Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры культурно-ограниченных синдромов




Амок, наиболее широко наблюдаемый куль­турно-ограниченный синдром, был идентифици­рован в нескольких странах Дальнего Востока (Малайзия, Филиппины, Таиланд). Расстройство характеризуется внезапной яростью и агрессией, способной привести к убийству. Оно, как считает­ся, бывает вызвано стрессом, депривацией сна и употреблением алкоголя и на­блюдается преимущественно у мужчин. Удалось идентифицировать несколько стадий расстрой­ства, простирающихся от крайней отчужденности перед буйным поведением до истощения и амне­зии приступа ярости.

Витико, или виндиго, - это расстройство, которое было идентифицировано у индейцев-алгонкинов Канады. Оно связано с пред­ставлением, что человеком может овладеть дух витико - пожирающий людей монстр. Расстройство может приводить к каннибализму и попыткам суицида, чтобы избежать действий, продиктованных каннибальскими побуждениями.

Нервная анорексия - расстройство, идентифи­цированное на Западе и не наблюдавшееся сначала в странах третьего мира. Расстрой­ство характеризуется искаженным представлением о собственном теле, страхом перед ожирением и значительной потерей в весе, связанной с воздер­жанием от еды или с очищением кишечника. В ка­честве возможных причин этого расстройства на­зывают несколько факторов, в том числе культур­ный акцент на худобу как идеал для женщин, узкие сексуальные роли и страх, испытываемый челове­ком перед потерей контроля или исполнением взрослых обязанностей. Однако недавние исследо­вания показали, что оно не ограничивается Евро­пой и Северной Америкой и теперь проявляется во многих урбанизированных частях мира.

Зар - измененное состояние сознания, наблюдаемое среди эфиопских иммигрантов в Из­раиле. Вера в одержимость духами зар широко распространена в Африке и выражается в непроизвольных движе­ниях, мутизме и нечленораздельной речи.

Вакама - конструкт новозеланд­ских маори, который включает в себя стыд, само­уничижение, чувство неполноценности и неадек­ватности, неверие в собственные силы, застенчи­вость, чрезмерную скромность и отчужденность. Он не имеет точного эквивалента в европейском и американском обществах.

«Опущение сердцам - это состояние дистресса в культуре пенджабцев. Оно прояв­ляется в виде физических ощущений в области сердца или груди и, как считается, вызвано силь­ной жарой, истощением, волнением или социаль­ной неудачей. Оно имеет некоторые характери­стики депрессии, но также напоминает сердечно­сосудистое заболевание.

Аванга - это фактически комплекс иных, более специфических форм расстройства, каждая из которых включает в себя представляе­мое в ярких образах мнимое общение с каким-то духом. Распространенность этого расстройства, берущего начало в культуре Тонга, растет в связи с переездом людей в города и урбанизацией.

Другие культурно-ограниченные синдромы, приводимые в обзоре литературы у Киева и Япа, включают в себя латах, коро - импотенция как следствие стра­ха перед втягиванием пениса; наблюдается в Юго-Восточной Азии) и сусто характеризуется депрессией и апатией, которые, как считается, сви­детельствуют о «потере души»; наблюдаются у ин­дейцев, живущих в Андах.

Некоторые авторы также предполагают, что такие психологические состояния, обнаруживае­мые в американском обществе, как предменстру­альный синдром в подростковом возрасте, являют­ся культурно-ограниченными синдромами. Множество других культурно-ограниченных син­дромов, подобных вышеописанным, фиксируется по всему миру.

Универсальная классификационная схема Япа

Яп попытался представить информа­цию о культурно-ограниченных синдромах в виде классификационной схемы, аналогичной запад­ным диагностическим схемам. К примеру, в этой схеме латах и сусто рассматриваются как уникаль­ные культурные проявления универсальных пер­вичных реакций страха, а амок трактуется как уни­кальное культурное проявление универсальной реакции ярости. Яп признает, что его попытка изобразить культурно-ограниченные синдромы в форме универсальной классификационной схемы, возможно, преждевременна, в частности потому, что западные клинические средства и методы ис­следования могут затруднять оценку культурно разнящихся проявлений патологического поведе­ния.

Показатели понимания культурно-ограни­ченных синдромов

Пфайффер идентифицировал четы­ре показателя понимания культурно-ограниченных синдромов. Так, он называет культурно-специфи­ческие области стресса, включая семейные и обще­ственные структуры и экологические условия. На­пример, коро может быть понято как следствие уни­кального акцента на потенцию в определенных культурах, которые придают особое значение авто­ритету отца. Тогда культурно-специфическое фор­мирование поведения и его интерпретации могут означать, что определенные культуры имплицитно одобряют паттерны исключительного поведения. Примером служит амок, в котором агрессия против окружающих «открыто следует паттернам соци­альных ожиданий» (р. 206). Наконец, Пфайффер доказывает, что интерпретация культурой исклю­чительного поведения связана с культурно-специ­фическими лечебными вмешательствами. К приме­ру, вмешательства с целью лечения «потери души», связываемой с сусто, предполагает принесение ме­стным целителем жертв, с тем чтобы умилостивить землю и заставить ее вернуть душу.

Некоторые ученые утверждают, что современные западные классификационные схемы нельзя использовать для понимания культурно-ограниченных синдромов, поскольку последние воспринимаются с качественно иной точки зрения. Ученые доказывают, что культура формируют вос­приятие психического расстройства как в опреде­лении проявления симптомов универсальных рас­стройств, так и в обусловливании возникновения культурно-специфических расстройств. Призна­ние роли культуры в формировании патологиче­ского поведения требует, чтобы мы пересмотрели свою методику оценки и лечения индивидов с пси­хическими расстройствами.

РЕЗЮМЕ

Материал, рассмотренный в этом разделе, по­казывает, что существуют универсальные ас­пекты симптоматологии и проявления заболе­ваний по крайней мере для некоторых основных психопатологий, таких как депрессия и шизоф­рения. На психопатологии сильно влияет куль­тура, особенно в плане специфических поведен­ческих и контекстуальных проявлений патоло­гического поведения и того, как это поведение сказывается на образе жизни и здоровье инди­видов. Существование культурно-ограничен­ных синдромов - расстройств, которые, по-ви­димому, возникают в специфической культур­ной среде, - подкрепляет позицию культурного релятивизма.

Мы начали эту главу с изложения двух точек зрения на связь между культурой и патологиче­ским поведением: универсалистской и культурно-релятивистской. Исследования, рассмотренные здесь, дают обилие фактов в пользу обеих пози­ций, показывая, что психопатология в разных культурах содержит как универсальные, так и культурно-специфические компоненты. Другие авторы, которые произвели более глубокий обзор этой области приходят к такому же заключению. Напри­мер, Драгуне делает вывод, что «ни одну [из по­зиций] не следует умалять или преувеличивать - обе должны быть осторожно и реалистично объе­динены в целях использования для разных куль­турных тенденций».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...