объединены в целях использования для разных культурных тенденций».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|