Как культура влияет на гендер?
Как же мы можем объяснить влияние культуры на гендер? Воспользовавшись определениями, данными в начале главы, можно сказать, что новорожденный имеет биологический пол, но не имеет психологического. Гендер - это конструкт, который формируется у детей в процессе их социализации в соответствующей среде. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие - неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли. Половые роли мужчины и женщины реализуются в формах поведения, непосредственно связанных с продолжением рода. Но все, что происходит до и после этого, зависит от множества переменных. Одной из таких переменных является культура. Биологический пол и потребность в продолжении рода, а также другие биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами становятся источником поведенческих различий. На заре цивилизации эти поведенческие различия, несомненно, были вызваны необходимостью в разделении труда. Кто-то из родителей должен был присматривать за детьми, в то время как другой - отправляться на поиски пищи; один человек физически не мог выполнять обе эти роли. Таким образом, различие ролей, связанных с воспитанием потомства, породило форму разделения труда, эволюционно приспособленную к выживанию семьи как целого. Разделение труда, в свою очередь, привело к различиям, касающимся многочисленных черт и характеристик, включая агрессивность, проявление заботы и потребность в достижениях. Берри и его коллеги предложили модель, описывающую культурные практики, оказывающие влияние на гендерные различия в сфере психологии. На мой взгляд, эта модель, которая была представлена на рис. 2.3 в главе 2, может послужить нам надежной отправной точкой на пути к пониманию механизмов влияния культуры на гендерные различия. Важно, однако, помнить, что культурные и гендерные факторы, входящие в состав этой схемы, не одномерны и не статичны. Фактически, рассмотренная система в целом является динамической и содержит множество обратных связей, благодаря чему обладает свойством самоподкрепления. Таким образом, данную систему нельзя рассматривать как линейную, в которой влияния распространяются лишь в одном направлении.
Гендер является конструктом, который формируется у детей в процессе их социализации. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие - неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли. Поскольку социумы существуют в различных условиях окружающей среды, для выживания эти общества должны поддерживать баланс между целым рядом факторов, включающих природные ресурсы, создаваемые обществом материальные ценности и демографические показатели. Эти внешние факторы участвуют в формировании и реализации специфических форм поведения, которые оказывают влияние на формы разделения труда между мужчинами и женщинами, изначально обусловленные биологическими различиями. Именно поведенческие различия, определяющиеся различием условий окружающей среды, порождают устойчивые во времени паттерны поведения, ассоциирующиеся с мужским либо женским полом. Эта устойчивая во времени совокупность и представляет собой культуру, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на сложившиеся паттерны поведения, обеспечивая подкрепление тех или иных форм поведения, верований, установок и ценностей. Таким образом, поскольку различные культуры существуют в различных условиях внешней среды, совершенно естественно, что и гендерные различия варьируют вместе с особенностями культуры. В одной культуре может преобладать тенденция к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихся стиля жизни и психологических характеристик. В то же время в другой культуре могут поддерживаться значительные различия между полами и формами их поведения, а также психологическими особенностями, связанными с их ролью в продолжении рода и заботе о подрастающем поколении. Тенденции, связанные с гендерными различиями, господствующие в тех или иных культурах, могут также иметь различную направленность; так, в одной культуре типичной может быть ситуация, когда все важнейшие решения принимают мужчины, а женщины должны подчиняться этим решениям, а в другой культуре основная тенденция может носить противоположный характер. Такая модель культуры объясняет богатое разнообразие проявлений гендерных различий, обнаруженное в проведенных ранее кросс-культурных исследованиях по широкому спектру психологических конструктов.
В то же время существуют данные, свидетельствующие о том, что установки и стереотипы, связанные с гендерными различиями, обнаруживают относительную кросс-культурную стабильность, несмотря на существование фактических различий в поведении, обусловленных потребностями общества и различными условиями проживания, характерными для тех или иных культур. Некоторые исследователи даже утверждают, что стойкость гендерных стереотипов не может рассматриваться как результат влияния исключительно социокультурных факторов и объясняется лишь на основе социобиологических моделей. Ответы на эти важные вопросы, поставленные в результате теоретического осмысления полученных учеными данных, должны дать дальнейшие исследования, задачей которых станет прояснение механизмов и факторов, вызывающих и поддерживающих гендерные различия, обнаруженные как в рамках отдельных культур, так и между различными культурами. Также нуждается в дальнейшем изучении вопрос о причинах расхождения между фактической ситуацией, касающейся гендерных психологических характеристик и форм поведения, и существующими в культуре гендерными стереотипами. Ученым предстоит выяснить, связано ли данное расхождение с существованием двух различных психологических систем, либо между обоими феноменами существует пока не очевидная для нас связь. Исследования, проведенные до сих пор, пока мало что могут сказать нам о механизмах, результатом которых являются гендерные и культурные различия, а также о характере взаимосвязи между различными психологическими процессами, связанными с феноменами гендерных различий и культуры. При этом важно иметь в виду, что одни и те же процессы могут приводить в различных культурах к различным результатам. Мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой культуре. Любой тип культуры способствует проявлению тех или иных различий в поведении между мужчинами и женщинами, а также различий, связанных с их ролью, обязанностями и ответственностью в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Под термином пол мы понимает биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами. Гендерные роли, типичные для мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий. Более точное определение того, какие типы гендерных различий культурно-универсальны, а какие - культурно-специфичны, требует дальнейших исследований.
Хотя для каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтения, касающиеся гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, все больше изменяет существующую картину. Возможно, лучше всего описывать это смешение как результат сложения особенностей различных культур, касающихся гендерных различий, а не как результат вычитания исчезающих культурных представлений из ситуации, характерной для традиционных обществ, если, конечно, мы не располагаем данными об обратном. Встречая людей, воспитывавшихся в условиях других культурных традиций, мы можем столкнуться с отличиями характерных для них гендерных ролей от принятых в нашей культуре. Зачастую мы склонны слишком эмоционально и негативно реагировать на такие отличия. И все же независимо от нашего субъективного отношения мы должны быть крайне осторожными, пытаясь навязывать другим свои культурные предпочтения. Ведь представители других культурных традиций, скорее всего, так же сильно привязаны к предписаниям их собственной культуры. Многим из них, особенно женщинам, свойственно придерживаться традиционных ценностей, почитаемых их предками. Я нередко становился свидетелем конфликтов, вызванных тем, что американцам - как мужчинам, так и женщинам - свойственно относиться к проявлениям традиционной культуры свысока, как к каким-то пережиткам, критиковать соответствующий образ жизни и активно пытаться изменить его. Во многих культурах женщинам свойственно хотеть как можно раньше выйти замуж и вести домашний образ жизни, беря на себя заботу о других членах семьи; аналогично, мужчины также во многих случаях хотят вести себя в соответствии с традиционными мужскими ролями. Такие тенденции продолжают жить даже в наиболее эгалитарных культурах и обществах. Мы должны уважать различия между людьми, а не пытаться изменить других только потому, что их поведение не согласуется с нашими индивидуальными и культурными предпочтениями. Отношение к представителям других культур всегда требует от нас особого такта, ибо очень тонка грань между культурной относительностью (отношением взаимопонимания, к которому мы должны стремиться) и ничем не обоснованным ощущением своей правоты, толкающей нас на попытки насильственного изменения других людей.
ГЛОССАРИЙ Гендер (психологический пол) - формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. Гендерная идентичность -степень осознания или признания индивидом того факта, что он или она принимает те или иные гендерные роли. Гендерная ролевая идеология - суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре. Гендерные роли - степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой. Геидерные стереотипы - психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо 1 женщинам. Мачо - концепция, связанная с дифференциацией гендерных ролей среди американцев мексиканского происхождения, и характеризующаяся целым рядом традиционных ожиданий, связанных с мужской гендерной ролью, в соответствии с которыми мужчина должен проявлять такие характеристики, как силу, авторитарность, эмоциональную невосприимчивость и маскулинность. Под (биологический пол) - биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения. Половая идентичность - степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей. Половые роли - формы поведения и паттерны деятельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно связанные с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|