Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность и общая методика разработки




ПЛАНА И РАЗРЕЗОВ ЗДАНИЯ ЦЕХА

 

Основная и довольно сложная задача описываемой про­ектной разработки — составление плана цеха, представляющего один из главнейших результатов проектирования цеха. Такой план цеха (отделения, участка), определяющий пространственное расположение в нем технологического процесса производства, называют технологическим, в отличие от строительного плана, разрабатываемого впоследствии строителями с целью выявления конструктивных особенностей и деталей здания цеха.

В процессе разработки плана и разрезов здания проектируемого сборочно-сварочного цеха определяют необходимые размеры послед­него и расположение в нем всех элементов производства. При этом определение необходимой высоты пролетов в здании цеха не представляет затруднений, поскольку максимальные размеры подлежащих изготовлению изделий и принятого производствен­ного оборудования известны. Разработка технологического плана включает выбор наиболее рациональной для проектируемого производства схемы компоновки цеха, определение ее геометри­ческих размеров и последующую детализацию ее содержания.

Составление плана цеха в целом и каждого его отделения пред­ставляет собой техническую задачу, допускающую несколько решений. Рациональное решение этой задачи достигается путем параллельной разработки нескольких (двух-трех) вариантов ком­поновочной схемы технологического плана цеха и последующего технико-экономического сравнения их между собой.

Каждая типовая схема компоновки с присущими ей производственно-техническими характеристиками имеет особен­ности, определяющие рекомендуемое ее использование в различных проектах сварочных производств. Это позволяет, в самом начале разработки технологического плана цеха (отделения) произвести выбор рациональной его схемы, наиболее соответствующей разра­батываемому проекту сварочного производства.

В дополнение к описанию компоновочных схем одноэтажных сборочно-сварочных цехов необходимо учитывать, что в целях снижения стоимости строительства промышленных зданий путем унификации и значительного сокращения количества типо­размеров их конструкций, использования индустриальных методов их изготовления, а также сокращения проектных работ и продол­жительности строительства утвердил унифициро­ванные типовые секции и пролеты для строительства всех производ­ственных зданий ряда отраслей промышленности.

Для цехов машиностроительных заводов установлены унифи­цированные типовые секции следующих размеров в плане: основ­ные секции (для продольных пролетов) 144 X72 и 72 X72 м с сеткой колонн 24 X 12 и 18 х 12 м, где размер 12 м представляет собой шаг колонн (т. е. расстояние между осями соседних колонн вдоль пролета), а размеры 18 и 24 м означают ширину пролетов (между осями колонн); дополнительные секции (для поперечных пролетов) 24x72 м, (24 + 24) X 72 и 30x72 м, где размеры 24 и 30 м отно­сятся к ширине пролетов.

Указанная длина унифицированных типовых секций и пролетов может быть изменена с учетом технико-экономической целесообразности, обусловленной рациональным размещением производ­ственного процесса в проектируемом цехе. Таким образом, общая площадь каждой компоновочной схемы должна состоять из пло­щадей некоторого числа унифицированных типовых секций.

Последовательность определения геометрических размеров при­нятой компоновочной схемы плана цеха с учетом применения уни­фицированных типовых секций и пролетов сводится к следующему. Сначала подсчитывают необходимую общую площадь проекти­руемого цеха (без бытовых и административно-конторских поме­щений). Для этого пользуются заданным количеством годового выпуска продукции (в Мг), результатами ранее проведенных расчетов по определению требуемого количественного состава элементов производства для проектируемого цеха и укрупненными показателями. Примерами таких показателей, используемых в подобных приближенных расчетах, могут служить: удельный годовой выпуск продукции, приходя­щийся на 1 м2 общей площади цеха и каждого его производствен­ного отделения (в Мг/м2); общая площадь цеха и каждого его отде­ления, приходящаяся на одно сборочно-сварочное место (стенд) либо на один станок соответственно; допускаемая масса металла, приходящаяся на единицу общей площади склада, т. е. допускае­мая плотность нагрузки общей площади склада (в Мг/м2) и т. п.

После расчетного определения требуемой общей площади цеха и его подразделений подбирают соответствующее количество и типоразмеры описанных выше унифицированных типовых секций для проектируемого цеха с учетом максимальных габаритных размеров подлежащих размещению в его пролетах оборудования и изготовляемых изделий. Совместная компоновка этих типовых секций и пролетов должна удовлетворять предварительно выбран­ному типу компоновочной схемы и занимать площадь, соответствующую расчетной площади проектируемого цеха. При этом приближенно устанавливают число пролетов цеха (с учетом их специализации), их размеры, а также размеры компоновочной схемы в целом.

Полученные таким образом геометрические размеры выбранной компоновочной схемы проектируемого цеха позволяют вычертить ее в принятом масштабе с нанесением на ней сетки колонн и границ расположения всех производственных отделений и вспомогательных помещений цеха (как на рис. 1 — 6). Размещение оборудования и рабочих мест на компоновочных схемах не показывают.

В проектах разработка технологического плана цеха включает составление его компоновочной схемы и затем подробного техноло­гического плана в принятом масштабе и разрезов здания цеха. В процессе этой разработки, выполняемой одновременно по всем отделениям проектируемого цеха, уточняют ранее приня­тую его компоновочную схему и планировку его производствен­ных отделений и вспомогательных помещений; вычерчивают на плане — в пролетах цеха — размещение всех сборочно-сварочных и других рабочих мест, всего производственного оборудования и складочных мест для материалов и деталей и т. п.; увязывают комплексную механизацию производства во всех отделениях и схему работы внутрицехового транспорта.

В целях достижения наиболее рационального размещения тех­нологического процесса заготовительных и сборочно-сварочных работ необходимо стремиться к его прямоточности во всех проле­тах проектируемого цеха. Отсутствие возвратных перемещений собираемых, свариваемых и обрабатываемых сборочных единиц и комплектов изготовляемых изделий и сокращение до минимума количества поперечных перемещений в каждом пролете служит показателем высокого качества разработки пространственного размещения производственного процесса.

После взаимной увязки планов основных отделений проекти­руемого цеха рассчитывают и планируют остальные вспомогатель­ные отделения и другие площади цеха: участки контроля и испыта­ния изделий, исправления и доделок продукции, поверхностных покрытий, склады, бытовые помещения и т. д.

Описанный выше применительно к проектированию нового сборочно-сварочного цеха порядок разработки технологического плана цеха во всех его частях значительно усложняется в случаях разработки проекта реконструкции существующего предприятия. Габаритные размеры здания реконструируемого цеха ограничи­вают возможности свободного выбора необходимых значений ряда расчетных величин, влияющих на расположение элементов про­изводства в пролетах цеха. С другой стороны, рентабельность реконструкции всякого производства находится в прямой зависи­мости от минимального количества строительных работ по пере­делке существующего здания цеха. Поэтому излагаемые ниже основы планировки новых сборочно-сварочных цехов не всегда могут быть полностью и без затруднений осуществлены при разра­ботке проектов реконструкции существующих сборочно-сварочных цехов.

 

РАСЧЕТЫ ПЛОЩАДЕЙ И ПЛАНИРОВКА СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫХ

ОТДЕЛЕНИЙ И УЧАСТКОВ

При разработке плана отделений узловой и общей сборки и сварки основным является определение требуемого числа пролетов и необходимых размеров каждого из них — длины, ширины и высоты. Эти параметры, принятые приближенно при составлении компоновочной схемы цеха, подлежат уточнению в процессе подробной разработки технологического плана с учетом рекомендуемых размеров пролетов по нормам технологического проектирования (Табл.1)

Таблица 1 Размеры пролетов в сборочно-сварочных цехах (одноэтажные здания, оборудованные мостовыми кранами общего назначения)

 

Ширина пролета,м Высота до низа перекрытия, м Высота до отметки головки рельса подкранового пути,м Грузоподъемность, кН
  8,4 6,15  
  9,6; 10,8 6,95; 8,15 100, 200
  12,6; 14,4 9,65; 11,45 100,200,300
  8,4 6,15  
  9,6; 10,8 6,95; 8,15 100,200
  12,6; 14,4 9,65; 11,45 100,200,300
  16,2; 18 12,65; 11,45 300,500
  12,6 9,65 100,200,300
  14,4 11,45 200,300
  16,2; 18 12,65; 14,45 300,500

 

При детальном проектировании основным методом уточнения указанных параметров плана отделений сборки и сварки служит последовательное (по ходу выполнения технологического про­цесса) размещение на плане принятого по расчету количества обо­рудования, сборочно-сварочных стендов и других рабочих мест. При этом стремятся не только обеспечить прямоточность производ­ства и наиболее рациональную специализацию работ в каждом пролете, но также достигнуть наилучшего использования грузо­подъемности транспортных средств (главным образом козловых либо мостовых кранов). Для этого все отдельные производственные участки в проектируемых сборочно-сварочных отделениях распо­лагают на плане (не нарушая прямоточности производства) в раз­личных пролетах в зависимости от массы изготовляемых сборочных единиц (изделий). В результате такого размещения в одних про­летах группируют участки, производящие тяжелые, а в других — легкие сборочные единицы (изделия). После этого грузоподъемность транспортных средств назначают в соответствии с наибольшей массой сборочных единиц (изделий), изготовляемых в каждом данном пролете, либо в соответствии с наибольшей массой транс­портной партии (в случаях изготовления мелкой продукции).

Кроме того, при разработке планов сборочно-сварочных отделе­ний руководствуются описанными ниже практическими правилами и соображениями методического характера для определения нуж­ных числа, ширины и длины пролетов в зависимости от выбранной типовой схемы планировки цеха, а также для рациональ­ного размещения элементов производства в каждом пролете.

Число пролетов уточняют на основе наиболее рациональной специализации располагаемых в них сборочно-сварочных работ. При этом различают следующие характерные в методическом отношении случаи.

А. Типовая схема компоновки цеха с продольным направле­нием производственного потока изображена на рис. 1. В этой схеме процессы как узловой, так и общей сборки и сварки каждого изделия расположены в одних и тех же продольных пролетах, спе­циализация которых осуществляется по производству отдельных типов заданных для изготовления изделий. В связи с этим для рассматриваемой схемы планировки цеха необходимое число про­летов зависит от количественного соотношения заданных к про­изводству изделий разных типов. В таком случае требуемое число пролетов можно приближенно оценить на основе их специализации с уточнением его в процессе последующего размещения оборудова­ния и рабочих мест на плане проектируемого цеха.

Б. Типовая схема компоновки цеха со смешанным направле­нием производственного потока изображена на рис. 2 и 3. В этой схеме в заключительном поперечном пролете последова­тельно расположены позиции (рабочие места) процесса общей сборки и сварки изготовляемого изделия. В продольных пролетах, примыкающих к этому поперечному пролету, размещены про­цессы изготовления отдельных сборочных единиц, предназначае­мых для каждой определенной позиции общей сборки и сварки. При этом в целях обеспечения прямоточности всего производственного процесса линии рабочих мест, изготовляющие отдельные сбороч­ные единицы, должны непосредственно примыкать к тем позициям процесса общей сборки и сварки, на которых эти сборочные еди­ницы предусмотрены к использованию (рис. 7).

 

 


Рис. 7 – Схема размещения линий рабочих мест отделения узловой сборки и сварки и рабочих мест отделения общей сборки и сварки при планировке цеха со смешанным направлением производственного потока.

1-1Х – последовательные позиции сборки изделия в отделении общей сборки и сварки, Х-XVIII – позиции отделения покрытий и отделки, 1-9 – линии рабочих мест в отделении сборки и сварки, изготавливающем сборочные единицы для соответствующих позиций в отделении общей сбоки и сварки.

 

Таким образом, в рассматриваемой планировке сборочно-сварочных отделений поперечный пролет специализирован по выпол­нению общей сборки и сварки изготовляемого изделия, а продоль­ные пролеты отделения узловой сборки и сварки специализированы по производству отдельных видов сборочных единиц того же изделия.

В. Типовая схема компоновки цеха с волновым расположением производственного потока (см. рис. 5), как правило, включает по одному пролету в каждом отделении цеха. Редкие исключения из этого правила определяются только путем размещения обору­дования и рабочих мест на плане цеха.

Г. Типовая схема компоновки цеха с петлевым направлением производственного потока (см. рис. 6) обычно включает от одного до двух пролетов в каждом отделении цеха. Необходимых уточне­ний нужного числа пролетов для каждого отделения цеха, проекти­руемого по этой схеме, достигают путем размещения оборудования и рабочих мест на плане цеха.

Д. Типовая схема с продольно-поперечным направлением про­изводственного потока (см. рис. 4). Нужное число пролетов для каждого отделения цеха, проектируемого по этой схеме, устанав­ливают аналогично описанному выше для схемы цеха с продоль­ным направлением производственного потока.

Расчетные числа пролетов, получаемые в описанных выше слу­чаях, уточняют при последующей планировке оборудования и рабо­чих мест в пролетах отделений узловой и общей сборки и сварки проектируемого цеха.

Ширину каждого пролета, принятую в компоновочной схеме, уточняют путем составления проверочных эскизов планировки рабочих мест в пролете и последующих подсчетов суммы размеров ширины рабочих мест и проходов и проездов между ними. При этом планировку оборудования, сборочно-сварочных рабочих мест и размещаемых в непосредственной близости к последним складоч­ных мест для поступающих в сборку деталей и сборочных единиц выполняют рядами, располагаемыми вдоль пролета. Число таких рядов или линий рабочих мест Л в каждом пролете может быть различным. Однако наиболее употребительно двухрядное располо­жение линий рабочих мест = 2), целесообразность которого обосновывается следующими соображениями.

 

Рис. 8 – Схема расположения рабочих мест для подсчетов требуемой ширины пролета с размещением складочных мест:

а) между рабочими местами, б) по фронту рабочих мест, 1 – сборочно – сварочный стеллаж, 2- сварочная кабина, 3- сборочно – сварочный стенд, 4 – складочные места.

 

Возможно четыре варианта расположения в пролетах линий рабочих мест с обслуживающими их проездами. В каждом пролете (/— IV) с возрастанием Л увеличивается его требуемая ширина впр и, что особенно важно, изменяется исполь­зование площади пролета. В самом деле, если положить, что ши­рина полезной площади вл, занятой линией рабочих мест, прибли­зительно равна ширине вспомогательной площади, занятой про­ездом, то использование площади составит (в %)

I (вл: впр)100 =50

II (2 вл: впр)100 =67

III (3 вл: впр)100 =60

IV (4 вл: впр)100 =67

 

Следует считать оптимальными вариантами двухрядное и четырехрядное расположение рабочих мест в пролете с одним (при Л = 2) или двумя (при Л = 4) обслу­живающими проездами между ними.

На основе описанных выше соображений черновой эскиз планировки рабочих мест в каждом пролете для проверочных подсчетов предварительно принятой величины впр выполняют следующим образом.

На бумаге наносят (без соблюдения масштабов) два ряда ко­лонн, представляющих собой продольные границы пролета. В этом пролете (рис. 8) вычерчивают (также без соблюдения масштаба) по одному рабочему месту каждой предусмотренной для размещения в данном пролете линии рабочих мест с указанием необходимых проездов между ними. Рядом с этими рабочими ме­стами намечают расположение складочных мест для прибывающих в сборку деталей из промежуточного склада либо сборочных еди­ниц с предыдущих рабочих мест пролета.

Складочные места могут быть размещены двояким образом: либо со стороны проезда, либо в продольном направлении про­лета — между двумя последовательно расположенными рабочими местами производственного потока. В соответствии с возмож­ностью осуществления двух таких вариантов расположения рабо­чих мест эскизы составляют также в двух вариантах (рис.8). Далее на составленных эскизах обозначают нормальные значения всех размеров, составляющих ширину пролета, в том числе и размеры ширины рабочих и складочных мест. Затем путем сумми­рования этих размеров получают предельные значения требуемой ширины данного пролета.

Для случаев, показанных на рис. 8, искомое значение ширины пролета впр может быть представлено следующими выражениями:

для варианта, показанного на рис.8, а,

пр)min =2(в1 + вм) + вп; (1)

для варианта, показанного на рис. 8, б,

(впр)max = 2 (в1 + вм + в2 + вскл) + вп. (2)

Числовые значения величин, входящих в приведенные выше выражения, в соответствии с требованиями норм технологического проектирования и по данным практики принимают в следующих пределах.

в1 — расстояние от тыльной стороны рабочего места до оси продольного ряда колонн (или стены здания цеха) обычно принимают равным не менее 1 м. Это значение выбирают из соображений строительного характера: фундаменты колонн цеха не должны соприкасаться с фундаментами оборудования, устанавливаемого на отдельных рабочих местах. С другой стороны, такое расстояние в большинстве случаев необходимо при устройстве прохода для свободного перемещения рабочих при выполнении ими производ­ственных операций. В тех случаях, когда размеры рабочего места определяются размерами сварочной кабины и расположение обору­дования в ней предусмотрено таким образом, что расстояние от сборочно-сварочного стеллажа или стенда до оси колонны либо стены цеха составляет не менее 1 м, значение в1 приравнивают нулю.

В случаях, когда в1 1 м, получающееся пространство шири­ной не менее 2 м вдоль оси продольного ряда колонн между двумя рядами рабочих мест, расположенными в двух соседних пролетах, обычно используют для размещения оборудования для дуговой сварки (сварочные преобразователи, выпрямители и трансформа­торы) и шкафов с индивидуальными ящиками для инструмента рабочих.

в2 — расстояние между рабочим местом или ограждением сварочной кабины и складочным местом для прибывающих деталей и сборочных единиц, а также для сборочных единиц, отправляемых с данного рабочего места на следующие рабочие места рассматривае­мой линии, принимают в пределах 1—1,6 м.

вп — ширину проезда между двумя линиями рабочих мест, расположенными в одном пролете, принимают в пределах 3—4 м. Такая ширина необходима для обеспечения свободного проезда средств внутрицехового напольного транспорта в случаях встречи двух самоходных тележек.

вм — ширина рабочего места в сборочно-сварочных отделениях цеха обусловлена шириной сборочно-сварочного устройства (стел­лажа, стенда и т. п.). Последняя, в свою очередь, зависит от размеров изготовляемого на данном рабочем месте изделия.

На основании данных практики ориентировочно можно пола­гать, что ширина сборочно-сварочного устройства равна сумме ширины изготовляемого на данном рабочем месте изделия и припусков на каждую сторону (по ширине) в пределах 0,2—0,3 м.

Чтобы не создавать узких мест в проездах проектируемого цеха, рекомендуется при описываемых подсчетах ширины пролетов вводить в расчет наибольшие размеры сборочно-сварочных единиц, изготовляемых в данном пролете цеха.

Помимо определяемой указанным образом ширины сборочно-сварочного устройства в общий размер ширины рабочего места следует включить ширину проходов по 1 м с каждой стороны сборочно-сварочного устройства. Эти проходы необходимы для перемещения рабочих в процессе выполнения ими работ на данном рабочем месте. В тех случаях, когда размеры рабочего места опре­деляются размерами сварочной кабины, расстояние между сборочно-сварочным стеллажом и ограждением кабины по тем же соображениям должно быть не меньше 1 м.

вскл — ширина складочного места зависит от размеров склады­ваемых у рабочих мест деталей и сборочных единиц, подлежащих сборке и сварке на данном рабочем месте. По данным практики, обычно площадь, занимаемая такими складочными местами, равна либо меньше площади, занимаемой сборочно-сварочным устрой­ством. В качестве минимальной площади складочных мест допу­скается площадь, равновеликая половине площади, занимаемой сборочно-сварочным устройством.

После подстановки в выражения (1) и (2) числовых значений входящих в них величин, определяемых в каждом отдельном случае в соответствии с приведенными выше указаниями и с учетом индивидуальных особенностей изготовляемых сборочных единиц и изделий, могут быть получены предельные расчетные значения впр min и впр мах искомой ширины пролета.

Окончательный размер ширины пролета в пределах полученных расчетных значений устанавливают с учетом наиболее удобного расположения технологического процесса проектируемого произ­водства.

Когда вследствие небольших размеров и малой единичной массы выпускаемой продукции сборочно-сварочные цехи располагают в многоэтажных зданиях, ширину отдельных пролетов, как и всего здания цеха в целом, ограничивают условия естественного дневного освещения производственных помещений. В подобных случаях ширину здания определяют по следующим формулам:

для здания, у которого окна выходят только на одну сторону,

взд =1,75h0 - 2h0;

для здания, у которого окна выходят на обе стороны,

взд =3,5h0 - 4h0;

где взд — ширина здания между осями колонн, м; h0 — расстояние от пола до верхнего края окна в пределах 4—5 м.

При установлении окончательного значения ширины здания в указанных выше пределах необходимо учитывать близость окру­жающих зданий, расположение которых может оказать влияние на освещенность внутренних помещений проектируемого цеха.

Увеличение на 1—2 м указанных значений ширины здания до­пускается лишь в том случае, если удаленная от окон площадь внутри здания используется не для работы, а для вспомогательных и непроизводственных помещений (складов, кладовых, про­ходов и т. д.).

Так как в многоэтажных промышленных зданиях величина hQ обычно равна 4—5 м, то расчетные значения ширины здания соответственно составят ~9—20 м. Поэтому в рассматриваемых случаях планировки_сборочно-сварочных цехов в многоэтажных зданиях число пролетов по ширине здания принимают в пределах 1—3. Что касается выбора ширины пролетов, то вследствие малых размеров изготовляемых изделий и небольших габаритных размеров оборудования достигается возможность размещения технологического процесса производства в сравнительно узких пролетах. Поэтому обычные планировки сводятся к следую­щим вариантам: 1) однопролетный цех шириной 9 м; 2) двухпролетный цех с пролетами одинаковой ширины (по 9 м); 3) трехпролетный цех с пролетами одинаковой ширины (по 6 м).

В зданиях сборочно-сварочных цехов с продольным располо­жением производственного потока, а также в продольных пролетах при других схемах планировки величина шага колонн нормали­зована и составляет 12 м для одноэтажных и 6 м для многоэтажных зданий Величина шага колонн в поперечном пролете одноэтажного здания сборочно-сварочного цеха всегда равна ширине примыкающего продольного пролета.

Длину пролетов в пределах каждого отделения проектируемого сборочно-сварочного цеха устанавливают на основе результатов описанной ниже планировки оборудования и рабочих мест на плане каждого пролета. При этом шаг колонн и ширина пролетов представляют собой основные параметры сетки колонн, служащей канвой для составления технологического плана цеха. Поскольку, в сборочно-сварочных цехах, проектируемых с продольным распо­ложением производственного потока (см. рис. 1), на взаимное расположение пролетов цеха (как будет показано ниже) оказывает влияние высота каждого из них, то перед составлением плана цеха (отделения) рассчитывают высоту каждого пролета.

Высота пролетов сборочно-сварочного проектируемого цеха обусловлена размерами подлежащих изготовлению в них сбороч­ных единиц и изделий в целом, габаритными размерами запроекти­рованного к установке в рассчитываемых пролетах производствен­ного оборудования большой высоты и предусмотренным примене­нием (либо отказом от применения) верхнего транспорта (мостовых кранов, кран-балок, однорельсовых подвесных тележек и т. п.).

B случае отсутствия верхнего транспорта (Рис. 9а) высоту пролета Нп от уровня пола до выступающих конструктивных частей перекрытия определяют следующим образом:

H≥h1+h2 ≥4,5м,

где h1 — наибольшая в рассматриваемом пролете высота производственного оборудования либо стеллажей и стендов с обрабатываемыми на них сборочными единицами и изделиями, но не менее 2,3 м; h2 расстояние между наивысшей точкой указанного обо­рудования либо стеллажей с изготовляемыми на них сборочными единицами (изделиями) и наиболее низкой точкой выступающих конструктивных частей перекрытия; значение этого размера обычно 0,4—1 м.

Согласно нормам технологического - проектирования высота производственных помещений от пола до потолка должна состав­лять не менее 4,5 м.

При наличии верхнего транспорта (рис. 9, б и в ) высота про­лета может быть определена из следующих выражений:

Нп > h1 + h3 + h4 + h5 + h 6;

H3>Hn + h7 + h8,


где Нп — высота пролета цеха от пола до уровня поверхности головки рельса подкрановых путей, м; Н3 — высота пролета цеха от пола до нижнего уровня затяжки стропил перекрытия, м; h3 расстояние от уровня поверхности головки рельса подкрано­вых путей до наиболее низкой точки подъемного крюка в его наиболее высоком положении (определяются по конструктивным данным стандартных кранов, но не менее 0,75 м), м; h 4 — расстоя­ние между наиболее низкой точкой подъемного крюка крана и наиболее высокой точкой транспортируемого груза; величина h 4 зависит от запроектированного способа захвата или подвеса и увязки (зачалки) транспортируемого груза; при зачалке цепями или тросами h 4 принимают равным 0,5 ширины зачалки, но не менее 1 м; h5 — наибольшая высота грузов, транспорти-

Рисунок 9. Поперечное сечение пролетов цеха для подсчетов требуемой их высоты:

а — при отсутствии верхнего транспорта (кранов); б — при наличии последнего в сборочно-сварочном отделении; в — то же, в заготовительном отделении. На схеме б необходимо по требованиям техники безопасности обеспечить условия, чтобы величина острого угла а между вертикалью и натянутыми стропами, удер­живающими на крюке крана транспортируемые грузы, не превышала 45°

 

руемых в данном пролете при помощи верхнего транспорта, м; h6 рас­стояние между наиболее низкой точкой поднятых грузов, транс­портируемых в данном пролете при помощи верхнего транспорта, и наивысшей точкой установленного в том же пролете оборудова­ния либо стеллажей и стендов с обрабатываемыми на них сбороч­ными единицами и изделиями, числовое значение h 6 принимают 0,5—1 м; h7 — расстояние от уровня поверхности головки рельса подкранового пути до высшей точки оборудования тележки мосто­вого крана (определяют по конструктивным данным стандартных кранов), м; h8 — расстояние между высшей точкой оборудования тележки крана и нижним уровнем затяжки стропил перекрытия, принимают равным 0,6—1,2 м; введение в расчет величины h8 при определении высоты пролета вызывается размещением в про­лете светильников общего освещения цеха, подвешиваемых обычно к нижним поясам ферм перекрытия, а также расположением троллейных проводов крана.

С целью унификации элементов зданий согласно указаниям по строительному проектированию предприятий машиностроительной промышленности, ширину, а также высоту параллельно располо­женных пролетов по возможности следует принимать одинаковыми. Перепады высот смежных пролетов менее 2 м не допустимы. В этих случаях прибегают к выравниванию высоты пролетов путем увели­чения меньшей высоты до значения, соответствующего более высокому пролету.

В дополнение к описанным выше расчетам полученные значения высоты пролетов должны быть проверены с точки зрения соблюдения санитарных норм для промышленных предприятий, согласно которым на каждого работающего должно приходиться не менее 15 м3 объема производственного помещения.

Взаимное размещение пролетов на плане цеха, проектируемого по схеме с продольным расположением производственного потока (см. рис. 1), устанавливают с учетом следующих особых требова­ний. С точки зрения архитектурного оформления здания цеха необходимо наиболее высокие пролеты располагать в средней части здания, параллельно его продольной оси, а наиболее низкие пролеты — у наружных продольных стен здания цеха. Такое расположение пролетов удовлетворяет эстетическим требованиям промышленной архитектуры, обеспечивает благоприятное распо­ложение в отношении равномерного распределения нагрузок на кровлю цеха от атмосферных осадков в зимнее время и создает лучшие условия для естественного освещения пролетов в дневные часы.

Если расчетные значения высоты отдельных пролетов цеха не удовлетворяют указанному условию, то на плане цеха производят перемещения пролетов (одного на место другого). В результате этих перемещений достигают требуемого соотношения высот всех пролетов в поперечном разрезе здания проектируемого цеха. В плане цехов с продольным расположением производственного потока такие перемещения пролетов вполне допустимы, поскольку сборочно-сварочные процессы в каждом отдельном пролете этих цехов технологически не связаны между собой.

В случаях же разработки плана цеха со смешанным расположе­нием производственного потока (см. рис. 2 и 3) упомянутое условие конструктивно-строительного характера необходимо соче­тать с требованиями технологической планировки пролетов. Эти требования сводятся к удовлетворению условий определенного взаимного расположения всех линий рабочих мест, размещаемых в продольных пролетах отделения узловой сборки и сварки. Такое взаимное расположение указанных линий зависит от установлен­ной последовательности работ в поперечном пролете отделения общей сборки и сварки. При этом удовлетворение упомянутых требований технологической планировки достигается примыканием соответствующих продольных пролетов к поперечному точно в тех его участках, где расположены сборочно-сварочные места, потребляющие продукцию продольных пролетов.

Следовательно, если на разрабатываемом плане цеха со сме­шанным расположением производственного потока расчетные значения высоты некоторых пролетов отделения узловой сборки и сварки не удовлетворяют указанному выше требованию промыш­ленной архитектуры, то ранее описанные (для других схем плани­ровки цеха) перемещения одних пролетов на место других в данном случае не могут быть допущены. В описываемом случае соблюдение условия требуемого взаимного расположения высоких и низких пролетов цеха достигается только путем увеличения расчетного значения высоты более низкого пролета до высоты расположенного рядом с ним (в направлении от продольной оси здания к наружной стене последнего) более высокого пролета. Таким обра­зом, в схемах планировки со смешанным расположением производ­ственного потока соблюдение указанного требования промышлен­ной архитектуры может привести к некоторому увеличению куба­туры здания цеха и, следовательно, к удорожанию последнего.

После проведения всех подсчетов и установления на основе указанных выше соображений рационального взаимного располо­жения продольных пролетов приступают к нанесению на бумагу в принятом масштабе сетки колонн проектируемого цеха и к раз­мещению в его пролетах оборудования и рабочих мест. В целях достижения наибольших удобств при планировке пролетов для нанесения сетки колонн и дальнейшей разработки технологиче­ского плана цеха используют клетчатую миллиметровую бумагу и применяют условные обозначения, принятые в практике проекти­рования

Планировку элементов производства в каждом пролете сборочно - сварочных отделений выполняют сообразно с последователь­ностью работ, указанной в разработанных ранее картах технологи­ческого процесса, и согласно данным расчетной таблицы числа рабочих мест. Однако даже при соблюдении строгой последователь­ности расположения одних определенных рабочих мест после дру­гих планировка элементов производства в пределах каждого про­лета допускает большое число вариантов их взаимного расположе­ния. Поэтому в целях устранения лишней работы по вычерчиванию сравниваемых вариантов этой планировки техника ее выполнения сводится к следующему.

В принятом масштабе, на отдельном куске миллиметровой бумаги, вычерчивают «габариты» (очертания) планов всех рабочих мест и оборудования проектируемого отделения цеха в том коли­честве, которое предусмотрено к установке согласно данным разработанного технологического процесса производства. В проект­ных организациях для ускорения работ на кальке в принятом масш­табе заранее изготовляют чертежи таких «габаритов» всех практи­чески используемых типоразмеров оборудования и рабочих мест. Для разработки планов каждого проектируемого цеха предвари­тельно печатают необходимое количество светокопий габаритов требуемых типоразмеров. Затем все эти габариты аккуратно выре­зают по их контурам.

Дальнейшая работа проектанта заключается в рациональном размещении габаритов рабочих мест и оборудования на плане, в пролетах цеха, с соблюдением всех необходимых расстояний между ними. При расстановке габаритов на плане последние за­крепляют на своих местах булавками либо кусочками пластилина. Такая техника планировки позволяет быстро осуществлять неиз­бежные при составлении плана каждого пролета различные изме­нения расположений планируемых элементов производства, что достигается переносом размещаемых габаритов с одного места н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...