Речевые пробы для учащихся 1-3 классов
РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ Раздел I. Устная речь Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ а) Исследование звукопроизношения Инструкция: повторяй за мной слова.
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, и). Оценка Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются. 6 баллов — нормативное произношение всех звуков группы; 4 балла — один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т. е. недостаточно автоматизированы); 2 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; 0 — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятель-ности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом. Максимальная оценка равна 30 баллам. б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова Инструкция: повторяй за мной слова.
Оценка каждой проб осуществляется по двум критериям:
Оценка слоговой структуры слова 1, 5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова; 1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры; 0, 5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове; 0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение. Максимальная оценка составляет 15 баллов. Оценка звуковой структуры слова 1, 5 балла — правильное повторение; 1 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука (акваландист, коснонавт, танкис); 0, 5 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (кинтеатор, баспебол); 0 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, восибесдист). Максимальная оценка составляет 15 баллов. Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам. в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу. Надуй щеки. Надуй одну щеку. Надуй другую. Упри язык в правую щеку. Помести язык между верхними зубами и верхней губой. Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу. Инструкция: повторяй за мной движения. Губы выдвинуты вперед «трубочкой». Язык «лопаткой» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт). Упражнение «маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому).
Упражнение «качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы). Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка». Оценка 3 балла — точное и правильное выполнение; 2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу; 1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации; 0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора). Максимальная оценка — 30 баллов. г) Повторение цепочек слогов Инструкция: повторяй за мной слоги.
Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь». Оценка 3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 2 — напряженное или замедленное воспроизведение; 1 — уподобление слогов с самокоррекцией; 0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ. Максимальный балл за это задание равен 30, за всю серию — 120 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|