Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство времени древнего царства




(300 — около 2300 годы до н. э.)

Египет времени Древнего царства представлял со­бой еще примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существо­вала и эксплуатация объединенного в общины свобод­ного земледельческого населения. Во главе государства стоял фараон, деспотически правивший страной в инте­ресах класса рабовладельцев и опиравшийся на вер­хушку рабовладельческой знати.

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилась одна из крупнейших древнеегипетских религиозно-философских систем, связанная с почитанием местного бога Птаха, сотворив­шего, по легенде, весь мир „мыслью и словом"; это учение имело впоследствии большое значение для раз­вития позднеантичной философии, так как оно послу­жило основой для учения о Логосе. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения ос­новных форм египетской культуры, начиная от самой

[24]

формы государства. Тогда же, и именно в Мемфи­се, определились и главные задачи, и характер еги­петского искусства, и соотношение его видов, посте­пенно сложились основные типы архитектурных памят­ников.

В истории египетского искусства ведущая роль при­надлежала архитектуре. Уже во время Древнего цар­ства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обес­печить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верованиями. В Египте, как во всякой древней земле­дельческой стране, было распространено обожествле­ние сил природы. Смена засушливого времени года расцветом растительности после нильского разлива воспринималась как смерть и воскресение бога про­изводительных сил природы Осириса. С подобными представлениями были связаны заупокойные верова­ния. Считалось, что как умер и воскрес Осирис, так после смерти могут воскреснуть и люди. Наряду с мифом об Осирисе в заупокойном ритуале сохра­нялись и обряды, сложившиеся в долине Нила еще в отдаленнейшие времена. В итоге верований в нали­чие посмертной жизни повсеместно развивается стрем­ление первобытного человека в какой-то мере сохра­нить тела умерших или хотя бы их головы. Сухой климат Египта особенно способствовал развитию по­добных стремлений. Здесь не ограничивались сохра­нением черепов или бальзамированием голов умерших предков, а постепенно в итоге длительных поисков вы­работали сложные приемы общей мумификации трупа. Так как вначале способы бальзамирования были еще несовершенными, в гробницы ставили статуи умер­шего как замену тела в случае его порчи. Считалось, что душа за неимением тела может войти в статую

[25]

Пирамида фараона Хуфу в Гизе

и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умер­шего будет продолжаться. Следовательно, гробница должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы ста­туя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и опре­делили структуру гробниц Древнего царства.

Понятно, что особое внимание уделялось сооруже­нию гробниц царей и рабовладельческой знати. Для верхушки сложившегося рабовладельческого государ­ства главной задачей являлось всемерное укрепле­ние своего положения и власти выразителя своих ин­тересов — фараона. Выполнение этой задачи в об­ласти идеологии определило и характер египетского

[26]

искусства, обслуживающего нужды господствующего класса.

Гробницы знати состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной по­стройки. Такие гробницы современные египтяне, гово­рящие по-арабски, называют „мастаба", что значит „скамья"; это название удержалось и в науке. Мастаба времени I династии имела вид дома с двумя ложными дверями и двором, где приносились жертвы. Этот „дом" представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней; позднее стали пристраи­вать и кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии частично применялся известняк. Постепенно мастаба усложня­лась; молельни устраивались уже внутри надземной части. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древ­него царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории египетской архитектуры большое зна­чение имело строительство царских гробниц, на соору­жение которых тратились огромные средства. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Необходимо помнить, что царские гроб­ницы были и местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. На культ фараона был перенесен ряд пережитков тех представлений, согласно которым считалось, что пред­водитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например, что пира­мида Сенусерта I называлась „Сенусерт, смотрящий на Египет", а на верхушках, некоторых пирамид были изображены глаза.

[30]

Пирамиды в Гизе. Реконструкция

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить и прославить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монар­хией труда народных масс.

Мысль зодчих и совершенствование технических на­выков шли по линии наращивания надземной массы здания; однако увеличение последнего по горизонтали в конце концов не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важней­шим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-ви­димому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальницы царя III династии Джосера (28 век до н. э.), так называемой „ступенчатой пира-

[31]

миды" (илл. 7). Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Древнего Египта как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого, астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современ­ного селения Саккара около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дво­ров, не отличавшегося еще стройностью общей пла­нировки. Этот ансамбль был расположен на искусствен­ной террасе, окруженной массивной высокой стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в вы­соту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструк­тивное значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не ре­шается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в про­порциях, выработанных для деревянных зданий. Усы­пальница Джосера важна и по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пиляст­ры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Сте­ны залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными

[32]

фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростнико­вое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для своего вре­мени памятником, замечательным свидетельством ин­тенсивной работы мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египет­ского монументального зодчества.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид, по­строенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески — Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к семи чудесам света. Эти пирамиды (илл. 8), как и все другие, располо­жены на западном берегу Нила. Еще издали на фоне розовеющих скал и синих ущелий Ливийских гор с их золотящимися на солнце верхушками отчетливо виден гигантский треугольник пирамиды Хуфу. Производи­мое пирамидами огромное впечатление описали многие очевидцы. Вот как об этом пишет русский путешественник А. С. Норов, посетивший Египет в 1834— 1835 годах: „...по странной игре оптики, замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к ним кажутся как бы менее огромными, чем издали; это происходит, по моему мнению, оттого, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте; но с приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней, из которых

[33]

они построены, и таким образом сливаются с тем же желтым цветом песчаной пустыни, которая их окру­жает... Чтобы судить о непомерной огромности пира­мид, надобно подойти к самой их подошве... надобно стать не на углах пирамиды, а посредине одной из ее сторон... Тут огромность ее подавляет самое вообра­жение; хотя эти отесанные камни показывают труд чьих-то рук, но вы едва верите, чтоб это было сделано руками человеческими" 5.

Фантастические размеры пирамид еще в далекой древности привлекали внимание множества людей. На их камнях разными письменами на разных языках вы­сечены тысячи надписей. В записях, оставленных гре­ками и римлянами, часто высказывается сожаление,

10. Зал первого заупокойного храма фараона Хафра

[34]

Заупокойный храм фараона Хафра. Фасад. Реконструкция

что вместе с ними не могут видеть это чудо их умер­шие родные. Среди таких надписей читаем: „Я, Па-нольбиос из Гелиополя, любовался гробницами царей и вспомнил своих"". Одна римлянка выразила свои чувства в стихах:

„Видела я без тебя пирамиды, о брат мой любимый,

Все, что смогла,— о судьбе твоей горькие слезы роняя

В скорби о нашем былом, жалобу здесь написала" 7.

Наиболее грандиозная из трех гробниц — пирамида Хуфу (илл. 6) является самым большим каменным зда­нием древнего мира. Ее высота достигала 146,6 м, а длина стороны ее основания — 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно при­гнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пира­миды пошло свыше 2300 тысяч таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с рас­положенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Чтобы облегчить давление огромной массы камня на погребальную камеру, над ее потолком в нескольких рядах кладки были оставлены пустоты. Камера и часть коридоров были облицованы

[35]

гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества. Снаружи пирамида была облицована пре­красно обработанными плитами известняка, и ее массив четко выделялся на фоне неба. *

Каждая из пирамид в Гизе была окружена опреде­ленным архитектурным ансамблем, однако здесь распо­ложение зданий показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части (илл. 9). Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого как бы подчер­кивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих построек. Этого впечатления не нару­шают и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впе­чатление величины последней. К восточной стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Этот храм строился там, куда дохо­дили воды нильских разливов. К востоку от него зе­ленели орошаемые Нилом поля, к западу расстилались безжизненные пески пустыни; первый заупокойный храм, служивший входом ко всему комплексу, стоял как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родными.

Интересен заупокойный храм около пирамиды Хафра. Он представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известняковых бло­ков (илл. 11). В центре его находился зал с четырех­гранными монолитными гранитными колоннами. Вхо­дом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые как бы стерегли

[36]

поставленные по их сторонам сфинксы — фантастиче­ские существа в виде льва с головой человека, олице­творявшие мощь фараона.

Внутри первый храм также имел зал с четырех­гранными гранитными колоннами (илл. 10), вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделан­ные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных хра­мах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокой­ного храма прекрасно гармонировали с облицовывав­шими его стены плитами розового гранита и с алебаст­ровыми полами, равно как аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по кра­сочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Иной характер носит оформление усыпальниц фа­раонов V и VI династий (ок. 2500—2300 гг. до н. э.). Они намного уступают по размерам пирамидам царей IV династии, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, частично даже из бута. Соору­жение колоссальных пирамид ложилось слишком тяже­лым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ и вызывая недо­вольство номовой знати. Возможно, что этим была вызвана смена династии. Новые фараоны, которые уже в силу обстоятельств своего воцарения были вы­нуждены считаться с номовой знатью, не могли напря­гать все силы страны для сооружения своих гробниц, чем и объясняется снижение размеров и качества кладки

[37]

Типы колонн Древнего царства.

Слева: пилястра в виде белого лотоса; справа: колонны в виде

связок папирусов

последних. Тем большее внимание уделяется теперь оформлению пирамидных храмов. Их стены в значи­тельно большей степени покрываются цветными релье­фами, прославляющими фараона как сына бога и побе­дителя всех врагов Египта. Мы видим здесь, как богини кормят его грудью, как он в образе сфинкса топчет врагов, как прибывает из победоносного похода его флот. Размеры пирамидных храмов увеличиваются, их

[38]

архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые появляются ставшие затем столь характер­ными для египетской архитектуры колонны в форме связок нераспустившихся папирусов или бутонов ло­тосов, пилястры в форме цветов лотоса (илл. 12). Возникает и третий тип египетской колонны — пальмо­видный (илл. 13).

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того вре­мени, в частности, появляется новый тип зданий — так называемые солнечные храмы (илл. 14). Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа — колоссальный каменный обелиск. Его верхушка оби-

  1. Заупокойный храм фараона Сахура

[39]

валась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

О гражданской архитектуре Древнего царства мы знаем немногое, так как дома и даже дворцы строили из кирпича и из дерева и потому от них почти ничего не сохранилось. О внешнем виде древнейших дворцов мы можем судить только по изображениям их фасадов на заупокойных плитах — стелах и на саркофагах (гро­бах); представление о домах дают помещавшиеся в гробницах „домики для души". Таким образом, путь развития египетской архитектуры можно проследить главным образом по памятникам культового назначения.

При разборе усыпальниц царей и знати мы уже говорили о тех статуях, которые составляли их не­отъемлемую часть, так же как и о верованиях, благо­даря которым в гробницах появились скульптуры. Те же представления определили и предъявлявшиеся к скульптуре требования. Строгие фронтальные позы заупокойных статуй знати однообразны, раскраска этих скульптур условна. Поставленные в нишах мо­лелен мастаба или в особых небольших закрытых по­мещениях позади молелен, эти статуи изображают умерших либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги, в позе египетских писцов. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково располо­жены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела муж­ских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских — в желтый, волосы у всех черные, одежды белые.

[40]

Это единство иконографических элементов скульп­тур Древнего царства было вызвано их назначением и условиями их 'развития. Статуя должна была пере­дать сходство с умершим человеком, тело которого она заменяла (отсюда раннее возникновение египет­ского скульптурного портрета), торжественная же приподнятость образа была вызвана стремлением под­черкнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй отчасти объясняется их зави­симостью от архитектуры гробницы, но главным обра­зом — их ритуальным назначением. Статуи должны были оставаться одинаковыми из поколения в поколе­ние. Это мешало художникам преодолевать устано­вившийся подход к передаче образа человека, вынуж­дая сохранять не только скованность позы, но и бесстрастное спокойствие лица и чрезмерно развитую мускулатуру подчеркнуто мощных тел. Несмотря на хронологическое и качественное различие этих скульп­тур и несомненную портретность лиц, тем не менее все они производят впечатление торжественной мону­ментальности и строгого спокойствия. Это можно от­четливо видеть на статуях вельможи Ранофера (илл. 16), царевича Рахотепа и его жены Нофрет (илл. 15), кото­рые могут служить примерами идущих и сидящих фигур.

Но жизнь была сильнее требований религии, кото­рые не смогли полностью задержать творческий рост египетского искусства. Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замеча­тельных произведений. Среди них следует особенно выделить статую зодчего Хемиуна (илл. 17), статую писца Каи (илл. 18—19), царевича Каапера (илл. 20) и бюст царевича Анххафа. Это — произведения, в ко­торых наиболее полно были осуществлены искания художников Древнего царства и которые являются

[41]

Солнечный храм фараона Ниусерра в Абусире. Реконструкция

одними из лучших образцов египетского реалистиче­ского портрета.

В каждой из этих скульптур воплощен образ, неза­бываемый по яркости неповторимой характеристики, по индивидуальному своеобразию, подлинной художе­ственной высоте.

В портрете Хемиуна ярко обрисован один из наи­более высоко стоявших в современном обществе лю­дей — царский родственник, руководитель строитель­ства такого замечательного памятника, как пирамида Хуфу. Явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, маленький, но энергичный, жесткий рот. Очерта­ния слегка выступающего подбородка, несмотря на

[43]

чрезмерную полноту уже ожиревшего тела, еще про­должают сохранять те линии, которые выразительно заканчивают общую характеристику этого волевого, быть может, даже жесткого лица. Очень хорошо по­казано и тело Хемиуна — полнота залитых жиром мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук.

Не менее яркой индивидуальностью отличается ста­туя царского писца Каи, воплотившая, однако, образ человека совсем иного характера. Скульптор мастерски передал образ царского писца, сидящего поджав ноги перед своим владыкой и записывающего все, что дик­тует ему фараон. Перед нами — лицо человека, при­выкшего молча, беспрекословно исполнять волю госпо­дина. Плотно сжатые тонкие губы большого рта и внимательный взгляд зорких глаз придают этому лицу с его слегка плоским носом и выдающимися скулами смешанное выражение сдержанности, готовности пови­новаться с хитростью ловкого и умного царского приближенного. Именно такого рода человек мог руко­водствоваться словами египетского поучения:

„Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина — говори осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон иму­щества.'" *

Поражает правдивость проработки всего тела Каи — ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Следует отметить прием изо­бражения глаз, столь оживляющих лицо Каи. Они сделаны из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра

[45]

для белка глаза и горного хрусталя — для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получает­ся та блестящая точка, которая придает особую жи­вость зрачку, а в итоге — всему глазу. Такая трак­товка глаз, вообще свойственная скульпторам Древне­го царства, сообщает определенную жизненность лицу статуи.

Замечательна и прославленная статуя царского сына Каапера. Жизненная правдивость этой статуи такова, что работавшие на раскопках у Мариэтта феллахи, обнаружив статую Каапера в его гробнице, закричали: „Да ведь это шейх нашего селения!" (Этот эпизод и был причиной того, что в науке статуя Каапера известна под названием „Сельский староста".) Мы видим здесь опять индивидуальное лицо с мягкими, незаметно пе­реходящими одна в другую линиями, с круглым под­бородком, сравнительно некрупным носом, пухлым ртом и небольшими, мастерски поставленными глазами. Вновь, как и на предыдущих двух памятниках, здесь так же тщательно проработано тело пожилого чело­века с большим животом, полными плечами и руками. Он идет, твердо ступая, опираясь на посох,— голова его высоко поднята, вся фигура полна сознания соб­ственного достоинства.

Бюст царского сына Анххафа является, пожалуй, наиболее примечательным скульптурным портретом из всех упомянутых шедевров Древнего царства. Это — поразительное лицо, отмеченное предельным не толь­ко для скульптур рассматриваемого периода, но, быть может, и для всей египетской пластики реализ­мом, лицо человека, принадлежащего к кругу высших сановников рабовладельческой деспотии, властного, умного, вероятно, немало повидавшего в течение своей жизни. Оно приковывает к себе внимание мастерством

[46]

передачи мускулатуры лица, складок кожи, нависающих век. Вся лепка выполнена не по известняку, из которого высечен бюст, а по гипсу, плотным слоем покрываю­щему камень. Реалистичности лица соответствует и трактовка плеч, груди, затылка, аналогичная той пере­даче тела, которую мы видели в статуе Хемиуна.

Все эти разнообразные статуи не являются повто­рением внешнего облика того или иного человека: это — образы, созданные путем отбора наиболее харак­терных особенностей, определенного обобщения, дале­кие от пассивной передачи действительности.

Памятники, дошедшие от предыдущих веков, пока­зывают нам путь, приведший скульптора Древнего царства к созданию таких шедевров. Важным этапом на этом пути было овладение изготовлением гипсовых масок с лиц умерших людей. Применение гипса как средства сохранить облик тела умершего было вообще испробовано в период IV династии в числе тех попы­ток найти лучший способ мумификации, которые дела­лись в течение Древнего царства. Однако, освоив технику изготовления масок, скульпторы не могли ограничиться простым воспроизведением черт смертной маски в лице заупокойной статуи уже потому, что маска запечатлевала черты мертвого лица, а статуя должна была изображать живого человека. Отсюда вытекала необходимость переработки слепка, при ко­торой скульптор производил необходимый для его творческого замысла отбор черт.

Сперва таким способом стали изготовлять отдель­ные головы и бюсты умерших, которые вначале при­менялись наряду со статуями. Портретные головы умерших (илл. 21) были найдены в ряде гизехских мастаба IV династии, где они помещались в подземной части гробницы перед входом в камеру с саркофагом. Ритуальные особенности, связанные с ними, еще не

[51]

выяснены. Очевидно, вплоть до IV династии в египет­ской религии происхвдил отбор и закрепление возник­ших в разные времена и в различных условиях пред­ставлений о загробном существовании душ, равно как отбор соответствующих обрядов, а следовательно, и типов заупокойных статуй.

Каждая из голов, найденных в гизехских мастаба, отличается индивидуальностью и носит следы проду­манного отбора черт. Эти памятники помогают нам проследить пути создания такого произведения, как статуя зодчего Хемиуна. При сравнении Хемиуна с гизехскими головами и Анххафом становится ясно, что Хемиун — закономерный этап длительных творче­ских поисков, памятник, в котором был воплощен в посильной для искусства Древнего царства мере реа­листический образ египетского вельможи. Социальная определенность образа, столь удачно выраженная в статуе Хемиуна, является вообще одним из важней­ших элементов стиля скульптур Древнего царства, ибо последние должны были воспроизводить не просто образы умерших предков, но образы людей, принад­лежавших к той верхушке общества, которая держала в своих руках все управление государством.

Высокое социальное положение изображаемого лица еще больше подчеркнуто в царских статуях, где основ­ной задачей было создание образа фараона как не­ограниченного владыки и сына бога. Цари Египта изо­бражались с сверхчеловеческими мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими основные порт­ретные черты, но в то же время явно идеализиро­ванными. Иногда идея божественности фараона пере­давалась чисто внешними средствами: царь изобра­жался вместе с богами, как равный им, или священный сокол охранял его своими крыльями, сидя на спинке его трона (илл. 22). Особым видом воплощения идеи

[52]

сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинк­са — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми цар­скими статуями, стоявшими вне храмов и, таким обра­зом, доступными для обозрения народных масс, на ко­торых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона.

[53]

Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве зани­мает знаменитый Большой сфинкс (илл. 23), находя­щийся у нижнего заупокойного храма Хафра.

Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоми­нала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных извест­ковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет цар­ский полосатый платок, на лбу высечен урей — свя­щенная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусствен­ная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древ­ности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фа­раона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.

Резко противоположны по своему характеру ста­туям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещав­шиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни (илл. 28). Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти ста­туэтки изображают людей, занятых различными рабо­тами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и тка­чей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью.

Большое место в искусстве Древнего царства зани­мали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц

[54]

и храмов, причем и здесь в данный период были выра­ботаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа — и более распростра­ненный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверх­ность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, си­няя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изобра­жениях гусей из одной гробницы в Медуме коричне­вые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной зеленью растений (илл. 27).

искусстве Древнего царства сложилось и содер­жание изображений на рельефах и росписях, и главные правила расположения сцен на стенах, и ставшие впо­следствии традиционными композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур. Содержание изо­бражений на рельефах и росписях было определено их назначением. Рельефы в заупокойных царских хра­мах и в подводивших к последним крытых проходах содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие царя как могучего владыку,— битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты — и как сына бога (царь среди богов), а с другой, — ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство.

[57]

Некоторые из этих рельефов поражают выразитель­ностью и точностью передачи событий и лиц. Таковы, например, изображения умирающих от голода ливийцев на стене прохода к храму фараона Унаса.

Рельефы в гробницах знати также состояли из сцен, прославляющих деятельность вельможи, и сцен, пред­назначенных для обеспечения ему посмертного благо­денствия. Изображения владельца гробницы на рельефе должны были быть портретными, как и его заупокой­ные статуи. В лучших образцах эта портретность достигает яркой убедительности. В портретных релье­фах зодчего Хесира (илл. 24) точно и четко воспроиз­веденные черты его лица: орлиный нос, густые брови, энергичный рот — прекрасно передают образ сильного, волевого человека во всей его неповторимой индиви­дуальности.

Рельефы и росписи гробниц являются ценнейшим источником для истории культуры Древнего Египта. Мы видим изображения сельских работ — пахоту, по­сев, жатву, молотьбу, видим рыбную ловлю, охоту в нильских зарослях и в пустыне, работы различных ремесленников. Перед нами проходят яркие картины социального неравенства — непосильной тяжести труда основной массы населения и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, тяжелый труд под палящим солнцем — плясками танцовщиц на пиру вельможи. Среди этих сцен много эпизодов, взятых из подлинной жизни. Вот падает груз с вьючного осла, и погонщики бросаются на помощь. Вот другой осел заупрямился и не хочет сдвинуться с места, хотя его бьют палкой и даже тянут за переднюю ногу. А вот стадо переходит через канал: пастух несет на плечах теленка, который обернулся к идущей сзади матери, а та протянула к нему голову и высунула

[58]

язык, чтобы лизнуть малыша. Часто около действую­щих лиц бывают написаны слова, которые они могли бы произносить, по мнению художника: вот два пахаря, которых одолела жажда, один из них начал доить ко­рову, на которой они пахали, другой говорит ему: „Торопись, пока не пришел пастух!"

Однако, несмотря на стремление художников внести в изображаемые сцены живость и разнообразие, они должны были подчиняться основной цели гробничных рельефов и росписей — возвеличивать владельца гроб­ницы, подчеркивая его знатность и богатство. Главное место везде занимает фигура наиболее видного по своему социальному положению лица — царя или вель­можи. Эта фигура намного превышает по размерам все другие и, в противоположность разнообразным на­ходящимся в движении группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна. Сидит ли вель­можа или идет, он равно держит посох и жезл — сим­волы своего высокого звания — и равно господствует над всей сценой, не смешиваясь с действиями остальных ее участников даже и в тех случаях, когда такое по­ложение совершенно невероятно, как в сцене охоты на гиппопотамов (илл. 25). Показательно и различие в построении на плоскости фигур людей, занимающих разное социальное положение. Как правило, в основу изображения человеческой фигуры в рельефе и росписи Древнего царства прочно лег тот канон, сложение которого восходит ко временам плиты Нармера. При­нятый для фигур царей и богов еще в период образо­вания египетского государства, этот канон получил санкцию религии, и отступать от него было уже не­легко, а в некоторых случаях и вообще невозможно. За всю историю Древнего царства ни одно изображение бога или царя не было выполнено иначе, чем по пра­вилам этого канона, по его нормам выполнялись и

[62]

почти все изображения вельмож. Наоборот, мы встре­чаем частые отступления от этих норм при изображении земледельцев, ремесленников и прочих рядовых тру­дящихся людей. Достаточно сравнить фигуры вель­можи и охотников в упомянутой сцене охоты на гип­попотамов, чтобы убедиться, как свободно располагает художник фигуры охотников, в частности, давая про­фильное изображение плеч. Разнообразие поз можно увидеть и на других изображениях — в сцене молотьбы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...