Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и психическое здоровье




Одной из важных целей психологии является ис­пользование знаний, полученных эмпирическим путем, чтобы помочь людям, страдающим психи­ческими расстройствами, избавиться от болезнен­ных симптомов и вести более эффективную, про­дуктивную и счастливую жизнь.

Исследования и Практика в этой сфере психо­логии посвящены нескольким темам. Первосте­пенное значение имеют вопросы, касающиеся оп­ределений патологии: что такое патологическое поведение? Второй круг вопросов связан с пато­логическим поведением и нашей способностью за­метить и классифицировать его (оценка). Третий вопрос касается того, как мы должны лечит пато­логическое поведение, когда оно выявлено.

Культура добавляет важный параметр этим базовым вопросам. Включение культуры в наши психологические теории и понятия поднимает ряд важных проблем в отношении патологических моделей поведения. Вот они:

Варьируют ли определения нормы и патоло­гии в разных культурах или же существуют уни­версальные стандарты патологии?

• Варьируют ли культуры по распространен -ности патологического поведения?

• Проявляется ли патологическое поведение одинаковым образом в разных культурах или же мы можем идентифицировать культурно разнящиеся паттерны патологического поведения?

• Можно ли в данной области разработать способы измерения, классификации и диагностики патологического поведения, являющиеся надежны­ми и валидными для разных культур?

Как должны быть модифицированы психо­терапевтические подходы, с тем чтобы они эффек­тивно учитывали культурные влияния на патоло­гию?

Ответы на эти вопросы имеют важное значе­ние для того, как мы идентифицируем патологи­ческое поведение и вмешиваемся, чтобы вызвать изменения. Данная глава посвящена многочислен­ным исследованиям и публикациям, которые рас­сматривают эти вопросы и проблемы.

Во-первых, мы обсудим роль культуры в опре­делении патологии, произведем обзор исследова­ний, посвященных распространенности и течению шизофрении и депрессии в разных культурах, и опишем ряд культурно-специфических психиче­ских расстройств. Как вы увидите, культура игра­ет большую роль в том, как у людей проявляется психическое расстройство. Во-вторых, мы обсудим роль культуры в оценке патологического поведе­ния, рассмотрим классификационные схемы, ис­пользуемые в настоящее время, и исследуем некоторые вопросы, касающиеся фактической оценки патологии. В-третьих, мы поговорим о влиянии культуры на психотерапию и другие лечебные под­ходы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАТОЛОГИИ

Психологи и другие специалисты в области соци­альных наук давно интересуются влиянием культу­ры на психопатологию, или патологическое поведе­ние. Исторически литература по этому вопросу, как правило, разделяется между двумя взглядами. Согласно одному, культура и психопатология сложным обра­зом переплетены, и патологическое поведение мож­но понять только внутри культуры, в которой оно имеет место. Эта точку зрения называют культурным релятивизмом.

Согласно противоположному взгляду, несмот­ря на то что культура играет определенную роль в обусловливании конкретных проявлений патоло­гического поведения, существуют межкультурные аналогии, даже универсалии, в основополагающих психологических механизмах и субъективном вос­приятии многих психических расстройств.

Возьмем, к примеру, следующий случай. Жен­щина находится в группе людей, но, по-видимому, совершенно не замечает окружающих. Она гром­ко разговаривает, не обращаясь ни к кому непос­редственно и произнося слова и звуки, которые люди вокруг нее не понимают. Когда женщину спрашивают о ее поведении, она сообщает, что ею овладел дух животного и что она разговаривала с человеком, который недавно умер.

Следует ли считать поведение этой женщины патологическим?

УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОПАТОЛОГИИ

При определении патологического поведения аме­риканские психологи часто используют статисти­ческий подход или применяют критерии наруше­ния и неспособности, отклонения или субъектив­ного дистресса.

Статистический подход

Используя статистический подход, мы могли бы определить поведение этой женщины как патоло­гическое, поскольку оно встречается редко или нечасто. Отсутствие контакта с окружающими, бредовые мысли (ошибочные представления), что вы - животное, и разговор с умершими нельзя считать обычным опытом. Однако одна из про­блем с этим подходом к патологии состоит в том, что не всякое редко встречающееся поведение является расстройством. Как и не любое рас­стройство поведения это редкость! Сочинение му­зыкального произведения и владение четырьмя языками - необычные виды поведения, однако мы, как правило, рассматриваем их как весьма же­лательные. С другой стороны, в Соединенных Штатах (и во многих других странах мира) слу­чаи пьянства отмечаются довольно часто. Тем не менее пьянство повсеместно рассматривают как признак расстройства, связанного с употреблени­ем алкоголя.

Нарушения или неспособность к выполнению привычных ролей

Другой традиционный подход к определению па­тологии сосредоточивает внимание на том, связа­но ли поведение индивида с каким-то нарушени­ем или неспособностью выполнения привычных ролей. Трудно представить себе, что описанная здесь женщина способна нормально выполнять повседневные функции, например заботиться о себе и работать, пока она воображает себя живот­ным. Во многих случаях психические расстройства действительно предполагают серьезные наруше­ния или снижение общего функционирования че­ловека. Однако так бывает не всегда. К примеру, некоторые люди, страдающие биполярным (мани­акально-депрессивным) расстройством, сообщают о повышении продуктивности во время маниакаль­ных эпизодов.

Отклонения в поведении

Если мы исследуем поведение описанной нами жен­щины с точки зрения отклонения (девиации), то также можем заключить, что оно патологично, по­скольку, по всей видимости, идет вразрез с соци­альными нормами. Но не любое социально девианное поведение можно отнести к патологии или пси­хическому расстройству. К примеру, многие люди продолжают считать, что гомосексуализм - это от­клонение, он он более не классифицируется как психическое расстройство. Хотя некоторые американцы могут рассматривать гомосексуализм как патоло­гию, в других культурах и в различные периоды истории он широко практиковался. Использовать общественные нормы как критерий патологии трудно не только потому, что нормы меняются со временем, но и потому, что они субъективны. То, что один член общества или культуры считает девиантным, другой может принимать как норму.

Субъективный дистресс

Опора на сообщения о субъективном дистрессе при определении патологического поведения также проблематична. Испытывает ли человек дистресс в результате патологического поведения, может зависеть от того, как к этому человеку относятся другие. Например, если описанную нами женщи­ну будут подвергать осмеянию, избегать или при­знают «больной» из-за ее поведения, очень веро­ятно, что она испытает дистресс. Напротив, если ее считают наделенной особым даром и она при­надлежит к признанному кругу лиц, тогда, возмож­но, у нее вообще не будет дистресса.

Каждый из описанных выше более или менее традиционных способов определения патологии имеет и преимущества, и недостатки. Эти вопро­сы становятся еще более сложными, когда во вни­мание принимается культурный контекст. Опре­деления патологии могут варьировать как внутри культуры, так при переходе от одной культуры к другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...