Состава оборудования и оснастки
Оборудование и оснастка для выполнения производственного процесса, предусмотренного в проекте цеха (отделения, участка), являются одними из основных элементов проектируемого производства. Поэтому при разработке проекта необходимо установить рациональный качественный и количественный состав оборудования и оснастки. В соответствии с принятыми технологическими способами изготовления деталей, сборки и сварки сборочных единиц и в целом заданных изделий при детальной разработке технологии производства уточняют первоначально намеченные типы оборудования и оснастки для выполнения всех видов работ в проектируемом цехе. Основными критериями для окончательного выбора рациональных типов оборудования и оснастки должны служить их следующие признаки: техническая характеристика, наиболее отвечающая всем требованиям принятой в разрабатываемом проекте цеха технологии операций, подлежащих выполнению на данном оборудовании или посредством данной оснастки; наибольшая эксплуатационная надежность и относительная простота обслуживания; наибольший КПД и наименьшее потребление энергии при эксплуатации; наименьшие габаритные размеры оборудования, обусловливающие минимальную необходимую площадь для размещения его в цехе; наименьшая возможная масса, что обычно характеризует относительно прямо пропорциональную ей стоимость оборудования; наименьшая сумма первоначальных затрат на приобретение и монтаж в цехе данного оборудования либо оснастки, обеспечивающая минимальный возможный срок их окупаемости. Для подбора рациональных современных типов оборудования и оснастки, соответствующих перечисленным выше признакам, следует пользоваться новейшими данными справочной и информационной литературы, специальными руководствами по оборудованию для отдельных видов технологии, учебными пособиями и учебниками по специальным курсам сварочного, сборочного, подъемно-транспортного и другого технологического оборудования и оснастки, а также проспектами и каталогами, издаваемыми отдельными ведомствами машиностроительной промышленности, в которых приведены описания, технические характеристики и стоимость отдельных типов оборудования и оснастки, возможных для использования в проектах сборочно-сварочных цехов. При этом особое внимание следует уделять наиболее прогрессивным процессам сварочной техники и необходимым для их выполнения типам оборудования и оснастки, отличающимся высокой производительностью. Выбор такого оборудования, как правило, обеспечивает максимальную пропускную способность проектируемого цеха (отделения, участка) и минимальные сроки окупаемости капитальных затрат на его приобретение.
При окончательном составлении перечня выбранных для проектируемого цеха типов оборудования и оснастки следует включать в него не только технологическое основное и вспомогательное оборудование, устройства и оснастку всех видов, но также требуемое оборудование для всех звеньев запроектированного производственного процесса и контроля качества продукции цеха. В этот перечень следует включать также оборудование общецеховых устройств и производственный инвентарь, необходимые для обеспечения нормальных условий работы в проектируемом цехе. Количественный состав окончательно выбранных для проектируемого сварочного производства различных типов сборочных стендов (рабочих мест), сварочных установок и прочего оборудования и оснастки устанавливают путем следующих несложных расчетов. Требуемые для выполнения заданной производственной программы числа сборочно-сварочных рабочих мест или стендов пм и станочного оборудования или сварочных установок п0 каждого типа определяют по формулам
;
где Тм — количество место-часов; Тч — количество человеко-часов; Тс — количество станко-часов соответственно трудоемкости работ (на годовую программу), закрепленных за сборочно-сварочным рабочим местом или станочным оборудованием каждого данного типа; — плотность работ, человек/рабочее место; Фм и Фс — действительные годовые фонды времени рабочих мест и оборудования. Равным образом для определения по тем же формулам требуемого числа постоянных (стационарных) рабочих мест технического контроля качества продукции и необходимого числа испытательных стендов следует при подсчете трудоемкости работ на годовую программу учитывать принятые для каждой контрольной операции значения процентов выборочности. В случае получения по формулам дробных числовых значений искомых величин их округляют до ближайшего большего целого значения. Делением расчетных значений (пм и п0) на принятые округленные (nп.м. и пп,0) определяют проектные коэффициенты загрузки k3 этих рабочих мест и оборудования k3 = nм:nn.м или кз = n0:nn,0. К изложенному выше следует добавить, что при определении общего числа рабочих мест (стендов) в сборочно- сварочных отделениях проектируемого цеха особо рассматривают и решают вопрос об определении числа дополнительных рабочих мест для исправления пороков сварной продукции, выявленных средствами технического контроля в процессе ее изготовления, а также при окончательной приемке-сдаче готовой продукции. Возможное число таких рабочих мест не может быть регламентировано в каком-либо общем виде. Его устанавливает проектант в каждом конкретном случае сообразно со степенью ответственности изготовляемых изделий, характером производственного процесса, обеспечивающего определенную степень однородности качества изделий, и требованиями технических условий на их изготовление и приемку. При практическом решении рассматриваемой задачи необходимо учитывать, что организация исправления брака, обнаруженного в процессе изготовления отдельных сборочных единиц и комплектов сварных изделий, а также при окончательных испытаниях последних имеет свои отличительные особенности, зависящие от типа производства.
В единичном производстве брак продукции исправляют на рабочих местах рабочие, допустившие брак. В массовом производстве, отличающемся поточным характером выполнения работ с принудительным ритмом выпуска продукции, сборочные единицы, комплекты и целые изделия немед ленно после обнаружения в них брака снимают с рабочих мест, расположенных на потоке, и отправляют на особые рабочие места вне потока, предназначенные исключительно для работ по исправлению пороков продукции цеха специальными бригадами рабочих. Такая организация исправления брака не нарушает существенно общей стройности поточного производства и является единственно правильной в поточном производстве. Что касается серийного производства, то в зависимости от большего или меньшего приближения проектируемого производства к типу поточного организация исправления брака продукции может быть осуществлена одним из указанных способов. Таким образом, при проектировании единичных и непоточных серийных сварочных производств исправление пороков продукции предусматривают за счет соответствующего повышения загрузки сборочно-сварочных рабочих мест цеха (отделения, участка). В случаях проектирования массовых и серийных поточных производств требуемое число рабочих мест для исправления сварной продукции назначают в соответствии со степенью ответственности изготовляемых изделий, однородности их качества и в зависимости от жесткости технических условий на их изготовление и приемку. Практически в конце каждой поточной линии предусматривают по одному резервному стенду для внепоточного исправления пороков изготовляемой сварной продукции. Количество различной оснастки для сборочно-сварочных рабочих мест (стендов) и стандартного оборудования (например, разного рода приспособлений, рольгангов, склизов, стационарных консольных кранов и других местных подъемно-транспортных устройств) назначают исходя из практической потребности в них на рабочем месте каждого данного типа. При этом учитывают возможность в некоторых случаях использования этих устройств для обслуживания от двух до четырех рядом расположенных рабочих мест (станков).
Иначе выбирают и подсчитывают требуемое количество средств общего транспорта (электрокаров, автокаров, мостовых кранов и т. д.), обслуживающих пролет или отдельные его участки. При выборе этих средств внутрицехового транспорта необходимо рационально сочетать работу различных видов транспортных устройств и максимально использовать напольные транспортные средства (электрокары, автокары, козловые либо портальные краны и т. п.), поскольку применение мостовых кранов, в особенности большой грузоподъемности, обусловливает существенное увеличение веса колонн, несущих подкрановые пути, что влечет значительное удорожание строительных конструкций здания цеха. Указанные выше предпосылки должны быть приняты во внимание при выборе средств общего транспорта, получившего наибольшее применение в проектах сварочных производств единичного и серийного типа, в то время как в проектах крупносерийного и особенно массового производства преимущественное применение получают специализированные средства внутрицехового транспорта — различные типы конвейеров, причем нередко автоматизированные. При этом из напольных средств общего транспорта следует предпочитать безрельсовые (электрокары и автокары) как обладающие большей степенью свободы перемещений и не загромождающие площадь цеха устройством рельсовых путей и поворотных кругов. Выбор типов средств общего внутрицехового транспорта непосредственно связан с распределением грузопотоков по отдельным пролетам цеха, которое вытекает из принятой специализации пролетов в проектируемом цехе. Поэтому прежде всего для выяснения условий работы проектируемого транспорта в соответствии с разработанным ранее производственным процессом и его планировкой составляют ведомость движения грузов (материалов, полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц, изделий) по пролетам цеха. Такая ведомость должна содержать следующие сведения по каждому пролету проектируемого цеха или отделения (участка): название подъемно-транспортной операции с обозначением ее характера (перевозка, подача, съем, поворот и т. д.) и повторности в течение одной рабочей смены либо рабочих суток; наименование перемещаемых грузов (материалов, деталей, сборочных единиц и т. п.) с указанием номеров последних; массу и число каждого груза в одной упаковке; род упаковки, ее массу (вес) и габаритные размеры (если грузы предусмотрено перемещать без упаковки, то указывают габаритные размеры перемещаемых грузов без упаковки); число складочных мест, куда должны доставляться перевозимые грузы; указание номеров мест, откуда должен транспортироваться каждый груз; требуемое число упаковок каждого груза, необходимое для доставки на каждое складочное место в течение одной смены либо одних рабочих суток; подъемно-транспортные средства, которыми предусмотрено в разработанном производственном процессе выполнение погрузки, транспортировки и разгрузки каждого из указанных грузов в упаковке или без нее, и прочие сведения в зависимости от специфических особенностей проектируемого производства.
Как видно из приведенного выше перечня, указанные в подобных ведомостях сведения составляют краткую характеристику грузопотока по каждому пролету проектируемого цеха, отделения или участка, выраженную в цифрах, и предварительный выбор типов подъемно-транспортных средств. Пользуясь этими данными о грузопотоке и разработанным технологическим планом и разрезами здания проектируемого сборочно-сварочного цеха, приступают к расчетам по определению требуемого числа единиц подъемно-транспортного оборудования каждого из намеченных его типов. Наряду с выше расчетом необходимого числа самоходных тележек, в тех случаях, когда грузоподъемность последних недостаточна для перевозки материалов, изготовляемых сборочных единиц либо изделий, определяют необходимое число козловых, портальных либо мостовых электрических кранов (если целесообразность применения последних обоснована). Требуемое число этих средств общего рельсового внутрицехового транспорта устанавливают в соответствии с интенсивностью грузопотоков в каждом пролете проектируемого цеха. При этом на основании опытных данных проектирования сборочно-сварочных цехов для обслуживания одним краном принимают длину пролета 60—80 м в цеховых складах металла и готовой продукции, 40—60 м в заготовительном отделении и 30—50 м в сборочно-сварочных отделениях цеха. Кроме того, контрольной цифрой допускаемой интенсивности работ каждого электрического крана в сборочно-сварочных отделениях проектируемого цеха служит число циклов работы крана, которое не должно превышать 20 в час. В дополнение следует отметить, что при составлении проектов сборочно-сварочных цехов массового или крупносерийного производства с поточной организацией работ взаимную увязку во времени подъемно-транспортных и технологических операций производственного процесса осуществляют на основе построения графиков загрузки и работы общего подъемно-транспортного оборудования по каждому пролету цеха. Таким образом, помимо четкого и наглядного представления о работе предусмотренных проектом подъемно-транспортных устройств, описанные выше графики дают возможность окончательной увязки в работе всего транспорта цеха с запроектированным ходом выполнения технологического процесса производства, установить окончательно необходимый качественный и количественный состав различных типов подъемно-транспортных средств и определить загрузку каждой единицы подъемно-транспортного оборудования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|