Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация»




ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии мышления и речи

Критерии выделения мышления как объекта и предмета изучения психологической науки

 

Мышление – это опосредствованное и обобщённое отражение чувственно не данных свойств и отношений.

 

Мышление – это высшая форма активного отражения и порождения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных свойств и отношений мира, творческом создании новых идей и прогнозировании событий и действий.

 

Мышление – это процесс постановки и решения задач субъектом (определение в узком смысле).

Мышление – это процесс субъект-объектного взаимодействия, где субъект решает задачу, а задача – это объект (в глобальном смысле).

 

Интегративное определение по О.К. Тихомирову:

Мышление – это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности субъекта мышления.

 

Мышление как ВПФ интегрирует все остальные познавательные процессы, поэтому в практике его сложно выделить.

 

Полиморфность мышления – много видов мышления.

 

 

Л.С. Выготский – проблема анализа единиц речевого мышления, а не мышления вообще. Не разводится с лингвистикой.

А.Н. Леонтьев – мышление как высшая ступень познания. Нет собственно психологии.

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн – мышление как деятельность, как процесс.

А.В. Брушлинский – мышление как искание и открытие нового.

П.Я. Гальперин –процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.

 

 

Две позиции: идеализм и материализм.

В материалистических науках критерий фундаментальности – взаимодействие материальных объектов. Психология рассматривает взаимодействие человека с определённым сектором реальности.

 

Четыре этапа в понимании природы психического в отечественной психологии:

1. Психика как проявление идеальной субстанции (Челпанов). Интроспективная идеалистическая психология. Основная проблема – психофизическая.

2. Психика как система сочетаний рефлексов (Бехтерев). Поведение живых существ связано со специфической формой ориентацией в пространстве и времени. Рефлексология – рефлекторная идея психики (Сеченов).

3. Психика как субъективное отражение объективной действительности. Понятия отражения и отображения (Пономарев).

4. Психика (мышление) рассматривается как динамическое моделирование реальности. Мышление исследуется как результат взаимодействия мыслящего человека и мыслимого мира (онтологический аспект), как отношение мыслимого мира к мыслящему человеку (гносеологический аспект).

 

Подходы к изучению мышления:

1. Механистический

2. Телеологический

3. Целостный

4. Генетический

5. --- Деятельностный ---

 

 

Мышление в разных науках:

· Кибернетика. Моделирование мыслительных операций – искусственный интеллект.

· Языкознание соотносит мышление и язык (в разных культурах).

· Культурология (эстетика) выявляет роль мышления в создании произведений искусства.

· Науковедение изучает теорию и практику научного познания.

· Этология изучает предпосылки возникновения мышления в животном мире.

· Социология изучает познание реальности в связи с культурными и историческими устоями общественной жизни людей.

 

Мышление в психологии и других науках

 

Как понимается в этой науке В чём отличие от понимания в психологии
Философия
Раздел гносеология. Гносеология ищет истину. Возможность достижения истины. Две парадигмы: есть абсолютное истинное знание (Платон), есть вероятностно абсолютное знание (абсолютной истины нет). Мышление как характеристика человеческого рода вообще. Философию интересует общественное познание (характеристика рода), вывод правильного знания, осознаваемые процессы. Психологию в отличие от философии интересуют особенности мышления каждого конкретного субъекта.  
Формальная логика
Логику интересует результат, полученный в результате следования формальным законам. Логику, как и философию, интересует мышление вообще, а не конкретного человека. Психологию интересует процесс.
Психиатрия
Психиатр рассматривает мышление с точки зрения проявления симптомов болезни. Психологию мышления интересует процесс. Испытуемый в пределах нормы.

 


 

Характеристика субъекта мышления

 

Субъект мышления – это человек, решающий задачу.

Субъект мышления характеризуется следующими параметрами:

· Акт принятия задачи

(связывание задачи с некоторой уже существующей актуализированной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой)

· Мотивация – источник активности субъекта. Мотив может быть внешним и внутренним (эксперименты Телегиной и Богдановой; Корниловой)

· Установка

· Эмоциональное состояние

 

Мышление человека на определённой стадии развития становится объектом его познания, возникают мысли о мыслях, мысли о мышлении.

Самосознание человека.

Изучение самосознания мыслителя как метод изучения мышления.

 

 

1. Задача имеет как объективный, так и субъективный смысл. Именно с субъективно воспринимаемой задачей человек и имеет дело.

2. В прошлом опыте субъекта могут содержаться (или не содержаться) средства для решения такой задачи.

3. В процессе решения задачи происходит преобразование объективного требования в субъективную цель, т.е. процесс целеобразования.

4. Понятие субъекта мышления определяется достаточно широко, что позволяет привлекать к изучению процесса решения задачи личностные черты человека, характеристики его потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы, индивидуальные особенности и т.д.

 

Отношение оригинала и копии. Человек и его фотография. Отношение может быть актуальным или потенциальным. Оригинал и копия существуют независимо от познающего субъекта. Чтобы сделать отношение актуальным, необходимо ввести в эту связь познающего субъекта (человек рассматривает фотографию). Таким образом, связь не существует без познающего субъекта. Более того, связь объединяет не сами объекты, а их идеальные модели. Потенциальная связь обеспечивается тем, что в её основе лежит произошедшее ранее взаимодействие оригинала и копии. Возникновению актуальной связи должно предшествовать существование потенциальной связи.

В голове познающего субъекта производится мыслительная абстракция (абстрагирование копии от её материального носителя).


 

Методы изучения мышления

 

С.Л.Рубинштейн: «Основная задача психологического исследования мышления заключается в том, чтобы, не ограничиваясь фиксацией внешних результатов мыслительной деятельности, вскрыть самый процесс мышления во внутренних закономерностях его протекания».

 

О.К.Тихомиров: «При психологическом изучении мышления нет другого пути, кроме пути объективного исследования. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в психологии мышления. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий, которые вызывают мышление, оказывают влияние на его протекание. Объективность исследования мышления требует также тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения и т.д.»

Методы: общенаучные и частные.

Методика – конкретизация метода, направленная на решение определённых исследовательских задач; техника и организация экспериментального исследования.

Принцип построения психологического метода – натуралистический

 

Существуют методы получения исходных данных и методы их регистрации (обработки, в основном, статистической).

Существуют традиционные методы (в их основе лежит использование непосредственного опыта человека: интроспекция, самонаблюдение, наблюдение, опрос, изучение биографических данных) и нетрадиционные методы (прорыв в область явлений, непосредственно не отражающихся в сознании). Специальные традиционные методы: экспериментальные методы, методы тестов.

А.М. Матюшкин в 1965 году писал, что «использование метода решения задач для изучения мышления исчерпало себя».

А.Н. Леонтьев считал, что центральные механизмы мышления остаются неизученными (возможно, потому что они бессознательны).

Объективные методы: метод перевода неосознаваемых мыслительных операций в осознаваемые (Я.А. Пономарев), движение пальцев слепых шахматистов, измерение степени аккомодации глаза.

Метод наблюдения:

Наблюдая за человеком в естественных условиях в процессе решения задачи можно многое узнать о мышлении. Главный плюс этого метода – это то, что во всех случаях наблюдения сохраняется естественность проявлений мышления. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решения или нерешения задач, протокол речевого рассуждения. При реализации этого метода могут использоваться технические средства: фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны.

Минусы метода: не всегда легко оценить существенность условий для наступления изучаемого явления. Этот недостаток может частично компенсироваться длительностью наблюдения.

Метод эксперимента:

Обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса и т.п. Пример: исследование образования искусственных понятий (методика Аха, Выготского-Сахарова), опыты с использованием подсказки (наблюдение за тем, помогает ли подсказка решению и т.п.).

Естественный эксперимент – ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании. Создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности. Примеры: болезнь, нарушение работы мозга и т.п.

Альтернативой методу естественного эксперимента является искусственный эксперимент (лабораторный), проводимый в лаборатории. Минусы: искусственность, проблемы с экологической валидностью, относительная простота задач, решаемых испытуемыми.

 

Экспериментальный метод с использованием нейропсихологической диагностики и регистрацией физиологических показателей – сочетает особенности экспериментального и клинического метода. Тщательный анализ процессов формирования и решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией индикаторов развертывающегося процесса.

 

Формирующий эксперимент – формируют новый мыслительный навык:

- операционально-техническая сторона,

- потребностно-мотивационная.

 

Альтернатива – констатирующий эксперимент – проверка того, что именно сформировалось, в каком отношении результат формирующего эксперимента находится к целям эксперимента.

 

Метод беседы:

Этот метод позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Вопросы при применении этого метода могут быть самыми разными: прямыми (Знакома ли вам предложенная задача?), косвенными (Как вы воспринимаете данную задачу?), проективного типа (Эту задачу обычно воспринимают как известную, верно?).

При реализации этого метода очень важным является установление хороших взаимоотношений, взаимопонимания между исследователем и испытуемым. От этого зависит участие испытуемого в беседе.

Беседа всегда дополняется наблюдением за ее участником (это основное условие метода клинической беседы Пиаже).

Метод беседы квалифицируется в психологической литературе как вспомогательный, применимый для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также для первоначального изучения испытуемого (в этом случае используется анкетирование или открытое анкетирование).

Метод тестов:

Анализ словесно-речевой продукции, образно-речевой продукции, конкретных предметов.

С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта).

Также могут использоваться проективные тесты, тесты успешности. На основе полученных в тестах результатов проводится факторный анализ, корреляционный анализ, информационный анализ, методы многомерного шкалирования. Также математическое и программное моделирование мышления. Тест – это короткое испытание (проверка) с целью установления наличия или степени выраженности определенного индивидуального свойства, качества. Валидность теста определяется количеством проб (и не только). Повышение надежности определяется законами матстатистики: увеличение данных путем расширения заданий, увеличение числа обследуемых, новые популяции и т.д.

Метод тестов эффективен на больших выборках, позволяет, при достаточно высокой валидности производить обобщения на большие популяции. Отрицательными же сторонами является то, что данный метод не всегда позволяет понять стратегию решения задачи, а уж тем более творческий подход к решению. В основном это математическая обработка результатов, их сравнение и трактовка (это касаемо тестов на интеллект); проективные же методики (ТАТ, тест Роршаха и т.п.) позволяют оценить творческое мышление, но, ориентируясь только на них, невозможно получить полную картину.

Интеллектуальные тесты направлены на выявление коэффициента интеллекта по Векслеру. В качестве стимульного материала используются разнообразные фигуры (на обобщение), решение шарад, дополнения ряда чисел + учитывается скорость выполнения заданий. Трудность заданий в течение теста варьируется (обычно от простых к сложным).

Тесты на творческое мышление: проективные методики (тест Роршаха, ТАТ, тест Люшера). Главное отличие – стимульный материал. Качество материала должно навести испытуемого на мысль относительно того, что он видит. В тесте Роршаха – это определение фигуры (на что похоже это бесформенное пятно). Тесты на нахождение нужного решения: дается набор разрозненных предметов из которых нужно что-то собрать. Либо решение головоломок (Дункер). Обычно исследуются оригинальность мышления, его гибкость и беглость. Оригинальность – оригинальный подход к решению задачи, приводящий к нужному решению. Гибкость – насколько быстро и неинертно может перейти испытуемый к выполнению задания с тем же стимульным материалом, что и в предыдущем опыте, но для решения другой задачи.

 

Метод изучения продуктов деятельности:

Это анализ не только словесно-речевой продукции в устной или письменной форме, образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), но и конкретных предметов (машин, приборов и т.д.), анализ истории изобретений и открытий. Примеры: работы Теплова «Ум полководца» и Ярошевского «Сеченов и мировая психологическая мысль».

 

Количественные методы:

При изучении мышления применяются такие количественные методы как факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др.

Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.

 

Многообразие методов исследования мышления приводит к дифференциации типов психологического исследования мышления.

 

Классификация методов, предложенная некоторыми учеными:

1. по Добрынину:

· герменевтические методы – методы понимания – роль субъективного фактора возрастает (например, метод интроспекции: аналитическая (Вундт) и систематическая (Вюрцбургская школа), анализ продуктов творчества),

· коммуникативные (целенаправленное интервью и свободная беседа)

· деятельностные (эксперимент),

· наблюдение

· синтетические (клиническая беседа Пиаже: на стыке естественного эксперимента и целенаправленного интервью, тесты, самонаблюдение: наблюдение и интроспекция).

2. Рубинштейн:

· наблюдение (инструментальное и самонаблюдение),

· эксперимент (естественный, лабораторный, педагогический),

· физиологические методы,

· приемы (беседа, анализ продуктов деятельности, анкета).

3. Соколов: электро-миографический метод (исследование внутренней речи): язык и губы, электрические потенциалы (фазическая -речедвигательная мускулатура, постепенное возрастает и тоническая активность - скачками) при решении задач (прогрессивные матрицы Равена, что-то проговаривают + пытаются понять сложный текст).

4. Пиаже: методы объективации невербализуемых компонентов решения.

Цели (по Петухову): исследовательская; диагностическая; прикладная (формирующая, активизирующая [мозговой штурм]).

 

Метод исследования всегда связан с предметом (и объектом) изучения и выбранной парадигмой.


 

Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация»

 

Задача – это объект мышления.

По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определённых условиях.

 

Мышление как субъект-объектное отношение между решающим и задачей. Задача – объект мышления.

С точки зрения объективных условий задача предполагает наличие требований и искомого.

Происходит переход из объективной структуры в субъективную через акт принятия задачи. Средства и цель. Каждый субъект индивидуальным образом достраивает условия задачи.

Над задачей стоит проблемная ситуация. Она предшествует возникновению задачи. Проблемная ситуация – это особое состояние субъекта, характеризующаяся удивлением и желанием что-то узнать. Проблемная ситуация имеет три компонента:

· познавательная мотивация

· возможности субъекта

· открытие нового и интересного

Внутренняя мотивация – основа мышления. Иначе мышление носит поверхностный характер.

 

Классификации типов задач:

По особенностям условий:

· с избыточными условиями

· с недостаточными условиями

По типу:

· действенные

· образные

· словесные

 

Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения).

Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

 

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления.

Отношение:

· по модальности (позитивное или негативное отношение)

· по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

· по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

 

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

Задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы челове­ка. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Осо­бенности структуры задачи влияют (конечно, не однозначно) на деятельность по ее решению, поэтому психологу важно их учитывать. Тот факт, что одни задачи решаются человеком легко, а другие (конечно, при прочих равных услови­ях) трудно, известен достаточно хорошо, но практически не вы­являются факторы, детерминирующие это различие.

Детерминанты трудностей решения задачи (эксперимент Л.П. Гурьевой).

 

Вискусственно составленной задаче обычно выделяют требование и условия, которые определяют пути реализации этого требования.

Условия задачи могут быть словесно описаны, доступны не­посредственному восприятию (предметы и их изображения), быть представляемыми. Напомним, что в структуру задачи входят не только условия, но и требования. Задачу характеризуют также соотношения между условиями и требованиями: все элементы условий нужны для решения, есть лишние элементы, отсутствуют необходи­мые элементы

 

При характеристике условий, определяющих дея­тельность по решению задачи, обычно используются следующие признаки:

1) привычность — непривычность ситуации (от этой характе­ристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возмож­ность или невозможность достижения желаемого результата гото­вым способом);

2) характер представленности условий (словесное описание, изображение, реальная ситуация);

3) степень выделенности в ситуации существенного отноше­ния, учет которого является ключевым для решения.

 

Под идеей задачи имеют в виду не заданные прямо промежу­точные стратегические и тактические цели, которые нужно по­ставить и достигнуть, чтобы получить решение задачи, известное ее составителю.

 

Опыт составления искусственных задач привел к формулиро­ванию ряда требований к задаче и замыслу ее решения:

а) решение, замысел должны быть скрытыми. Для этого вво­дится парадоксальный первый ход, противоречащий правилам ведения данного вида деятельности, создающий видимость отхо­да от решения. Иногда в задаче создается так называемый «лож­ный след» — действие, кажущееся сильным, но на самом деле не приводящее к решению;

б) решение должно быть динамичным, острым, обе стороны должны быть активными;

в) замысел должен быть оригинальным;

г) задача должна удовлетворять художественным требованиям. Суть всех приемов маскировки решения задачи сводится к тому, чтобы у решающего оказалось как можно меньше возможностей обнаружить в начальной позиции те ориентировочные вехи, ко­торые могли бы подсказать ему путь к решению.

 

Элементы ситуации. Элементы условий могут находиться между собой в различных соотношениях. К их числу относятся пространствен­ные отношения и функциональ­ные. Отношения эти определяются допустимыми правилами преобразования ситуации.

Решение задачи (а в искусственных задачах оно всегда извест­но) часто заключается в выборе определенного элемента из мно­гих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная сво­бода выбора, то, из чего может быть сделан выбор.

 

Заданный ситуацией набор альтернатив преобразования ситуа­ции характеризуется числом правильных, т. е. ведущих к нужному результату.

 

К изменившейся ситуации применимы все те характеристики, которые применяются к исходным ситуациям, но только кон­кретное их значение может измениться.

 

Конечная ситуация, т.е. ситуация, полученная после всех за­висимых и независимых преобразований исходной ситуации, ха­рактеризуется степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата.

 

Функциональные взаимодействия в ситуации обладают разной ценностью, то же относится и к разным изменениям ситуации.

 

Существуют по крайней мере два разных источника создания ценности:

а) через отноше­ние к конечному результату — способствует или не способствует достижению результата,

б) через отношение осуществляемого из­менения ситуации к определенному типу, к общим принципам осуществления данного вида деятельности, воплощенность в этом конкретном изменении ситуации общих принципов (которые сами приобрели положительную ценность), т.е. как бы через отноше­ние к ценностям более высокого порядка.

Замысел есть некоторое возможное преобразование наличной ситуации, установление не­которого определенного взаимодействия. Замысел может быть различным в зависимости от того, какое именно функциональное взаимодействие было выбрано соста­вителем.

 

Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи.

 

Проблемная ситуация – это далеко не одно и то же, что задача.

Проблемная ситуация может выступать как часть видимо лёгкой на первый взгляд задачи.

И задача может выступать как часть большой проблемной ситуации.

 

Проблемная ситуация характеризует­ся тем, что ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что иное, как актуализация новой познавательной потребно­сти: «А что мне делать дальше?», «Как быть?». Эта потребность в рассмотренном случае возникает лишь на определенном этапе решения задачи. Однако чаще соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, поэтому словесно сформулированная за­дача — это частный объект даже для человеческого мышления. Более общим является ситуация.

В психологической литературе теория проблемных ситуаций была разработана А.М.Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную по­требность, побуждающую человека к интеллектуальной деятель­ности;

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия (т.е. предмет потребности);

в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт, которые как бы определяют диапазон возникновения по­знавательной потребности. Если для выполнения задания доста­точно усвоенных знаний, то проблемная ситуация не возникает. Она не возникает и в том случае, если наличные знания не позво­ляют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание.

А. М. Матюшкин предложил трехмерную модель основ­ных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких пара­метрах, как степень трудности, этапы становления действия, струк­турные компоненты действия.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...