Типовые схемы компоновок сборочно-сварочных цехов
Размещение цеха — всех его производственных отделений и участков, а также вспомогательных, административно-конторских и бытовых помещений должно по возможности полностью удовлетворять всем специфическим требованиям процессов, подлежащих выполнению в каждом из этих отделений. В этом заключается одна из главных задач рационального проектирования промышленных предприятий. Поскольку в сварочных цехах основными ведущими процессами являются сборочно-сварочные работы, следовательно, удовлетворению требований этих процессов в первую очередь должно быть уделено особое внимание при разработке проектов сварочных производств. Эти требования обусловливаются главным образом индивидуальными особенностями заданных сварных металлоизделий и соответствующих рационально выбранных способов их изготовления; характерными особенностями типа производства и организационных форм его осуществления, которые должны быть предусмотрены в зависимости от количественного состава заданного выпуска продукции; степенью производственной связи основных (сборочно-сварочных) отделений и участков с другими производственными и вспомогательными отделениями цеха. В соответствии с различными типами сварочных производств и разновидностями их организации в практике проектирования одноэтажных сборочно-сварочных цехов установились определенные типовые схемы взаимного расположения (компоновки) включаемых в их состав следующих производственных отделений и участков, а также вспомогательных, бытовых и прочих помещений: I — склад металла; II — кузнечно-прессовое отделение; III — заготовительное отделение; IV — промежуточный комплектовочный склад деталей; V — отделение узловой сборки и сварки; VI — отделение общей сборки и сварки; VII — отделение покрытий и отделки продукции; VIII — склад готовой продукции; IX — административно-конторские, служебные и бытовые помещения; X — пожарные проезды.
Каждая типовая схема удовлетворяет требованиям организации отдельных разновидностей сварочных производств. Направления грузопотоков в пределах цеха, а также ввоза металла в цех и вывоза продукции из цеха показаны на рисунках стрелками. В дополнение к представленным выше схемам компоновок сборочно-сварочных цехов необходимо отметить, что дальнейшее развитие этих типовых схем получило отражение в использовании сблокированного расположения в одном здании нескольких взаимно связанных цехов со всеми необходимыми их отделениями. При этом административно-конторские и бытовые помещения блока цехов вынесены в отдельное здание, соединенное подземным тоннелем с расположенным вблизи с производственным корпусом. Рассмотрим типовые схемы компоновок сборочно - сварочных цехов. Цех с продольным направлением производственного потока (Рисунок 1). Направление производственного потока в цехе на всем его протяжении совпадает с направлением, заданным на плане завода. Продольное перемещение обрабатываемого металла и изготовляемых деталей, сборочных единиц и изделий выполняется обычно мостовыми кранами, а поперечное (на складах) — электрокарами, автокарами либо тележками по рельсовым путям. Специализация пролетов в заготовительном отделении осуществляется по группам сортамента обрабатываемого металла, а в отделениях узловой и общей сборки-сварки — по типоразмерам изготовляемых изделий. Рекомендуется для изготовления различных несложных изделий преимущественно в серийном производстве: может быть использована в производстве единичном и массовом также несложных изделий
Рис.2 Цех со смешанным направлением Рисунок 1- Цех с продольным направлением производственного потока. Схема1. производственного потока
Рассмотрим схему цеха со смешанным направлением производственного потока (Рис.2) Направление производственных потоков в отделениях заготовительном и узловой сборки-сварки совпадает, а в пролете общей сборки-сварки — перпендикулярно направлению, заданному на плане завода. Перемещения всех грузов в пролетах цеха выполняется такими же средствами, как по схеме на рис.1. Специализация пролетов заготовительного отделения осуществляется тоже по группам сортамента обрабатываемого металла. Размещение процессов изготовления сборочных единиц изделия по специализированным продольным пролетам отделения узловой сборки-сварки обусловлено расположением процесса общей сборки сварки того же изделия в заключительном поперечном пролете цеха. При этом необходимо, чтобы изготовленные сборочные единицы изделия, выходя из продольных-.пролетов в поперечный, попадали точно на те рабочие места потока, где они требуются для включения их в процесс общей сборки-сварки изделия. Рекомендуется для массового (реже крупносерийного) производства однотипных сложных изделий. Схема 2. Эта схема отличается от предыдущей (рис. 2) только наличием отделения кузнечно-прессового и большого отделения покрытий (окраски) и отделки готовой продукции, которое в некоторых случаях требует значительных протяженности и площади. Этот заключительный производственный процесс располагается в продольном пролете после поперечного пролета общей сборки-сварки: направление потока в этом продольном пролете — противоположное направлению потоков в остальных продольных пролетах цеха
Рисунок 3 – Цех со смешанным направлением производственного потока, Схема 2.
Рассмотрим схему цеха с продольно-поперечным направлением производственного потока (рис.4) Основное направление производственного потока в цехе на всем его протяжении совпадает с направлением, заданным на плане завода. Наряду с этим производственный поток либо часть его систематически перемещается в поперечном направлении — из одного пролета в другие и обратно. Продольные перемещения деталей, сборочных единиц и изделий в потоке осуществляются на вагонетках по рельсовым путям: освободившиеся в конце пролетов вагонетки возвращаются в исходное положение также по рельсовым путям, расположенным рядом с путями для потока изготовления изделий. Поперечные перемещения (подача деталей, сборочных единиц и изделий к манипуляторам, автоматам и другому высокопроизводительному оборудованию, обслуживающему несколько пролетов, а также возврат
Рис. 4 – Цех с продольно – поперечным направлением производственного потока указанных деталей, сборочных единиц и изделий в исходный пролет) выполняется кран-балками (или кранами). Специализация пролетов организуется так же, как по схеме рис. 1. Рекомендуется для мелкосерийного и единичного производства тяжелых и громоздких изделий. Рассмотрим схему цеха с волновым направлением производственного потока. (Рис.5) Направление производственного потока в цехе отклоняется от заданного (на плане завода) попеременно в противоположные стороны. В разных случаях число таких отклонений (поворотов) может быть различным. Перемещение всех грузов и специализация участков в пролетах организуется так же, как по схеме на рис. 1. Рекомендуется для единичного и мелкосерийного производства сравнительно сложных изделий, обусловливающих значительную протяженность производственных отделений цеха. В этих случаях указанная схема обеспечивает компактность планировки площадей цеха Рассмотрим схему цеха с петлевым направлением производственного потока. (Рис. 6) Направление производственного потока в цехе отклоняется от заданного (на плане завода) в противоположную сторону только один раз (частный случай схемы, представленной на рис. 5). Склады металла и готовой продукции располагаются рядом и обслуживаются одними путями для ввоза и вывоза. Перемещение всех грузов и специализация пролетов заготовительного отделения организуются так же, как по схеме рис. 1. В отделении узловой сборки-сварки пролеты специализируются по изготовлению различных сборочных единиц выпускаемого изделия. Возможно применение кольцевой (замкнутой) системы конвейеров.
Рекомендуется для серийного и массового производства однотипных и относительно несложных изделий Рис.5 –Цех с волновым направлением производственного потока
Рис. 6 – Цех с петлевым направлением производственного потока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|