Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и гендерные различия




Влияние культуры распространяется на многие ас­пекты нашей жизни, в том числе и на формы пове­дения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20-30 лет мы стали свидетелями суще­ственных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин. Безусловно, американская культура одна из наибо­лее динамичных в отношении вопросов, связанных с проявлением половых и гендерных различий (а также проявлениями сходства в данной области). Этот динамизм послужил причиной многих серь­езных проблем и конфликтов, но вместе с тем он стал источником оптимизма, связанного с нашими представлениями о возможности изменения приро­ды человеческих отношений и самой культуры.

Тема данной главы - влияние культуры на по­ведение, связанное с половыми гендерными аспек­тами личности и общественных отношений. Внача­ле мы обсудим ряд аналогий между гендерной и культурной проблематикой и эволюцию взглядов на данные области исследования в традиционной психологической науке. Затем рассмотрим основ­ные термины и определения, различающие половые и гендерные характеристики, что позволит лучше понимать, какие конкретные аспекты данной темы мы имеем в виду в том или иной случае, и более точ­но проследить характер культурных влияний.

После этого мы проанализируем результаты кросс-культурных исследований, посвященных изу­чению гендерных различий, включая такие темы, как гендерные стереотипы, ролевое поведение, ген­дерные аспекты Я-концепции, исследование Хофстеде, а также другие психологические конструкты. Кроме того, мы рассмотрим некоторые теоретиче­ские модели, с помощью которых психологи пыта­ются объяснить механизмы возникновения гендер­ных различий, а также культурного разнообразия, связанного с их проявлениями.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРА И КУЛЬТУРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем мы обратимся к обсуждению кросс-культурных исследований гендерных различий в научной литературе, интересно отметить некото­рые параллели между влиянием изучения гендер­ной и культурной проблематики на основное на­правление развития психологии.

Психологическая наука и гендвр

Приблизительно 20-30 лет назад общественное явление, известное нам как движение за права жен­щин в США, заставило научное сообщество пере­смотреть ряд вопросов, связанных с ролью, отво­димой женщинам в обществе, и отражением этой роли в исследовательских работах и учебниках. Стало очевидно, что в качестве участников боль­шинства исследований выступали мужчины, а по­давляющая часть информации, касающейся «лю­дей» в целом, которая преподносилась аудитории на страницах учебников и в материалах универси­тетских курсов, была основана на данных, полу­ченных в ходе исследований и опросов с участием мужчин. Эта диспропорция отразилась и на темах, которые ученые считали наиболее важными для исследования, на относительной значимости, ко­торая приписывалась изучению тех или иных во­просов, а также на вероятности того, что результа­ты данных исследований будут опубликованы и где именно, а следовательно - какой резонанс они получат. Психологи постепенно начали приходить к осознанию того факта, что между мужчинами и женщинами, возможно, существуют значимые пси­хологические различия, что заставило поставить под сомнение методы исследования и теории, гос­подствующие в психологии до сих пор и не учиты­вающие этих различий. Для теоретиков, исследо­вателей, преподавателей и студентов стал актуаль­ным вопрос о том, насколько точной картиной, касающейся людей в целом, мы располагаем на основании результатов исследований, проводив­шихся преимущественно с участием мужчин.

Одним из проявлений растущего осознания учеными этого факта стало принятие специальных мер по включению женщин в число участников ис­следований с целью обеспечения того, что полу­ченные результаты в равной степени будут распро­страняться и на мужчин и на женщин. В то же вре­мя все больше женщин сами становятся учеными и исследователями, они привносят новые точки зрения во взгляды на психологическую теорию, ме­тоды полевых исследований и интерпретацию по­лученных результатов. Таким образом, в наши дни достигнут более пропорциональный вклад в пси­хологию со стороны мужчин и женщин, по край­ней мере в США, а связанное с этим многообразие подходов и точек зрения придает психологии ди­намизм, имеющий столь важное значение и содер­жащий в себе многообещающие перспективы для развития данной области науки.

Сегодня гендерные исследования прочно во­шли в круг тем, рассматриваемых социальными на­уками, и в любом учебнике освещаются вопросы половых и гендерных различий (хотя место и объем, который должна занимать данная тема в общей структуре материала, преподаваемого в рамках курса психологии, продолжает оставаться аре­ной горячих дискуссий и критики).

Психология и культура

Аналогичный пересмотр общепринятых взглядов произошел и в отношении к культурным нормам, касающимся особенностей поведения мужчин и женщин. Наряду с вопросом о специфике знаний, касающихся женщин и особенностей женской пси­хологии, еще 30 лет назад за рамками исследова­тельской и преподавательской практики остава­лись также вопросы, связанные с проявлениями сходства и различий между культурами и с изуче­нием культурного разнообразия. Этот пробел до конца не заполнен еще и сегодня. В наши дни не менее остро стоит вопрос о том, действительно ли те знания, которые мы получаем в наших лабора­ториях и преподаем студентам в учебных классах, в равной степени верны по отношению к предста­вителям всех культур и этносов. И до сих пор мы вынуждены отвечать на этот вопрос: «не обязатель­но». Чтобы решить эту проблему, исследователи начали целенаправленно изучать формы поведе­ния, типичные для многих культур земного шара, пытаясь обнаружить между ними сходства и раз­личия. Академические научные учреждения так­же предприняли ряд мер по набору и подготовке специалистов, являющихся носителями различ­ных культурных традиций, так чтобы они могли внести свой вклад в теорию, исследовательскую практику и преподавание психологии.

Я рассматриваю произошедшие изменения как свидетельство эволюции в области психологии культуры, аналогичные тем эволюционным изме­нениям, которые имеют место в отношении гендерной психологии. Иными словами, психологическая наука находится в процессе непрерывного измене­ния и развития, как и сама природа людей, кото­рую эта наука призвана изучать. Поскольку аме­риканская культура, как и весь мир, становит­ся все более многообразной, растет и потребность в научном психологическом изучении, объяснении и описании этого многообразия. Данная потреб­ность стала осознаваться психологами всего каких-нибудь 10-15 лет назад (хотя кросс-культурная психология и кросс-культурные исследования имеют значительно более давнюю историю). Тео­ретическая и экспериментальная психология, а также психологическое образование начинают все более серьезно относиться к культурной пробле­матике, и этот факт должен привести к дальней­шей эволюции, которая неизбежно отразится как на форме, так и на содержании психологической науки. Таким образом, в данный момент как тра­диционная, так и кросс-культурная психология переживают очень интересный этап своего разви­тия, характеризующийся тем, что разрыв между ними все более сужается.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Прежде чем говорить о культурных влияниях, свя­занных с половыми и гендерными различиями, не­обходимо определить, что мы понимаем под этими терминами. Специалистами в области различных социальных наук предложено немало концепций, позволяющих определять и различать такие поня­тия, как пол и гендер.

Биологический пол

Под термином пол (биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические раз­личия между мужчинами и женщинами, с наиболь­шей очевидностью проявляющиеся в анатомичес­ком строении органов воспроизведения. К биоло­гическим также относятся физиологические, гормональные и биохимические половые различия.

Термин половые роли используется для опи­сания свойственных мужчинам либо женщинам форм поведения и паттернов деятельности, непо­средственно связанных с биологическими функци­ями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода. Так, кормление грудью относится к числу женских половых ролей, поскольку данная функ­ция характерна исключительно для женщин.

Термином половая идентичность (половая (само)идентификация) обозначают степень осозна­ния и принятия индивидом своей половой принад­лежности и соответствующих половых ролей. По­ловая идентичность мужчины включает «его осознание своей потенции оплодотворять женщин и знание, касающиеся соответствующих форм по­ведения. Женская половая идентичность включа­ет осознание женщиной своей потенции произво­дить потомство, а также знания, касающиеся форм поведения, ведущих к беременности»

Психологический пол

В отличие в вышеприведенных терминов, термин гендер (психологический пол) относится к поведению и паттернам деятельности, считающимся общепринятыми для мужчин либо для женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существу­ет. В частности, с традиционными гендерными ро­лями, о которых каждый из нас слышал, принято связывать представления о том, что мужчины аг­рессивны и неэмоциональны (за исключением вы­ражения гнева) и что мужчина каждый день дол­жен покидать дом, чтобы идти зарабатывать на жизнь, поскольку он является основным кормиль­цем в семье. В свою очередь, в соответствии с тра­диционными гендерными ролями, принято счи­тать, что женщины заботливы и эмоциональны и что женщина должна оставаться дома, чтобы вес­ти домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам по­ведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И наконец, термин гендерные стереотипы описывает типичные психологические и поведен­ческие характеристики, традиционно приписыва­емые мужчинам либо женщинам.

Далеко не все люди вписываются в стереоти­пы, связанные с половыми и гендерными ролями, вследствие того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении этих ро­лей. Кроме того, гендерные ролевые стереотипы вступают во взаимодействие с другими формами групповых отношений. Так, например, описанные выше роли неприменимы к большинству афроамериканских женщин, а также к жен­щинам-инвалидам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Различение между биологическими и физио­логическими половыми аспектами, с одной сторо­ны, и поведенческими гендерными аспектами - с другой, является первым шагом к пониманию при­роды различий между мужчинами и женщинами. Действительно, благодаря такому различению ста­новится очевидным, что нас интересуют прежде всего гендерные, а не половые различия. Культу­ра, будучи макро-конструктом, оказывает влияние на наше восприятие этих гендерных различий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...